Урок по русскому языку ( лингвистический КВН)

Лингвистический КВН  Цель: Повторить, обобщить, закрепить знания по всему курсу русского языка. Развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес; учить учащихся проявлять находчивость, сообразительность; прививать интерес к уроку-игре. Развитие устной речи.Дать учащимся знания о русском языке и сформировать у учащихся языковые и речевые умения.Воспитывать учащихся средствами данного предмета ; развивать логическое мышление; обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому яз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс


Урок - игра


Лингвистический КВН

Цель: Повторить, обобщить, закрепить знания по всему курсу русского языка. Развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес; учить учащихся проявлять находчивость, сообразительность; прививать интерес к уроку-игре. Развитие устной речи.

Оборудование: Плакаты с надписью «Лингвистический КВН» Название «станций».

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-игра.

Мы проведем лингвистический КВН.

Цель урока: Повторить, обобщить, закрепить знания по всему курсу русского языка.

Весь материал охватить на одном уроке очень сложно, но мы постараемся. Я хочу сегодня особое внимание уделить тем правилам, на которых вы делаете ошибки, а также теоретическому материалу, при изучении которого, повторении имеют место затруднения.

Но и конечно, вы должны проявить свою находчивость, сообразительность, учиться мыслить, то есть развивать свое мышление.

Д/з: Повторить теоретический материал, разделиться на 2 команды, придумать название командам, выбрать в каждой команде капитана.

Переходим к игре. Игра будет проходить в несколько туров. Мы остановимся на многих станциях, где будут даны теоретические и практические задания, вопросы на сообразительность.

Ι. Итак, Ι станция «Теоретическая» (команды отвечают поочередно на вопросы).

Вопросы:

1. Что такое основа слова?

2. Дать определение глаголу, назвать морфологические признаки.

3. Какие односоставные предложения вы знаете?

4. Что изучает синтаксис?

5. Сформулируйте правило правописания корня - касс -, - кос -?

6. Что такое причастный оборот?

7. Назовите виды придаточных предложений. Чем они присоединяются к глаголу?

8. Какие суффиксы имеют страдательные причастия?

9. Какие части речи не являются членами предложения?

10. назовите части речи?

ΙΙ. Практическая станция.

(учитель раздает учащимся карточки с заданием, капитаны обмениваются карточками, проверяют (друг друга).

В это время учитель зачитывает (факты о языках) - карточка.


Задание:

«Глаголики»

«Союзики»

1. Разберите слова по составу

пользоваться

смеющаяся

2. Определить род существительных

Иваси, рояль, авеню, МГц, бандероль, вуаль, тюль

пианино, кофе, вермишель, конферансье, ДК, пони, досье

3. Назовите слова с корнем

- раст -

- рос -

- лаг -

- лож -

4. Подберите однокоренные слова:

путешественник

игрушка

5. Определите способ образования слов:

привокзальный

древнерусский

предвечерний

вагоноремонтный

6. Образуйте страдательные причастия в полной форме и краткой от глаголов:

приколоть

полистать

7. Придумайте три слова с приставкой при-

Обозначающий неполноту

действий

Обозначающий расположение вблизи чего-нибудь

8. Объясните правописание слов

загоревший

загар

зоренька

зарница

9. Придумайте предложение с придаточным

обстоятельственным

определительным

10. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки

уходить (в) даль моря,

крашеный пол,

(ни) где не найти,

(кое) кто

покрашенный пол,

прибыть (во) время,

(ни) когда (не) опаздывать,

(кое) у кого

11. Объясните значение слов:

безответный

безответственный

насмешливый

смешливый

ΙΙΙ. «Сообразительная станция».

(учитель задает вопросы - команды обсуждают. Капитан подает сигнал (карточка), что команда готова отвечать. Правила игры - «Кто первый»).


Вопросы:

1. Что у Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква «б»).

2. Почему по-разному пишутся слова близкие по звучанию:

Деревенский старожил (старый).

Сад колхозный сторожил (сторож).

3. Назовите слова, начинающиеся с четырех согласных (встреча, взгляд, всплеск).

4. Как большой дом превратить в маленький? (домик - уменьшительно-ласкательный суффикс)

5. Какое слово задумано?

Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же в дневнике я и в журнале (оценка).

6. Чем кончается день и ночь?

7. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

ΙV. Станция «Зритель».

Конкурс капитанов (домашнее задание команды подготовили друг для друга).

Глаголики:

1. Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.

2. Для чего понадобилось выучить четверостишие:

Смотреть, слышать, видеть,

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать

3. Прочитайте скороговорку

Осип охрип, Архип осип.

Союзики:

1. Назовите пословицы о дружбе.

2. О каком правиле правопонимания идет речь. Сформулируйте это правило.

Цыпленок в цирке выступал

Играл он на цимбалах

На мотоцикле разъезжал

И цифры знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал

Где и, а где же ы.

3. Прочитайте скороговорку:

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

V. Историческая станция.

(«Кто первый» - ответит).

1. Из какого языка заимствовано слово (саквояж - французское: сак - мешок, вояж - путешествовать).

2. Откуда к нам пришло слово аквариум. Что оно означает?

3. Из какой страны забрело к нам слово - вернисаж - французское (день открытия художественной выставки)?

4. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт-Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что здание построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое «зодчий». И тогда экскурсовод объяснил им: «Зодчий по-русски значит «архитектор». Верны ли были пояснения экскурсовода?

(экскурсовод был не прав: именно слово архитектор по своему происхождению является нерусским. Оно заимствовано из греческого языка, в котором слово «архитектор» означает «строитель». Именно русское слово «зодчий»).

Ну вот и подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. Хочу закончить его словами узбекской поэтессы Этибор Ахуновой:

На столе моем - книги, много радостных книг!

Их открыл мне учитель - мудрый русский язык!

Он к сокровищам знаний - ключ волшебный в руке.

Говорю с целым миром я на том языке!

Подведение итога урока.

Оценка работы класса.

Денисова Галина Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

Высшей категории

МБОУ Бытошской СОШ

Дятьковского района

© 2010-2022