Программа предметного кружка Литературная гостиная

ЦелиизадачипрограммыЦель программы – познакомить обучающихся с жизнью итворчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям и произведениям, выведенным за рамки учебной программы).Задачи программы – выработать у обучающихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в училище произведений. 1.образовательные:- изучитьжизнь и творчество всемирно известных писателей;- обучить участников кружка навыкам лингвистического анализа текста;2.развиваю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Л.Т. Подобедова

Возраст обучающихся - 15-17 лет

Срок реализации программы: 1 год



Пояснительная записка

В настоящее время в образовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура».



Программа кружка «Литературная гостиная». Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.

Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, кружок же научит подростков по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

«Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу подростка, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся творческого объединения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что является основным устремлением работы кружка.

С педагогической точки зрения, такой кружок необходим училищу, так как он способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит подростков чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.

Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:

- вооружение обучающихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);

- формирование у обучающихся необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);

- воспитание и развитие обучающихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).

Цели и задачи программы



Цель программы - познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям и произведениям, выведенным за рамки учебной программы).

Задачи программы - выработать у обучающихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в училище произведений.



  1. образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить участников кружка навыкам лингвистического анализа текста;



  1. развивающие:

- развивать интерес обучающихся к изучению биографии всемирно известных писателей;

- развивать коммуникативные навыки обучающихся;

- развивать навыки выразительного чтения обучающихся.



  1. воспитательные:

- воспитывать интерес обучающихся к изучению литературных произведений;

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к книгам.

Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет подробный рассказ о жизни писателя или поэта, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.

Педагогические идеи и принципы



В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:

• опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;

• учёт индивидуальных особенностей обучающихся;

• создание условий для усвоения знаний;

• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.



Особенности организации образовательного процесса



Программа соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям старшеклассников.

Обучение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого обучающегося. Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок обучения по данной программе рассчитан на один учебный год.

При обучении обучающихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Занятия проводятся в двух группах, два раза в неделю по 1 часу. В результате прохождения курса у подростков формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской и зарубежной литературе.

Основной учебно-тематический план составлен из расчёта 72 академических часа в год. По каждой теме определено достаточное количество часов, часы практических и теоретических занятий.

В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.

Формы и методы

образовательного процесса



Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.

Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода - определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:

• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;

• творческие работы;

• литературные игры, викторины ;

• литературно-музыкальные произведения.

В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

темы

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ

Количество

часов

всего

теор.

прак.

1

Литература как предмет изучения.

2

2

2

Путешествие в страну Читалию.

2

2

3

Литературный вечер «Я до секунд всю жизнь свою измерил…», посвящённый памяти

В. Высоцкого.

2

2

4

Литературный вечер «Две дуэли».

2

2

5

Устный журнал «Лампада чистая любви» на заседании в литературной гостиной.

2

2

6

«Сам язык наш есть … тайна!»

2

2

7

«Поговорим о прелести сонета».

1

1

8

Литературный вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения В.С. Высоцкого.

2

2

9


Понятие «текст», «главная мысль текста».

2

2

10

Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.

Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.


2

2

11

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.

2

2

12

Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.

2

2

13

Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.

2

2

14

Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры.

2

2

15

Русская литература в контексте мировой культуры.

2

2

16

Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

2

2

17

Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.

2

2

18

Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе.

1

1

19

Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека

1

1

20

Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

2

2

21

Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.

2

2

22

Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор.

2

2

23

Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.

2

2

24

Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы.

1

1

25

Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.

2

2

26

Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе

2

2

27

Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои.

2

2

28

Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.

2

2

29

Сатира в литературе.

2

2

30

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе

2

2

31

Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.

2

2

32

«Лагерная» тема в литературе.

2

2

33

«Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе

2

2

34

Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

2

2

35

Художественная литература как искусство слова.

2

2

36

Художественный образ.

2

2

37

Содержание и форма.

1

1

38

Художественный вымысел. Фантастика.

1

1


Итого

72

52

20


ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональное училище №82»





Программа предметного кружка

«Литературная гостиная»





Автор: Подобедова Любовь Тимофеевна,

преподаватель литературы и русского языка

с. Каратузское

© 2010-2022