- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Контрольная работа в 5 классе Устное народное творчество
Контрольная работа в 5 классе Устное народное творчество
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Тащилина Л.М. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
_----------------------------------------------------------------фамилия
Контрольная работа по теме «Загадки, пословицы, поговорки»
-
Дайте определения понятиям:
а) Фольклор - ...
б) Малые жанры фольклора - ...
в) Пословица - ...
г) Поговорка - ...
д) Загадка -...
-
Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.
-
Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц: Люди пахать, а мы руками махать; Мало, да честно, а и немного, да сытно
.
-
В чем разница между пословицей и поговоркой?
.
Проверочная работа №1.
Малые жанры фольклора.
-
Закончи определение:
Фольклор - это…
2.Перед тобой таблица «Малые фольклорные жанры». Впиши пропущенные термины, их определения, примеры.
-
№
Название жанра
Определение жанра
Пример
1.
Небольшое произведение, предназначенное для пения на ночь
Баю - бай, баю - бай!
Поскорее засыпай.
Не то выну из зыбки,
Брошу в море рыбке.
Скушай, рыбка, Лиленьку,
Непослушную!
2.
Пестушки
Потягунюшки, потягунюшки
Поперёк толстунюшки,
А в ручки - хватунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок!
3.
Потешки
Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами, руками, ногами
4.
Прибаутки
Ваня, Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород
5.
Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы.
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи!
6.
Приговорка
Стихотворное обращение к живым существам.
7.
Считалка
Рифмованный стих со строгим соблюдением ритма, используемый для распределения ролей в игре.
8.
Игра слов, средство развития речевого аппарата.
Сшит колпак не по-колпаковски; надо его переколпаковать, перевыколпаковать.
9.
Дразнилка
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал!
10.
Загадка
Иносказательное изображение какого-либо предмета или явления, которое надо отгадать.
11.
Краткое законченное нравоучительное суждение-вывод.
На чужой стороне
Родина милей вдвойне.
Слабым ученикам рекомендуется дать материал для справок, которым они могут воспользоваться при заполнении таблицы, например:
Материал для справок
Жанры: скороговорка, колыбельная песня, пословица, закличка.
Определения:
- сюжетная развлекательная песенка юмористического характера, не связанная с игрой;
- небольшое стихотворение юмористического характера об особенностях внешности человека;
- первые сознательные движения ребенка, сопровождаемые приговорами, часто своеобразная зарядка с приговорами.
Примеры:
1.Божья коровка!
Полети на небо, дам тебе я хлеба!
2.Идёт коза рогатая за малыми ребятами…
3.Тебе дано, а люди пользуются(имя)
4.На златом крыльце сидели
Царь, царевна,
Король, королевна,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
5.Отгадай загадки.
А) В неё льётся,
Из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
Это -
Б) Выросло, повыросло,
Из бороды повылезло,
Солнышко стало,
Ничего не стало.
Это -
3) Зелена, а не луг,
Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек.
Это -
Закончи пословицы.
А) Человек без Родины... (кто лицом пригож)
Б) Не всякий в дело гож... (кто много знает)
В) Умный не тот, кто много говорит, а тот, (что соловей без песни)