Технологическая карта урока на тему Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия теоретического обучения

Разработал Горюнова Елена Ивановна. Должность: преподаватель русского языка и литературы

Наименование организации: ГОБПОУ «Лебедянский технологический лицей»

Профессия/специальность

Повар, кондитер, 2 курс, группа 8-13

Учебная дисциплина/

Междисциплинарный курс

Литература

Тема занятия

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства

Регламент занятия

45 минут

Методические приёмы

Работа с текстом, учебником, анализ стихотворений..

Тип занятия

Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий

Технологии обучения

Информационно-коммуникационные технологии / Коллективная система обучения (командные, групповые методы)

Цель занятия:

Знакомство студентов с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака.

образовательные (обучающие)

Раскрыть тему поэта и поэзии в его лирике, отметить философскую насыщенность его стихов, удивление поэта перед чудом бытия, тесную взаимосвязь человека и природы. повторить и закрепить умение анализировать текст; Развивать навыки выразительного чтения.

воспитательные

Формирование общих компетенций:

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Учить на примере жизни Б. Л. Пастернака упорству, несгибаемости, умению преодолевать трудности

развивающие

Формирование общих компетенций:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения поставленных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Обеспечение учебного занятия

Оборудование:

мультимедийное оборудование; персональный компьютер, интернет .

Программное обеспечение:

Microsoft office 2007; Windows Media Player.

Учебно-методическое обеспечение:

- презентация к учебному занятию;

- раздаточный материал;

- учебники;

- справочники.

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

1. Организационная часть

3 минуты

Приветствует, проверяет отсутствующих, сообщает тему занятия

Проверяют готовность к занятию.

2. Мотивация деятельности

2 минут

Сообщает цели занятия.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Где начать? Чем закончить? И вообще, можно ли начинать и заканчивать то, если то, о чём я говорю - душа? А душа есть везде, всюду, вечно… Душа поэта, душа поэзии, душа вечности.

Б.Л.Пастернак - один из ярких представителей серебряного века русской поэзии, замечательный прозаик, великолепный переводчик с французского, английского, немецкого, грузинского языков.

Слушают преподавателя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

5 минут

Во всем мне хочется дойти до самой сути:

В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Именно так определил свое жизненное и творческое кредо Б.Л.Пастернак. Тема нашего урока. Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Лирика. Размышления о жизни, о природе искусства

Показывает презентацию о жизни Б.Л.Пастернака

Слушают преподавателя и деают записи в тетрадях.

4. Первичное изучение и закрепление нового материала.

27 минут

1. Демонстрирует видеофильмов «В гостях у Пастернака» (5 мин), приводит примеры использования полученных знаний и умений.

2. Каков же художественный мир Пастернака?

Жизнь писателя или поэта - в его произведениях . Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

Чтение и анализ стихотворения « Любить иных - тяжёлый крест»

Тема любви в лирике вечна. Сафо, Петрарка, Шекспир, Пушкин, Есенин, Блок, Маяковский, Цветаева… и тысячи имён… Любовь многогранна, ярка, неповторима.

И если Пушкин говорил:

« Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим…»,

то у Маяковского:

« Пришла, взяла сердце

И пошла играть, как девочка мячиком…»

Совсем по-иному у Сергея Есенина:

«Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали,

В первый раз я запел про любовь,

Первый раз отрекаюсь скандалить…»

Любовь Анна Ахматова представляла такой:

« То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком на белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснёт, почудится в дрёме левкоя…

Но верно и тайно ведёт от радости и от покоя…»

Чтение стихотворения.

Продолжая говорить о теме любви, обращаемся к стихотворению Б.

Пастернака «Любить иных - тяжёлый крест» Кому адресовано это стихотворение? Какие чувства оно вызывает?

3. Чтение стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».

Каков образ природы у Пастернака, какими приёмами он создаётся?








4. Как достигается выразительность, импрессивность стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать»?





5. Как раскрывается тема поэта и поэзии в творчестве?

«Быть знаменитым некрасиво».

1. Слушают преподавателя. Просматривают видеофильмы .

2.Читают стихотворение «Любить иных-тяжелый крест»

отвечают на вопросы преподавателя









3.Читают стихотворения: «Весна», «После грозы», «Золотая осень».

Отвечают на вопрос преподавателя.

Природа в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы. Природа может не только «очеловечиваться»: «ветер лузгал семечки, сорил по лопухам», но и трансформироваться в животное: «Рассвет холодною ехидной вползает в ямы», в растения: «пахнет сырой резедой горизонт», «Полуночь в полях назревает», приобретать немыслимые размеры: «огромный сад тормошится в зале в трюмо…». Чаще всего поэт использует метафоры, олицетворения, реже - сравнения: «ползла, как пасынок, трава в ногах у ней». Широко используется звукопись, благодаря чему образ природы приобретает свежесть и перво зданность, становится слышимым и видимым)

4. Читают стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» .

Во-первых, выразительность, ощущение записи мгновенного впечатления создаётся особым синтаксисом: назывным и безличными предложениями.

Во - вторых, инфинитивами.

В - третьих, неожиданными эпитетами: «грохочущая слякоть», «чёрная весна», «сухая грусть», метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт». Кроме того, стихотворение соединено «скрепами» - повторами: «плакать», «писать о феврале навзрыд» - в конце; единством цветового решения: «чернила», «чёрная весна», «проталины чернеют». Несмотря на «чёрный» колорит, создаётся впечатление яркости, блеска, бликов. Заканчивается стихотворение поэтической декларацией «И чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, логике, а случайным ассоциациям, порыву души.

5. Автор убеждён в независимости искусства.

5. Систематизация и закрепление изученного материала.

Проверка и корректировка качества освоения нового материала.

5 минут

Какой вам запомнилась поэзия Б.Л.Пастернака?

Поэзия Пастернака неразрывно связана с музыкой и живописью, что и делает ее неповторимо прекрасной. Наследие Пастернака многообразно и велико, это сокровище русской и мировой литературы ХХ века. Сегодня мы попытались проникнуть в тайны его лирики, прочувствовать ее, понять. На следующем уроке мы познакомимся с его прозой - романом «Доктор Живаго».

Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова

Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем мирам, что заблудились в темноте.

Нои уходят, выполнив заданье, их отзывают высшие миры,

Неведомые нашему сознанью, по правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

Актеры, музыканты и поэты - целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

Отвечают на вопросы преподавателя.

6. Подведение итогов занятия

3 минут

Подводит итоги и выставляет оценки.

Домашнее задание.Выучить наизусть стихотворение «Нобелевская премия»

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывает домашнее задание.

приложение 1

Любить иных - тяжелый крест. Любить иных - тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это - не большая хитрость.

1931

Весна (Весна, я с улицы...)

Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья.

1918

После грозы

Пронесшейся грозою полон воздуx.

Все ожило, все дышит, как в раю.

Всем роспуском кистей лиловогроздыx

Сирень вбирает свежести струю.

Все живо переменою погоды.

Дождь заливает кровель желоба,

Но все светлее неба переxоды,

И высь за черной тучей голуба.

Рука xудожника еще всесильней

Со всеx вещей смывает грязь и пыль.

Преображенней из его красильни

Выxодят жизнь, действительность и быль.

Воспоминание о полувеке

Пронесшейся грозой уxодит вспять.

Столетье вышло из его опеки.

Пора дорогу будущему дать.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Душе воспламененной чьей-нибудь.

Июль 1958

Золотая осень

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.

Лик березы - под фатой

Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля

Под листвой в канавах, ямах.

В желтых кленах флигеля,

Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре

На заре стоят попарно,

И закат на их коре

Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,

Чтоб не стало всем известно:

Так бушует, что ни шаг,

Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей

Эхо у крутого спуска

И зари вишневый клей

Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок

Старых книг, одежд, оружья,

Где сокровищ каталог

Перелистывает стужа.

1956

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит Достать пролетку за шесть гривен

Чрез благовест, чрез крик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют

И ветер криками изрыт,

И, чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.


© 2010-2022