- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа предметного кружка Литературная гостиная
Программа предметного кружка Литературная гостиная
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подобедова Л.Т. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Л.Т. Подобедова
Возраст обучающихся - 15-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Пояснительная записка
В настоящее время в образовательных учреждениях практикуется системный подход к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура».
Программа кружка «Литературная гостиная». Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.
Направленность программы заключается в том, чтобы не только познакомить обучающихся с биографическими данными и произведениями писателей, а проследить основные этапы работы над произведениями, попробовать проникнуть в их глубинный смысл.
Актуальность работы состоит в том, что сегодня современные школьники зачастую узнают о жизни писателей и поэтов только из учебников и других печатных источников, кружок же научит подростков по-другому смотреть на литературные произведения, видеть в них частичку жизни писателей.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.
«Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу подростка, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся творческого объединения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что является основным устремлением работы кружка.
С педагогической точки зрения, такой кружок необходим училищу, так как он способствует, во-первых, лучшему усвоению литературы, во-вторых, научит подростков чувствовать историческую эпоху, показанную в произведении.
Специфика данного курса обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
- вооружение обучающихся основами знаний в соответствующей области науки (познавательная цель);
- формирование у обучающихся необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
- воспитание и развитие обучающихся средствами предмета обучения (общепредметные дидактические цели).
Цели и задачи программы
Цель программы - познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателей, рассмотреть основные литературоведческие термины (применительно к изучаемым произведениям и произведениям, выведенным за рамки учебной программы).
Задачи программы - выработать у обучающихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в училище произведений.
-
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить участников кружка навыкам лингвистического анализа текста;
-
развивающие:
- развивать интерес обучающихся к изучению биографии всемирно известных писателей;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся;
- развивать навыки выразительного чтения обучающихся.
-
воспитательные:
- воспитывать интерес обучающихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к книгам.
Порой тексты художественных произведений напрямую связаны с биографией автора, поэтому немаловажную роль играет подробный рассказ о жизни писателя или поэта, вещи, которые переносят в эпоху жизни писателя, учат ребят по-другому взглянуть на текст художественного произведения, увидеть существенные детали, более глубоко понять смысл книги.
Педагогические идеи и принципы
В основе подхода к обучению заложены следующие принципы:
• опора на уже имеющиеся знания и умения обучающихся;
• учёт индивидуальных особенностей обучающихся;
• создание условий для усвоения знаний;
• доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения.
Особенности организации образовательного процесса
Программа соответствует возрастным психолого-физиологическим особенностям старшеклассников.
Обучение осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого обучающегося. Обучение осуществляется поэтапно: от простого к сложному. Срок обучения по данной программе рассчитан на один учебный год.
При обучении обучающихся используется как групповая, так и индивидуальные формы работы. Занятия проводятся в двух группах, два раза в неделю по 1 часу. В результате прохождения курса у подростков формируются и углубляются знания о жизни писателей и поэтов, что позволяет привить стойкий интерес к русской и зарубежной литературе.
Основной учебно-тематический план составлен из расчёта 72 академических часа в год. По каждой теме определено достаточное количество часов, часы практических и теоретических занятий.
В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся, их способностей усваивать и закреплять материал программы общее количество занятий по всем темам может увеличиваться или уменьшаться в рамках часов коррекции.
Формы и методы
образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода - определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• литературные игры, викторины ;
• литературно-музыкальные произведения.
В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной образовательной программы
№
темы
ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЯ
Количество
часов
всего
теор.
прак.
1
Литература как предмет изучения.
2
2
2
Путешествие в страну Читалию.
2
2
3
Литературный вечер «Я до секунд всю жизнь свою измерил…», посвящённый памяти
В. Высоцкого.
2
2
4
Литературный вечер «Две дуэли».
2
2
5
Устный журнал «Лампада чистая любви» на заседании в литературной гостиной.
2
2
6
«Сам язык наш есть … тайна!»
2
2
7
«Поговорим о прелести сонета».
1
1
8
Литературный вечер, посвящённый 75-летию со дня рождения В.С. Высоцкого.
2
2
9
Понятие «текст», «главная мысль текста».
2
2
10
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание.
2
2
11
Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.
2
2
12
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте.
2
2
13
Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности.
2
2
14
Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры.
2
2
15
Русская литература в контексте мировой культуры.
2
2
16
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).
2
2
17
Нравственные устои и быт разных слоев русского общества (дворянство, купечество, крестьянство). Роль женщины в семье и общественной жизни.
2
2
18
Национальное самоопределение русской литературы. Историко-культурные и художественные предпосылки романтизма, своеобразие романтизма в русской литературе.
1
1
19
Формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека
1
1
20
Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.
2
2
21
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
2
2
22
Проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти. Выявление опасности своеволия и прагматизма. Понимание свободы как ответственности за совершенный выбор.
2
2
23
Споры о путях улучшения мира: революция или эволюция и духовное возрождение человека.
2
2
24
Историзм в познании закономерностей общественного развития. Развитие психологизма. Демократизация русской литературы.
1
1
25
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX - ХХ веков. Новые литературные течения. Модернизм.
2
2
26
Трагические события эпохи (Первая мировая война, революция, гражданская война, массовые репрессии, коллективизация) и их отражение в русской литературе
2
2
27
Конфликт человека и эпохи. Развитие русской реалистической прозы, ее темы и герои.
2
2
28
Государственное регулирование и творческая свобода в литературе советского времени. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий.
2
2
29
Сатира в литературе.
2
2
30
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе
2
2
31
Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
2
2
32
«Лагерная» тема в литературе.
2
2
33
«Деревенская» проза. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе
2
2
34
Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
2
2
35
Художественная литература как искусство слова.
2
2
36
Художественный образ.
2
2
37
Содержание и форма.
1
1
38
Художественный вымысел. Фантастика.
1
1
Итого
72
52
20
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
-
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Выразительное чтение.
-
Различные виды пересказа.
-
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
-
Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
-
Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
«Профессиональное училище №82»
Программа предметного кружка
«Литературная гостиная»
Автор: Подобедова Любовь Тимофеевна,
преподаватель литературы и русского языка
с. Каратузское