Конспект урока Простые, сложные и составные числительные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № ________

Тема: «Количественные и порядковые числительные»

Цель урока: формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи.

Задачи: предметные: совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении; метапредметные: развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы; личностные: привитие уважения к русскому языку. Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Запись числа в тетради.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания.

Показывают работы.

  1. Мотивация УУД.

1) Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными, они могут считать по порядку (пятый). И тогда это порядковые числительные.

Числительное счет любит!

Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

Из истории имен числительных.

2) В древнерусском языке слова - названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще не являлись отдельными словами.

3) Прилагательными были названия чисел один (одна, одно), два (две), три (тре), четыре (четыри). Они согласовались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились.

4) Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое согласуется с существительными в роде и падеже. Это числительное может принимать форму множественного числа (мы одни - мы одиноки).

5) А еще числительное один может употребляться в качестве местоимения, существительного и частицы: «В одном департаменте служил один чиновник», «Один за всех, все за одного», «Вокруг одно небо».

6) Слова - названия чисел от 5 до 10, а также сорок, сто, тысяча в древнерусском языке были существительными.

7) Слова «миллион» и «миллиард» являются поздними заимствованиями.

8) Многие числительные: 11-19, 20-30, 50-80,200,300,400 и 500-900 в древнерусском языке представляли собой сочетание разных слов. Так, для обозначения чисел от 11 до 19, употреблялось сочетание из трех слов: один, два, три - предлог НА - местный падеж от десять - десяте (то есть два сверх десяти).

Анализируют, настраиваются на изучение новой темы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Распределительный диктант.

Простые: два, пять, десять, сорок, сто, сколько, столько, пятнадцать, тридцать

Сложные: пятьдесят, семьсот, двухтысячный.

Составные: тридцать восемь, двести третий, триста пятьдесят, триста пятьдесят восемь.

Трое работают у доски, остальные - в тетради.

  1. Введение в тему урока.

Грамматико - орфографическая пятиминутка. Задание: из диктуемых мною слов распределить слова в таблице.

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие

Двойка, двойник, пятак, шестиклассник.

Двойной, семидневный, четырёхзначный, трёхэтажный,

Два, второй, шестнадцать, восемь, одиннадцать,

Удвоить, утроить.

Дважды, трижды.


  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради.

  1. Работа над темой

Работа с учебником: §53, упр.376

Один учащийся вслух читает материал учебника.

  1. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка, Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой - Встанькой словно стали, А потом пустились вскачь Будто мой упругий мяч.

Делают разминку под чтение учителем стихотворения.


  1. Закрепление материала.

§53, упр.381-384

Выполнение теста (приложение)

Коллективная работа с объяснением.

Слабые работают у доски.

стр. 39, упр. 379

Работа в парах.

  1. Рефлексия.

1.Что изучили на уроке? 2.Понятен ли вам новый материал? 3. В чем вы не совсем разобрались? 4. Какие вопросы по теме у вас остались? 5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

  1. Домашнее задание

Найти как можно больше пословиц с числительными.

Запись в дневник.




Выполните тест

1. В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?

а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».

б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».

в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное - это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

3. Укажите неверное утверждение.

а) Сорок восемь - это целое число.

б) Одна треть - дробное числительное.

в) Сто - собирательное числительное

г) трое - собирательное числительное.

4. Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.

а) 70, 15, 1000

б) 8, 1000, 100, 1

в) 19999, 300, 4, 17

г) 3, 29, 18, 41

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

а) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот

б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот

в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот

г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот

Ключи: 1-б, 2 - б, 3 -в, 4 - б, 5 - а.

Конспект урока Простые, сложные и составные числительные

4



© 2010-2022