- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Простые, сложные и составные числительные
Конспект урока Простые, сложные и составные числительные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рогожникова Е.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок № ________
Тема: «Количественные и порядковые числительные»
Цель урока: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи.
Задачи: предметные: совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; метапредметные: развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; личностные: привитие уважения к русскому языку. Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Запись числа в тетради.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
-
Проверка д/з.
Проверка наличия домашнего задания.
Показывают работы.
-
Мотивация УУД.
1) Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными, они могут считать по порядку (пятый). И тогда это порядковые числительные.
Числительное счет любит!
Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.
Из истории имен числительных.
2) В древнерусском языке слова - названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще не являлись отдельными словами.
3) Прилагательными были названия чисел один (одна, одно), два (две), три (тре), четыре (четыри). Они согласовались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились.
4) Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое согласуется с существительными в роде и падеже. Это числительное может принимать форму множественного числа (мы одни - мы одиноки).
5) А еще числительное один может употребляться в качестве местоимения, существительного и частицы: «В одном департаменте служил один чиновник», «Один за всех, все за одного», «Вокруг одно небо».
6) Слова - названия чисел от 5 до 10, а также сорок, сто, тысяча в древнерусском языке были существительными.
7) Слова «миллион» и «миллиард» являются поздними заимствованиями.
8) Многие числительные: 11-19, 20-30, 50-80,200,300,400 и 500-900 в древнерусском языке представляли собой сочетание разных слов. Так, для обозначения чисел от 11 до 19, употреблялось сочетание из трех слов: один, два, три - предлог НА - местный падеж от десять - десяте (то есть два сверх десяти).
Анализируют, настраиваются на изучение новой темы.
-
Актуализация опорных знаний.
Распределительный диктант.
Простые: два, пять, десять, сорок, сто, сколько, столько, пятнадцать, тридцать
Сложные: пятьдесят, семьсот, двухтысячный.
Составные: тридцать восемь, двести третий, триста пятьдесят, триста пятьдесят восемь.
Трое работают у доски, остальные - в тетради.
-
Введение в тему урока.
Грамматико - орфографическая пятиминутка. Задание: из диктуемых мною слов распределить слова в таблице.
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Глагол
Наречие
Двойка, двойник, пятак, шестиклассник.
Двойной, семидневный, четырёхзначный, трёхэтажный,
Два, второй, шестнадцать, восемь, одиннадцать,
Удвоить, утроить.
Дважды, трижды.
-
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.
Оформление тетради.
-
Работа над темой
Работа с учебником: §53, упр.376
Один учащийся вслух читает материал учебника.
-
Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой - Встанькой словно стали, А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч.
Делают разминку под чтение учителем стихотворения.
-
Закрепление материала.
§53, упр.381-384
Выполнение теста (приложение)
Коллективная работа с объяснением.
Слабые работают у доски.
стр. 39, упр. 379
Работа в парах.
-
Рефлексия.
1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.
-
Домашнее задание
Найти как можно больше пословиц с числительными.
Запись в дневник.
Выполните тест
1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
2. Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
3. Укажите неверное утверждение.
а) Сорок восемь - это целое число.
б) Одна треть - дробное числительное.
в) Сто - собирательное числительное
г) трое - собирательное числительное.
4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.
а) 70, 15, 1000
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41
5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
Ключи: 1-б, 2 - б, 3 -в, 4 - б, 5 - а.
4