Устный лингвистический журнал. 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пыстина Лидия Митрофановна

учитель русского языка и литературы

школа - гимназия № 9











Устный лингвистический журнал

Ведение устного журнала во время урока - одна из возможностей работать над

- развитием устной речи учащихся,

- формированием устойчивых знаний по лексике, стилистике, фразеологии, орфоэпии, этимологии и т. д.

Одного занятия устного журнала в четверть вполне хватит для работы в 5 - 11 классах. И вести такой журнал лучше всего тематически.

Тематика занятий предлагается такая (но по усмотрению учителя можно изменять, добавлять задания, варьировать вопросы и т. д.):

5 класс - «Из истории слов и выражений»

6 класс - «Говори правильно!»

7 класс - «В стране лингвистической сказки»

8 класс - «Поговорим о фразеологизмах»

9 класс - «Грамматические трудности»

10 - 11 классы - «Стилистические загадки»






8 класс - «Поговорим о фразеологизмах»

Журнал № 1.

Рассказ с фразеологизмами. Ох уж эти сороки!

Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали совещаться, где его припрятать, от ворон уберечь. Вороны ведь большие любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже видно пронюхали о находке, вот одна кружится, вот другая… Того и гляди сыр из-под носа утащат среди бела дня.

Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл.

И поделом сорокам - нечего ворон считать!


- Прочитайте мини - рассказ с фразеологизмами.

- Подберите к каждому фразеологизму синоним.

- Составьте с каждым из фразеологизмов предложения.



Журнал № 2.

Рассказ с фразеологизмами. Золотая рыбка

Анюта бежала домой сломя голову, находясь на седьмом небе от счастья, ведь завтра в школе должен состояться новогодний бал-маскарад, которого она так долго ждала с замиранием сердца. Дома её ждала мама, она всю ночь не покладая рук и не сомкнув глаз готовила праздничный костюм для дочери, но, несмотря на это, работы ещё хватало.

Анюта не знала, какой костюм на этот раз сошьёт любимая мамочка, и ломала голову над этим вопросом. В прошлом году на новогоднем празднике она была в костюме Мальвины, за который получила первое место. Поэтому сейчас ей никак не хотелось ударить в грязь лицом и снова быть на высоте.

Прибежав домой, она первым делом пошла в комнату, где её ждал сюрприз…

-Вот, посмотри, что я тебе приготовила, - сказала мама. Анюта увидела замечательный ярко-оранжевый, расшитый блёстками костюм золотой рыбки. Она ещё раз убедилась, что у мамы золотые руки.

- Спасибо, мамочка! - не помня себя от счастья, вскрикнула Анечка. Ей не терпелось примерить костюм. Не было сомнений, что «золотая рыбка» будет одной из лучших на маскараде, оставалось лишь пришить плавники и украсить корону. Мама, не теряя времени, принялась за работу. Дочка тоже не хотела сидеть сложа руки, хотя ходила уже вокруг мамы как сонная муха.

-Быстро спать, тебе нужно выспаться, - сказала мама.

Аня прошла в спальню, и проспала всю ночь без задних ног. Ей снилось, что на маскараде она завоевала главный приз за свой необыкновенный костюм. Проснувшись ни свет ни заря, Анютка побежала в комнату мамы. На кровати , переливаясь блёстками, лежал маскарадный костюм.

На маскарад Анюту собирала вся семья. Все восторженно глядели на «Золотую рыбку».

И вот двери школы распахнулись перед оравой детей, которые с интересом рассматривали замечательно украшенный зал, да и друг друга. Все были радостные, весёлые.

Анютка своим нарядом всех поразила, а в конце праздника под аплодисменты присутствующих в зале единогласно была признана королевой бала. Ей вручили главный приз - большую энциклопедию о животных.

«Спасибо, мамочка! Как я тебя люблю!»- прошептала девочка, оглядывая зал счастливыми глазами.

По пути домой она думала о том, «интересно, какой же костюм придумает мама в следующий раз?»

- Прочитайте мини - рассказ с фразеологизмами.

- Подберите к каждому фразеологизму синоним.

- Составьте с каждым из фразеологизмов предложение.

Журнал № 3.


Рассказ с фразеологизмами. Дружеский совет.

Встретились как-то два друга."Здорово брат, сколько лет сколько зим!"- начал разговор первый. "Здравия желаю дружище!"- поддержал второй. "Слушай брат я места себе не нахожу!"- начал рассказ первый. "Работу потерял, семья голодает! Не знаю, что делать, пойдем куда глаза глядят. Иначе так и будем класть зубы на полку". "Возьми свои слова обратно!"- успокоил друга товарищ."Нельзя бить баклуши! Соберись с мыслями и овладей собой. Попробуй найти общий язык с работодателем. Если вложить душу в дело, то все пойдет как по маслу!". "Ты прав!"- согласился товарищ. "Лиха беда начало. Но работа будет гореть у меня в руках , если взяться за дело не за страх, а за совесть!"

- Прочитайте мини - рассказ с фразеологизмами.

- Подберите к каждому фразеологизму синоним.

- Составьте с каждым из фразеологизмов предложения.





Журнал № 4.

Сказка "Волк и зайцы" с использованием фразеологизмов

Жил был в дремучем лесу Волк. Очень он любил гулять по зимнему лесу и читать заячьи следы.

Утром ни свет ни заря выходил он, чтобы прочитать филькину грамоту, которую загадали ему ночью белые проказники зайчата.

Зайцы залягут за корягу, стараются держать ухо востро, шепчут на ухо соседу по коряге, а тот не верит своим ушам, что где-то близко ходит злой и голодный Волк.

Однажды Волк крадётся и доходит до его ушей, что зайцы развесили уши и слушают байки старого опытного зайца, а тот рассказывает и слушает краем уха, чтобы не пропустить мимо ушей и не попасть в лапы серому недругу. А волк знает уязвимые места маленьких трусишек, сам старается навострить уши и найти уязвимое место у белых плутишек смог умыть руки самый старый и опытный из них, за которым волк не первый десяток лет охотиться. Одни зайцы грызут кору у коряги, и у них от наслаждения за ушами трещит, у других начинают уши вянуть от историй, который придумал про волка старый заяц.

Вдруг стало доходить до заячьих ушей, что не уйти им от злого волка, который начал притягивать их за уши и вытаскивать из-под коряги, первого потащил он старого Зайца, а все остальные с замиранием сердца стали ждать, что скажет ему Волк:
- Вижу умеешь ты рассказывать байки, своим маленьким зайчишкам, так и мне расскажи, как же ты больше десятка лет уходил от меня живым и невредимым.

В это время семь потов сошло со старого зайца, но смог он собраться с силами и ответить Волку:

- Так я как ты не ждал манны небесной, только услышу краем уха и сразу начинаю обращаться к своим главным помощникам- ногам, чтобы скорее умывать от тебя руки, чтобы несли они меня, как на ковре самолёте, а надеяться больше мне не на кого, а то не видать жизни, как своих ушей.

Пока старый заговаривал волку зубы, а молодые уже были таковы, разбежались под другие коряги и навострили свои уши и стали просить помощи у своих быстрых ног, как советовал им старый заяц. А Волк так увлёкся старым и опытным зайцем, что и не заметил, что молодёжь и была такова. Слушал, слушал Волк и сказал зайцу:
- Прощайся с жизнью, твоя песенка спета, старый болтунишка.
Но косой и здесь схитрил, прищурил свои глаза и сказал Волку:
- Я не верю своим ушам, не уж то ты мне не споёшь прощальную песню к которой я так привык.

Волк хотел пропустить мимо своих ушей просьбу косого, и сказал:
- Мне давно медведь на ухо наступил.

Но косой добавил:

- Ежедневно доходило до моих длинных ушей, твоё прекрасное пение и я даже развешивал свои уши и слушал, слушал...

Волк смилостивился, по уши ушёл в свою песню, а заяц не мог поверить своим ушам и был таков. Прибежал к своим собратьям и начал рассказывать, как нашёл уязвимое место у старого, голодного волка и оставил его с носом. А Волк, закончив пение, не поверил своим ушам, что прохлопал зайца, и пошёл несолоно хлебавши восвояси.

А зайцы были счастливы, что все остались целы и невредимы, а старый особенно, что смог навешать лапши на уши волку, а сам унёс ноги и остался целым и невредимым.

- Прочитайте мини - рассказ с фразеологизмами.

- Подберите к каждому фразеологизму синоним.

- Составьте с каждым из фразеологизмов предложения.

Литература

  1. nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/02/03/rasskaz-s-ispolzovaniem-frazeologizmov.

  2. megasuperblog2.blogspot.ru/2009/12/blog-post_15.html.

  3. ped-kopilka.ru/blogs/lyudmila-nikolaevna-brait/skazka-volk-i-zaicy-s-ispolzvovaniem-frazeologizmov.html.

7


© 2010-2022