- Преподавателю
- Русский язык и литература
- «Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Пословицы и поговорки в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Григорьева Н.И. |
Дата | 16.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Григорьева Наина Ивановна, учитель русского языка,
МБОУ «Мастахская СОШ им.А.А.Миронова»;
тема урока - «Пословицы и поговорки в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;
Аннотация
Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. О пословице хорошо сказал Я.А. Каменский: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое». В этом высказывании содержится признание педагогических функций пословиц и учета в них определенных закономерностей, свойственных народной педагогике: во-первых, намек выступает как средство воздействия на сознание воспитуемых, во-вторых, обучение идет от известного к неизвестному (знакомый предмет порождает незнакомую мысль.) В пословицах и поговорках много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др. Пословицы и поговорки учат молодежь ценить дружбу, избегать плохих поступков, соблюдать правила этики в семье и обществе, быть всегда твердыми в своих решениях, оправдывать высокое звание человека, быть патриотом своей Родины.
Многие русские писатели используют в своих произведениях пословицы и поговорки, для придания образности и яркости. На этом уроке мы попытались найти пословицы и поговорки, использованные А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка»
Цели урока: развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение находить и определять значения пословиц; помочь учащимся понять многогранность русских пословиц; воспитывать способности к нравственному выбору.
Задачи: образовательная: повторить значения русских пословиц и поговорок, уметь находить с текста и толковать их;
Развивающая: совершенствовать навыки связной речи учащихся, развивать чувство слова и языковое чутье учащихся, пополнить словарный запас учащихся;
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи и поддержки, прививать любовь к языку
Тип урока: урок- закрепление
Вид урока: урок- практикум
Эпиграф к уроку: «Береги платье снову, а честь смолоду»
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
«Береги платье снову, а честь смолоду». Этой пословицей начинается повесть «Капитанская дочка». Почему Пушкин употребил эту пословицу? К концу урока мы найдем ответ на этот вопрос.
На прошлых уроках мы прочли произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка, которое было завершено 19 октября 1836 года. Кому-то из вас книга показалась сложной, кому-то простой. Но безразличными не остался никто. Наша задача - найти толкования пословиц и поговорок, которые употребил А.С. Пушкин.
2. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы попытаемся осмыслить пословицы и поговорки, использованные автором в произведении. Чтобы проверить, насколько усвоили пройденные темы, проведу небольшой опрос:
1.Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести
"Капитанская дочка"? (Береги честь смолоду.)
2.Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: "Ах! я было и
забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и
замёрз бы на дороге"? (Долг платежом красен.)
3.Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: "Бог милостив:
солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву".
И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст - свинья не съест.)
4.Какую пословицу дважды употребляет в "Капитанской дочке" Савельич?
Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев
офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)
3. Практическая работа. Работа с текстом.
Учитель: Пословицы и поговорки - жемчужины народного творчества, в которых отразился опыт, граненный веками и передаваемый из уст в уста, из поколение в поколение. В русской и книжной и литературной традиции пословицы овеяны особым авторитетом.
Информация, заключенная в пословицах, как правило, имеет двойную направленность. С одной стороны, пословицы - это назидания, афоризмы, краткие рекомендации на различные случаи жизни.
Дома вы должны были найти пословицы и поговорки. Прочитайте, какие пословицы вы нашли.
Ученики:
1. Береги платье снову, а честь смолоду.
2. Семь бед - один ответ.
3. Зашел к куме, да засел в тюрьме.
4. Лошади чужие, хомут не свой, погоняй, не стой.
5. В огород летал, конопли клевал: швырнула бабушка камушком, да мимо.
6. Стали к вечерне звонить, да попадья не велит.
7. Поп в гостях, черти на погосте.
8. Будет дождик - будут и грибки.
9. Частый гребень, да веник, да алтын денег.
10. Худой мир лучше доброй ссоры.
11. Быль молодцу не укор.
12. Конь о четырех ногах, да спотыкается.
13. Вместе жить- вместе и умирать.
14. Незваный гость хуже татарина.
15. Небо с овчинку показалось.
16. Кто ни поп, тот батька.
17. Послужи верой и правдой.
18. Бог тебе судья.
19 Казнить так казнить, миловать так миловать.
20. С лихой собаки хоть шерсти клок.
21. Семи пядей во лбу.
22. Долг платежом красен.
23. Утро вечера мудренее.
24. Держать ухо востро.
25. Закутим, запьем - и ворота запрем.
26. Совет вам да любовь.
27. Не все то ври, что знаешь.
Учитель: Ребята, дайте толкования данных пословиц:
Семь бед - один ответ. (Все равно; раз придется отвечать, так за все сразу. Говорится в решимости сделать еще что-либо рискованное)
Худой мир лучше доброй ссоры. (Напряженные, но все же мирные, отношения предпочтительнее открытой вражды, конфликта)
Конь о четырех ногах, да спотыкается. (Каждый может ошибиться, оказаться в затруднительном положении. Говорится в оправдание совершившего ошибку)
Незваный гость хуже татарина. (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя)
Долг платежом красен. (Совершенное кем-либо добро должно быть оплачено тем же)
Утро вечера мудренее. (Говорят, когда откладывают какие-нибудь дела до следующего утра, в надежде на более четкое, быстрое, правильное решение)
Оставшиеся пословицы сами попытайтесь растолковать (Ученики работают со словарем. Находят и записывают толкования пословиц)
4. Подведение итогов урока.
Учитель: Вот и разобрали мы пословицы и поговорки. Совесть, благородство, честь - понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.
А теперь, вернемся к нашему эпиграфу: «Береги платье снову, а честь смолоду» (Свое доброе имя, честь, достоинство нужно беречь с юности.)
Это прощальные слова, обращенные к сыну, в виде пословицы, который начинает самостоятельную жизнь, нельзя рассматривать как случайные, как нравоучение, обязательное при прощании. Это - напутствие сыну, это то, что особенно важно для Андрея Петровича. Это традиционный завет семьи, который он, как знамя, передает своему сыну.