«Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Аннотация Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Григорьева Наина Ивановна, учитель русского языка,

МБОУ «Мастахская СОШ им.А.А.Миронова»;

тема урока - «Пословицы и поговорки в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

Аннотация

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. О пословице хорошо сказал Я.А. Каменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль.) В пословицах и поговорках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Пословицы и поговорки учат молодежь ценить дружбу, избегать плохих поступков, соблюдать правила этики в семье и обществе, быть всегда твердыми в своих решениях, оправдывать высокое звание человека, быть патриотом своей Родины.

Многие русские писатели используют в своих произведениях пословицы и поговорки, для придания образности и яркости. На этом уроке мы попытались найти пословицы и поговорки, использованные А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»

Цели урока: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение находить и определять значения пословиц; помочь учащимся понять многогранность русских пословиц; воспитывать способности к нравственному выбору.

Задачи: образовательная: повторить значения русских пословиц и поговорок, уметь находить с текста и толковать их;

Развивающая: совершенствовать навыки связной речи учащихся, развивать чувство слова и языковое чутье учащихся, пополнить словарный запас учащихся;

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи и поддержки, прививать любовь к языку

Тип урока: урок- закрепление

Вид урока: урок- практикум

Эпиграф к уроку: «Береги платье снову, а честь смолоду»

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

«Береги платье снову, а честь смолоду». Этой пословицей начинается повесть «Капитанская дочка». Почему Пушкин употребил эту пословицу? К концу урока мы найдем ответ на этот вопрос.

На прошлых уроках мы прочли произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. Наша задача - найти толкования пословиц и поговорок, которые употребил А.С. Пушкин.

2. Актуализация знаний.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить пословицы и поговорки, использованные автором в произведении. Чтобы проверить, насколько усвоили пройденные темы, проведу небольшой опрос:

1.Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести

"Капитанская дочка"? (Береги честь смолоду.)

2.Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: "Ах! я было и

забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и

замёрз бы на дороге"? (Долг платежом красен.)

3.Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: "Бог милостив:

солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву".

И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст - свинья не съест.)

4.Какую пословицу дважды употребляет в "Капитанской дочке" Савельич?

Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев

офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

3. Практическая работа. Работа с текстом.

Учитель: Пословицы и поговорки - жемчужины народного творчества, в которых отразился опыт, граненный веками и передаваемый из уст в уста, из поколение в поколение. В русской и книжной и литературной традиции пословицы овеяны особым авторитетом.

Информация, заключенная в пословицах, как правило, имеет двойную направленность. С одной стороны, пословицы - это назидания, афоризмы, краткие рекомендации на различные случаи жизни.

Дома вы должны были найти пословицы и поговорки. Прочитайте, какие пословицы вы нашли.

Ученики:

1. Береги платье снову, а честь смолоду.

2. Семь бед - один ответ.

3. Зашел к куме, да засел в тюрьме.

4. Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.

5. В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо.

6. Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.

7. Поп в гостях, черти на погосте.

8. Будет дождик - будут и грибки.

9. Частый гребень, да веник, да алтын денег.

10. Худой мир лучше доброй ссоры.

11. Быль молодцу не укор.

12. Конь о четырех ногах, да спотыкается.

13. Вместе жить- вместе и умирать.

14. Незваный гость хуже татарина.

15. Небо с овчинку показалось.

16. Кто ни поп, тот батька.

17. Послужи верой и правдой.

18. Бог тебе судья.

19 Казнить так казнить, миловать так миловать.

20. С лихой собаки хоть шерсти клок.

21. Семи пядей во лбу.

22. Долг платежом красен.

23. Утро вечера мудренее.

24. Держать ухо востро.

25. Закутим, запьем - и ворота запрем.

26. Совет вам да любовь.

27. Не все то ври, что знаешь.

Учитель: Ребята, дайте толкования данных пословиц:

Семь бед - один ответ. (Все равно; раз придется отвечать, так за все сразу. Говорится в решимости сделать еще что-либо рискованное)

Худой мир лучше доброй ссоры. (Напряженные, но все же мирные, отношения предпочтительнее открытой вражды, конфликта)

Конь о четырех ногах, да спотыкается. (Каждый может ошибиться, оказаться в затруднительном положении. Говорится в оправдание совершившего ошибку)

Незваный гость хуже татарина. (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя)

Долг платежом красен. (Совершенное кем-либо добро должно быть оплачено тем же)

Утро вечера мудренее. (Говорят, когда откладывают какие-нибудь дела до следующего утра, в надежде на более четкое, быстрое, правильное решение)

Оставшиеся пословицы сами попытайтесь растолковать (Ученики работают со словарем. Находят и записывают толкования пословиц)

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Вот и разобрали мы пословицы и поговорки. Совесть, благородство, честь - понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.

А теперь, вернемся к нашему эпиграфу: «Береги платье снову, а честь смолоду» (Свое доброе имя, честь, достоинство нужно беречь с юности.)

Это прощальные слова, обращенные к сыну, в виде пословицы, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это - напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.


© 2010-2022