Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова

  Михаил Юрьевич Лермонтов оставил яркий след в русской и мировой литературе. Его творчество открывает читателю совершенно особый мир чувств и идей, со своими героями и взаимоотношениями. Мир этот создан юношей, почти мальчиком, погибшим в возрасте двадцати шести лет.    За тринадцать неполных лет литературной работы Михаил Юрьевич создал огромное количество произведений. Он продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с ним вровень.    Гибель великого поэта явилась тяжёлым ударо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Лермонтовы - русский дворянский род, шотландского происхождения.

Древнейший представитель шотландской ветви Томас Лермонт, известный как Честный Томас или Томас-Рифмач- легендарный шотландский бард XIII века. Он пользовался репутацией непревзойдённого поэта, музыканта и прорицателя. Его имя упоминалось в романах и балладах Вальтера Скотта.

С историей рода Лермонтов связаны многие достопримечательные места Шотландии: Эрстон, Бервик, Данбер, Дерси, Сент-Эндрюс, Балькоми.

Замок Дерси - древняя резиденция могущественных и воинственных родов. Здесь решались государственные дела, проводились политические диспуты, и даже заседал Парламент Шотландии. Его владельцем стал один из потомков семьи Лермонтов, женившийся на наследнице рода Дерси.

Замок Балькоми принадлежал другой ветви Лермонтов.

В этом замке в XVI веке жил предок Джорджа Байрона, королевский адвокат Гордон, женой которого была Маргарет Лермонт. Таким образом, Лермонтовы оказываются связанными родственными узами с родом Байрона. Сам Лермонтов не знал, что был в родстве с поэтом Байроном, в юности он подражал ему, а во взрослой жизни искал сходства.

По мнению исследователей, русская ветвь Лермонтовых восходит к Лермонтам из Балькоми.

В конце XVI - начале XVII веков многие Лермонты из Балькоми стали "солдатами удачи" - военными наемниками. Судьба развела их по разным странам, а одного из них забросила в Россию.

По отцовской родовой линии великий русский поэт происходил из рода Георга Лермонта.

Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, шотландский ротмистр Георг Лермонт был взят в плен и перешел на службу к первому царю новой династии Романовых - Михаилу Федоровичу. Он сражался в чине офицера в отряде Дмитрия Пожарского и за хорошую службу получил в 1621 году от царя грамоту на владение землей в Галичском уезде (Чухломском посаде) Костромской области.

Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. В чине ротмистра русского рейтарского строя он погиб при осаде Смоленска в 1634 году.

Потомки его в XVII - XVIII вв. занимали видные должности, но с годами род Лермонтовых, разрастаясь, обеднел, и отец поэта, принадлежавший к седьмому колену рода, числился уже в мелкопоместных и неродовитых дворянах.

Михаил Юрьевич был восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина Георга.

О своих предках по отцовской линии Лермонтов знал немного.

В семье его отца жила легенда о происхождении рода Лермонтовых от испанского герцога, государственного деятеля начала XVII века Франсиско Лермы, во время борьбы с маврами вынужденного якобы бежать из Испании в Шотландию. Легенда эта некоторое время очень занимала воображение Лермонтова. В юности иногда свои письма он подписывал именем "Lerma", а в 1833 г. он даже написал живописный портрет испанца. В чертах лица изображенного находили фамильное сходство с поэтом.

Эти испанские мотивы отразились и в драме «Испанцы» (1830).

Своим шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание».


Отец поэта - Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831). Избравший по родовой традиции военное поприще, после окончания Первого кадетского корпуса в Петербурге в 1804 г., служил в чине прапорщика в Кексгольском пехотном полку, в 1805 - 1808 гг. во время войн с Францией и Швецией был в заграничных походах.

По словам графа Михаила Сперанского, отец будущего поэта был замечательный красавец, но вместе с тем «пустой», «странный» и даже «худой» человек, крайне легкомысленный и несдержанный, в минуты раздражения способный на самые дикие выходки.

В 1811 г. Юрий Петрович по болезни вышел в отставку в чине капитана; в 1812 г. вступил в тульское дворянское ополчение, был ранен, и в 1813 г. находился на излечении в Витебске, после чего поселился в родовом имении Кропотове и занялся хозяйством.

Небольшое сельцо Кропотово, Ефремовского уезда Тульской губернии (ныне Липецкая область) в 1791 году приобрел дед поэта Петр Юрьевич Лермонтов.

Оно занимало небольшую территорию. Земли в Кропотове было 1150 десятин, в крестьянских дворах жили 330 человек.

У господского дома с мезонином располагались службы: ткацкая, каретная, конюшни. К дому вела широкая аллея серебристых тополей, разделявшая сад на две половины.

Кропотово находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной.

Мария Михайловна Лермонтова (1795-1817), урожденная Арсеньева, принадлежала к этой богатой и знатной семье. Она была единственной дочерью.

По воспоминаниям современников, «родилась она ребенком слабым и болезненным, и взрослою все еще глядела хрупким, нервным созданием…».

Мария получила домашнее образование и воспитание, была «одарена душою музыкальной и нередко играла на фортепьяно и пела».

Много рассказывали о её доброте. В Тарханах долго помнили «как тихая, бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугою, носившим за нею снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью».

Познакомившись у родственников в с. Васильевском с Лермонтовым, Мария Михайловна горячо полюбила его. Красота и столичные манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь богатых соседей, и, несмотря на протест своей гордой матери, она стала женой небогатого "армейского офицера". Было ей тогда 17 лет. Для Юрия Петровича это была блестящая партия.

Миша появился на свет в Москве, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей. Юрий Петрович увез туда свою жену, опасаясь за её хрупкое здоровье. И в ночь с 2 на 3 октября 1814 года в доме напротив Красных ворот на свет появился великий русский поэт.

Стихотворение «Ребенка милого рожденье» (1839) написано по случаю рождения сына Александра у друзей университетской поры Лопухиных.

Весной 1815 г. Мише не исполнилось и года, когда Лермонтовы переехали из Москвы в Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии - в имение его бабушки по матери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. В Тарханах (ныне село Лермонтово) прошли детские годы М. Ю. Лермонтова.

Но брак богатой наследницы и армейского капитана был неудачным. Семейное счастье Лермонтовых было недолгим.

Юрий Петрович стал изменять жене с няней своего сына, молоденькой немкой, Сесильей Фёдоровной, и кроме того с дворовыми, что послужило поводом к постоянным ссорам в семье Лермонтовых. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу.

Мария Михайловна умерла в феврале 1817 г. Похоронена в Тарханах. На ее надгробном камне высечено: "Под камнем сим лежит тело М.М. Лермонтовой, урожденной Арсеньевой. Скончавшейся 1817 года февраля 24 дня в субботу. Житие ей было 21 год 11 месяцев и 7 дней».

Мише тогда было 2 года 4 месяца. Нежность к матери и тоска по ней нашли отражение во многих произведениях поэта, и от неё Михаил Юрьевич унаследовал «необычайную нервность свою».

Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой тяжело сказались на формировании личности поэта. Семейные отношения со смертью матери еще более обострились. Между отцом и бабушкой, буквально, началась «война»,

которая самым неблагоприятным образом отразилась на психике мальчика. Он любил их обоих, но страшно тосковал по отцу, которого бабушка вынудила уехать в своё имение, оставив внука ей.

Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему наследство: таково было требование бабушки. И после похорон Марьи Михайловны Юрию Петровичу ничего более не оставалось, как уехать в своё собственное небольшое родовое тульское имение Кропотово, оставив маленького Мишеля у Елизаветы Алексеевны.

Бабушка поэта по материнской линии Елизавета Алексеевна Арсеньева происходила из богатого и известного рода Столыпиных.

Известный российский реформатор Пётр Аркадьевич Столыпин приходился Лермонтову троюродным братом.

По воспоминаниям современников, Елизавета Алексеевна была среднего роста, стройна, со строгими, решительными, но весьма симпатичными чертами лица. Важная осанка, спокойная, умная, неторопливая речь подчиняли ей общество и лиц, которым приходилось с нею сталкиваться. Она держалась прямо и ходила, слегка опираясь на трость, всем говорила «ты» и никогда никому не стеснялась высказать, что считала справедливым. Прямой, решительный характер ее в более молодые годы носил на себе печать повелительности и, может быть, отчасти деспотизма, что видно из отношений к мужу её дочери, отцу поэта.

После смерти мужа бабушка сама управляла большим имением. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Судьба сложилась так, что она пережила не только мужа, но дочь, зятя и любимого внука Михаила.

После смерти единственной дочери Марии всю свою любовь Арсеньева перенесла на внука. Любовь эта была одновременно самоотверженной и властной; ради Лермонтова бабушка готова была на любые жертвы. Энергичная и настойчивая, она прилагала все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.

Бабушка поэта стала его крёстной и основала в честь внука новое село в 7 верстах от Тархан, которое назвала Михайловским. Кстати, она настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом.

О чувствах и интересах отца она не заботилась. Лермонтов в юношеских произведениях весьма полно и точно воспроизводил события и действующих лиц своей личной жизни. В драме с немецким заглавием - «Menschen und

Leidenschaften» («Люди и страсти») - рассказан раздор между его отцом и бабушкой.

В Тарханах будущий поэт был окружен любовью и вниманием. А «…заботливость бабушки о Мишеньке доходила до невероятия; каждое слово, каждое его желание было законом не только для окружающих или знакомых, но и для нее самой» - писал пензенский краевед П.К. Шугаев.

"...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем..." - говорила она.

Право безраздельно распоряжаться судьбой внука Елизавета Алексеевна закрепила завещанием, в котором объявляла его своим единственным наследником (4081 десятин земельных угодий и 496 крестьянских душ) - только при условии фактически полного отказа зятя участвовать в воспитании сына. Юрий Петрович вынужден был пойти на эту жертву, т.к. не мог обеспечить его будущее и не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне.

Разлука тяжело переносилась и отцом, и сыном, а краткие свидания кроме радости общения оставляли еще и чувство непроходимой горечи. Ссора между самыми близкими и одинаково дорогими людьми наложила мрачный отпечаток на детские и юношеские годы Лермонтова:

Любил с начала жизни я

Угрюмое уединенье,

Где укрывался весь в себя,

Бояся, грусть не утая,

Будить людское сожаленье;

("Н.Ф.Ивановой",1828 г.)

Юрий Петрович следил за успехами сына, гордился им, верил в его будущее. В завещании он обращался к нему с проникновенными и трогательными словами: "...ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употребить оные на что-либо вредное и бесполезное... Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце... Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое во мне внимание..."

Елизавета Алексеевна тратила на воспитание внука огромные деньги, часто возила его в Москву в театр. Предки поэта Арсеньевы и, особенно, Столыпины были страстными театралами. Рассказы о театре и театральные впечатления вошли в жизнь Миши с детских лет. Он увлекался театром марионеток, лепил для него фигурки из воска и сочинял пьесы, «заимствуя сюжеты или из слышанного, или прочитанного». Позднее он часто посещал театры и был связан с театральным миром.

Его окружали любовью и заботами, но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Маленький мальчик рано стал чувствовать взрослое одиночество, но этого не замечал никто вокруг.

Все свои душевные проблемы он описал в неоконченной юношеской «Повести», где главный герой Саша Арбенин, по сути, является двойником поэта.

Несмотря на своё душевное состояние, он много читал и занимался. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, занимался под руководством учителей самообразованием и овладел не только европейскими языками (английских, немецких и французских писателей он читал в оригиналах), но и прекрасно изучил культуру Европы.

Лермонтов рос больным ребенком, до четырех лет плохо ходил, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ, на минеральные воды.

Здесь он впервые услышал рассказы о горцах и походах полных приключений. Поэт заинтересовался народным творчеством горских народов, их языком и бытовыми традициями.

Природа приковала всё его внимание; он мог часами сидеть, глядя на снежные вершины или цветущие деревья, много рисовал.

Детские воспоминания остались с поэтом на всю жизнь. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. «Горы кавказские для меня священны», - писал Лермонтов.

Дом в селе Парабоч Шелковского района Чечни - теперь литературный музей М.Ю. Лермонтова.

Дому этому без малого 250 лет. Он принадлежал сестре бабушки великого русского поэта, который трижды посещал этот дом.

Когда Михаилу исполнилось 12 лет, бабушка повезла внука в Москву для подготовки к поступлению в Благородный пансион при Московском университете. Это было закрытое учебное заведение для мальчиков из знатных дворянских семей, известное своими культурными традициями. Оно давало право на поступление в университет.

Но сначала Мише нужно было за год дома пройти программу трех первых классов пансиона, чтобы сразу поступить в 4-й класс. Для частных уроков бабушка пригласила пансионских преподавателей, с которыми Миша готовился по истории, русскому и латинскому языкам, литературе и географии, а также по рисованию. Он успешно поступает в пансион и обучается почти два года.

Талантливая натура Лермонтова проявлялась во всем. Его воспитатель А. З. Зиновьев отмечал в своих воспоминаниях: "Миша учился прекрасно, вел себя благородно, особенные успехи оказывал в русской словесности". При переходе из класса в класс Миша неизменно получал награды. Он много читал, пробовал силы в самостоятельном творчестве.

Именно в пансионе он, по собственному признанию, в 1828 "начал марать стихи" и даже участвовал в выпусках ученического журнала, где было

напечатано его стихотворение "Весна". Это первое известное появление имени Лермонтова в печати.

Летом 1828 года Лермонтов написал свою первую ученическую поэму - «Черкесы», которая отразила в себе его кавказские впечатления. В это ещё очень несамостоятельное произведение, он без изменений включил отрывки и строки из поэм Пушкина, Байрона и Ивана Козлова.

В этом году Лермонтов написал поэмы «Кавказский пленник» и «Корсар», а также много стихотворений. В 1829 году он создаёт более пятидесяти стихотворений и поэмы «Две невольницы», «Два брата», «Олег» и «Преступник», а также первый набросок поэмы «Демон».

За период времени с 1828 по 1832 г. Лермонтов написал

  • примерно 300 лирических стихотворений,

  • 15 поэм («Черкесы», «Кавказский Пленник», «Корсар», «Два брата», «Джюлио, «Литвинка», «Две невольницы», «Исповедь», «Последний сын вольности», «Азраил», «Ангел смерти», «Каллы», «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей» и «Демон»),

  • три драмы («Испанцы», «Menschen und Leidenschaften» - «Люди и страсти» и «Странный человек»),

  • одну повесть («Вадим»).

По - прежнему, Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Очень тоскует по отцу.

Срок воспитания его под руководством бабушки (до 16 лет) подходил к концу, но бабушка, играя на чувстве благодарности внука, вынуждает его расстаться с отцом навсегда. Юрий Петрович отступает, поскольку хочет, чтобы сын его жил в достатке и получил хорошее образование, что сам он не смог бы обеспечить.

Стихотворения этого времени - яркое отражение пережитого поэтом. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады. «Мой дух погас и состарился», - говорит он, и только «смутный памятник прошедших милых лет» ему «любезен». Чувство одиночества переходит в беспомощную жалобу - депрессию; юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».

В 16 лет молодой человек говорит о том, что его душа состарилась!

При всех обстоятельствах жизни Лермонтова Елизавета Алексеевна была рядом с ним, оставляя его одного лишь на короткое время. Разлука причиняла боль обоим. "Не могу выразить, как меня печалит отъезд бабушки, - сообщал в одном из писем Лермонтов. - Перспектива в первый раз в жизни остаться

одиноким меня пугает. Во всем этом большом городе не останется ни одного существа, которое бы мною искренне интересовалось...".

В марте 1830 года пансион, после посещения его Николаем I, был преобразован в гимназию. Программа сокращалась, вводились розги. Лермонтов не захотел оставаться в этом учебном заведении и покинул его, уезжая в Середниково к брату бабушки.

Михаилу было 17 лет и, конечно, ему очень хотелось нравиться женщинам, но в силу своей некрасивости (однако, как обманчивы портреты!) успехом у прекрасного пола он не особенно пользовался, разве что после того, как стал уже довольно известным поэтом.

В любви Лермонтова постоянно сопровождала некоторая двойственность: с одной стороны, он постоянно мечтал об идеале, который существовал в его воображении, а с другой, с легкостью «пользовался» тем, что было на данный момент, отвешивая «предметам своей любви» далеко не всегда комплименты и потому нередко нарываясь на скандалы.

В юношеские годы эту проблему помогала решать все та же заботливая бабушка. А вот в более зрелые годы, не получив должного воспитания в отношениях с женщинами, Лермонтов нередко удостаивался отказа или измены, что воспринималось им очень болезненно. Вот почему после очередной любовной неудачи он клеймил пером женскую половину человечества.

В первый раз у него проснулось необыкновенно глубокое чувство, оставившее память на всю жизнь, при первом посещении Кавказа, где он встретил девочку лет девяти.

Два года спустя поэт рассказывает об этом увлечении, посвящает ему стихотворение - « К Гению».

В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам.

Будучи студентом, Лермонтов, был влюблен в Вареньку Лопухину. Чувство Лермонтова было к ней безотчетно, но истинно и сильно, он сохранил его до самой смерти. Родные выдали Вареньку за богатого и ничтожного человека Бахметьева. Может быть, она любила мужа, была верной женой, хорошей матерью, но она никогда не могла забыть Лермонтова, как и он её. Лопухина пережила поэта, но его смерть была для нее сильным потрясением, от которого она не смогла оправиться.

Варваре Лопухиной были посвящены произведения Лермонтова:



• «Валерик»
• «Молитва»
• «Мы случайно сведены судьбою»
• «Она не гордой красотою»
• «Оставь напрасные заботы»
• «Расстались мы, но твой портрет»
• «Слова разлуки повторяя»
• «У ног других не забывал»

Екатерина Александровна Сушкова заставила юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви. Столичная барышня произвела сильное впечатление на юного поэта. Ей посвящен ряд стихотворений поэта (сушковский цикл).

Сушкова, принимая стихи влюбленного в нее поэта, не скрывала своего насмешливого отношения к его любви. Лермонтов пылко увлёкся ею, но она считала его ещё мальчиком и относилась к нему немного свысока. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В те времена поэт станет лишь предметом её развлечений и насмешек, позднее - он отомстит ей со всей пылкостью своей натуры - расстроит её выгодный брак.

В 1830 году происходит знакомство поэта с Натальей Фёдоровной Ивановой. Лермонтов впервые почувствовал взаимное чувство. Однако вскоре в их отношениях наступает непонятная перемена, пылкому, молодому поэту предпочитают более опытного и состоятельного соперника. Ей посвящён цикл из приблизительно тридцати стихов.

Еще одной возлюбленной Лермонтова была Мария Алексеевна Щербатова. Она была высокая, тонкая, с бронзовым блеском в волосах. Зимой 1839 г. поэт был сильно заинтересован этой молодой вдовой. Любила ли она его, он не знал. Но он, если бы мог, подарил ей всю землю. Ей посвящены стихи: "На светские цепи", "Отчего", "В минуту жизни трудную".

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова. Она имела много поклонников из окружения Лермонтова. Они встретились, после разлуки, прямо в день его дуэли, последней дуэли в его жизни. Быховец говорила, что Лермонтов с ней всегда был грустен, только с ней Лермонтов был настоящим. Быховец была с ним в день его смерти, прожила с ним последний день в его жизни.

Всю свою жизнь Лермонтов искал истинную любовь, женщину, способную понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь свою брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания!

После пансиона осенью 1830 г. Лермонтов поступил на нравственно - политическое отделение Московского университета, который был в те годы одним из центров культурной жизни страны. Одновременно с поэтом в университете учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв. В студенческих

кружках горячо обсуждались политические и философские вопросы, здесь говорили о тяжёлом положении народа, о недавно подавленном восстании декабристов; среди студентов широко распространялись запрещённые политические стихи.

В этом же году Лермонтов напишет удивительно пророческое стихотворение о России - «Предсказание», которое как будто бы увидит сквозь время из 1917 года.

Во время обучения в Московском Университете Михаил Лермонтов проживал в доме своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой - Москва, Малая Молчановка, 2.

Сейчас здесь находится его музей.

Для поэтической деятельности Лермонтова университетские годы оказались в высшей степени плодотворны. Талант его зрел быстро. Студенческая жизнь «бьёт ключом», но не для Михаила. Он близко не сходится ни с кем. При этом посещает светские салоны и участвует в их развлечениях, то прикрываясь насмешкой и презрением, то разыгрывая из себя отчаянного любителя приключений. Он знает действительную цену этих развлечений, но умеет быть весёлым, разделять удовольствия других.

Свои действительные отношения к светской жизни он раскрывал только перед самыми близкими друзьями. В одиночестве он с удовольствием и грустью вспоминал свои кавказские впечатления - от людей могучих и благородных, совершенно не похожих на фальшивых представителей высшего света. В 1831 году умирает отец, что вносит в душу поэта дополнительное смятение и духовное отчуждение от общества.

Учёба в университете Лермонтову не задалась. С одной стороны ему не нравились некоторые учителя, и у него были конфликты с ними, а с другой - он работал над большой поэмой «Измаил-Бей», и поэтому пропускал много лекций, а в мае 1832 года не явился на годичный экзамен. И, после столкновений с профессурой, которую раздражало дерзкое поведение Лермонтова, поэта завалили на экзаменах. Лермонтов не захотел оставаться на второй год, и по его собственному прошению был уволен из университета.

Он переехал в Петербург вместе со своей бабушкой. Там поэт планировал продолжать учёбу, но ему отказались засчитать два года, проведённые в Московском университете. И по совету своего друга Столыпина Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Почти в то же время в эту же школу поступил его будущий убийца Н.С. Мартынов, который описывал Лермонтова в своих записках как

высокообразованного и начитанного человека, своим воззрением далеко обогнавшего сверстников.

В это время Михаил становится душой компании местной молодёжи. Он является завсегдатаем светских вечеринок, забав и карнавалов, образцом для подражания для молодёжи и вожделенным женихом для девушек. Лермонтов всеми силами старается казаться любвеобильным и беспощадным, и только самые близкие друзья знают - насколько он одинок и близок к отчаянию.

Резкий перелом в жизни Лермонтова наступил в дни гибели А.С. Пушкина в январе 1837 года. По выражению А.И. Герцена, "пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова". Потрясённый смертью великого народного поэта, Лермонтов пишет стихотворение "Смерть поэта", которое разошлось по всей стране в многочисленных списках. Ему приходило даже в голову вызвать убийцу и мстить за гибель русской славы.

Как только эти смелые стихи стали известны во дворце, по "высочайшему повелению" на Лермонтова было заведено дело «О непозволительных стихах...», последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император.

Во время допросов Лермонтов не отрицал авторства и писал по поводу своих стихов: «Отрекаться от них... я не мог: правда всегда была моей святыней». За Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий императорской семье, кроме этого бабушка, имевшая светские связи, сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука.

Некоторое время спустя и он был выслан в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе против горцев, избежав длительного тюремного заключения. Поэт отправлялся в изгнание, сопровождаемый общим вниманием: здесь были и страстное сочувствие, и затаённая вражда.

Это была его первая ссылка.

Посылая Лермонтова под пули, император надеялся, что поэт не вернётся в столицу. Но участвовать в боях Лермонтову на этот раз не пришлось.

Первое пребывание поэта на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Через год, в 1838г, после многочисленных прошений бабушки Лермонтову разрешено вернуться в Петербург, но "прощение" не радовало его, на Кавказе дышалось вольнее.

Из ссылки он привёз массу новых поэтических произведений, и наконец-то, начинает печататься, почти каждый номер журнала Краевского «Отечественные записки» выходит с новыми стихотворениями поэта.

В феврале 1840 г. на балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. А военный суд приговорил к вторичной ссылке на Кавказ.

Теперь Лермонтову пришлось стать участником военных действий. Он проявил исключительную храбрость в боях и был дважды представлен к награде, но все ходатайства об этом были отклонены самим императором.

Находясь на военной службе на Кавказе, поэт не расставался с записными книжками, заносил в них отдельные сюжеты будущих своих произведений.

Творческие мысли Лермонтова давно уже были заняты романом. К 1840 году роман был готов и напечатан. Первое издание «Героя нашего времени» было быстро раскуплено.

Многие из современников увидели в образе Печорина самого Лермонтова, хотя сам Михаил Юрьевич никогда этого не подтверждал.

В 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова, в которое он включил около 28 стихотворений.

Февраль 1841 года принёс Лермонтову короткую радость - ему дали небольшой отпуск для поездки в столицу и свидания с бабушкой.

Оказавшись в Петербурге, Лермонтов пытается выйти в отставку, чтобы посвятить жизнь литературному творчеству. Но бабушка надеется, что внук сможет сделать военную карьеру и Михаил Юрьевич с тяжёлым сердцем возвращается на Кавказ.

По пути в полк Лермонтов задержался в Пятигорске для лечения. Здесь и произошла ссора Лермонтова со старым приятелем из юнкерской школы Николаем Мартыновым.

Со свойственной ему бесцеремонностью и в то же время изощренностью Лермонтов постоянно вышучивал Мартынова.

Оскорбленный карикатурами и эпиграммами Мартынов вызвал поэта на дуэль, которая и состоялась 15 (27) июля 1841 года у подножья горы Машук.

В результате - дуэль. Лермонтов выстрелил вверх (основная версия), Мартынов - прямо в грудь поэту.

Лермонтов был убит наповал, в грудь под самое сердце, навылет, о чем некогда сам и написал, причем не однократно:

Мартынов подошел, земно поклонился и сказал: - Прости меня, Михаил Юрьевич! Для гения русской литературы все было кончено.

Только около 11 часов вечера тело Лермонтова было привезено в Пятигорск.

Известие о смерти внука застало Арсеньеву в Петербурге, и она вернулась в Тарханы.

17 июля Лермонтова хоронили. «Все, что было в Пятигорске, участвовало в его похоронах. Дамы все были в трауре, гроб его до самого кладбища несли штаб и обер-офицеры, и все без исключения шли пешком до кладбища. Сожаление и ропот публики не умолкали ни на минуту. Тут я невольно вспомнил о похоронах Пушкина. Теперь шестой день после этого печального события, но ропот не умолкает, явно требуют предать виновного всей строгости закона как подлого убийцу».

Смерть Лермонтова лишила жизнь Елизаветы Алексеевны смысла. Оставшиеся силы ушли на хлопоты о получении разрешения на перезахоронение его праха в Тарханах.

Только через 9 месяцев бабушка смогла перевезти тело внука в Тарханы и 23 апреля 1842 г. захоронить в семейном склепе, над которым была построена часовня.

Елизавета Алексеевна пережила Михаила на 4 года. Похоронена она в фамильном склепе рядом с мужем, дочерью и внуком.

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил яркий след в русской и мировой литературе.

Его творчество открывает читателю совершенно особый мир чувств и идей, со своими героями и взаимоотношениями. Мир этот создан юношей, почти мальчиком, погибшим в возрасте двадцати шести лет.

За тринадцать неполных лет литературной работы он создал более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Он продолжил дело великого русского стихотворца - Пушкина, став с ним вровень.

Гибель великого поэта явилась тяжёлым ударом для русской литературы, но и то, что он успел сделать, обеспечило ему одно из первых мест в плеяде русских классиков XIX века.


© 2010-2022