Конспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетанийКонспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетанийКонспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетанийКонспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетанийКонспект урока русского языка в 8 кл. Тема: Строение и грамматическое значение словосочетанийМакушева Елена Геннадьевна

Предмет: русский язык и литература

Карасуский район

ГУ «Карасуская средняя школа»


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

ТЕМА: СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Цели урока:
- обобщение и расширение полученных знаний по теме «Словосочетание»;
- развитие речи, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся;
- воспитание желания переосмыслить собственные знания по теме и применить их на практике.
Задачи урока: -выделить существенную информацию, систематизировать ее и представить в графическом виде;
-обеспечить условия для формирования знаний о способах связи слов в словосочетании, формирования умений определять способы связи слов в словосочетании;
- самостоятельно определять границу между знанием и незнанием по изучаемой теме, сравнивать, анализировать, работать в группе и парах;
- развивать умение давать самооценку своей деятельности;
-воспитывать нравственные качества: толерантность, ответственность, самоуважение, любовь к русскому языку.
Тип урока: урок "открытия" нового знания.

  • Планируемые результаты:
    1.Личностные: - стремиться к совершенствованию собственной речи; - испытывать потребность в самовыражении через слово; -толерантно относиться к мнению других, осознавать значимость чувства товарищества, способности сопереживать.
    2.Метапредметные. Познавательные УУД: -самостоятельно формулировать тему; -сравнивать и анализировать, выделять главное; -устанавливать причинно-следственные связи.
    Регулятивные УУД: - определять цель, проблему в деятельности; - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; -осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, определяя степень успешности своей работы и работы других.
    Коммуникативные УУД: -уметь формулировать собственное мнение и позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве; - различать в речи другого мнения, доказательства, факты.
    3.Предметные результаты: - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»;

  • Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо; критериальное оценивание; коллаборативное обучение.

  • Использованные приемы:
    - мозговой штурм, таблица «Знаю - хочу знать - узнал», «кластер»;

Ход урока:

I. Организационный момент.
1. Приветствие.

2. Объявление темы и цели. Мотивация.

3. Психолог.настрой.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.

II. Проверка домашнего задания. «Мозговой штурм» (стадия вызова)

- Что изучает синтаксис?

- Для чего служит пунктуация?

-Чем отличается словосочетание от слова? (Дает более точное значение)
- Чем отличается предложение от словосочетания? (Носит законченную мысль)

III. Деление на группы: *** предлагаю вам встать и образовать круг, взять за руку, держать крепко, крепкое рукопожатие.

  • Ученики определяют тему - «Словосочетание».

  • Произнесите, пожалуйста, все вместе: «Я люблю свой Казахстан»

  • Теперь каждый по очереди произнесите каждое слово из предложения отдельно.

  • Вот таким образом у нас получилось 4 группы. Рассаживаемся все на свои места.

  • Вспоминаем правила работы в группе.

  • Распределите роли самостоятельно: лидер, оценщик, тайм-аут и художник.

IV Актуализация опорных знаний и действий учащихся

  • Какие ассоциации вызывает слово Родина? (дом, место, где родился, столица, Астана, Байтерек и т.д.)

  • Оформление тетрадей: - Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: Строение и грамматическое значение словосочетания.

  • Работа в парах:

1. Попробуйте, поработав в паре, записать словосочетания со словом Родина, выделить главное и зависимое слово: (Моя Родина, любимая Родина, дорогая Родина, многострадальная Родина…)

-Что вы составили? (Словосочетания)

V. Проблемное объяснение нового знания.


  • Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Информационный текст:

1. Словосочетание - это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово - глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие - наречными.

Строение словосочетания.

Словосочетания




Сочинительные



Подчинительные


День и ночь

сущ. + сущ.


День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

Что?

Х

Решаем задачи

Глаг. + сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

2. Заполнение таблицы: «Знаю - хочу знать - узнал»

- Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать


3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю - Хочу знать - Узнал».

Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю».

  1. Словосочетание - два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

  2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

  3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

  4. Связь в словосочетании - подчинительная.

VI. Закрепление и практическое применение знаний.

(слайды № 5,6)

Упражнение №1

Распределите словосочетания по столбикам таблицы.

Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.


  • Музыкальная физ. - минутка.
    (Дети выполняют танцевальные движения)


  • 2. Грамматическое значение словосочетания.

Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать очень много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Грамматическое значение словосочетаний

1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.

2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.

3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

(Слайд № 8)

Грамматическое значение словосочетаний


Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

Большой дом,

Яркий свет,

Интересная книга

Действие и предмет

Построить дом

Читать книгу

Решать задачу

Действие и его признак

Бегать быстро

Говорить громко

Писать грамотно

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

  • (Слайды № 9, 10)

Упражнение №2 - Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.


Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

(слайд № 11)

  • 3 - Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.


  • ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ - составление кластера «Словосочетание» - 5-7 мин. *** Если достаточно времени на уроке.


  • Защита кластера - 2 мин.

(слайд № 12)

4. Выводы.

  • Словосочетание - это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.


  • Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

VII. Рефлексия. Итог урока:

Учитель: Откуда у вас сведения о словосочетании?

  • Ответы учащихся:


  • - Прочитал в учебнике, книге.
    - Слышал раньше от учителя.
    - Узнал от одноклассника и др.



  • Что нового узнали сегодня на уроке?

  • Какая информация была полезной?

  • Что показалось трудным?

  • Интересно ли было работать?

  • Кто был лидером в группе?

  • Как вы оцениваете свою работу?

  • Всё ли у вас получилось так, как планировали?

VIII. Домашнее задание - §____; создать кластер о словосочетании, приготовиться к тестированию

IX. Озвучивание оценок оценщиками групп.

  • Рефлексия. Оценка уроку и эмоциональному состоянию учащихся.

ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭМОЦОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ.

Также подойдите к нашему градуснику и оцените своё самочувствие на уроке. Вы видите критерий на доске.

  • Закрепите стикер в том месте температуры, соответствующем вашему самочувствию: 36,6 или рядом - нормальное, практически такое же, как и вначале, урок особо ничего нового не дал; выше - урок зарядил энергией и энтузиазмом, хочется что-то делать; ниже - урок прошел скучно и вяло, чуть не заснул.

Молодцы! Спасибо за работу!

© 2010-2022