Понятие о причастии. Вопрос о причастии в системе частей речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок построения понятия или постановки учебной задачи(1 час) 15.09.08г.

Тема урока: Понятие о причастии. Вопрос о причастии в системе частей речи.

Цели урока:

- актуализировать имеющиеся знания, способствовать формированию понятия «причастие», ознакомить с ролью причастия в русском языке,

- развить умение видеть причастный оборот, правильно определять его границы в речи и на письме,

- воспитать чувства уважения, любви и гордости к родному языку,

- способствовать развитию коммуникативных навыков.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Кто знает, что такое причастие и причастные обороты? Хотите это знать с научной точки зрения или в игровой форме? (Конечно, уч-ся выберут в игровой форме).

2. «Ситуация успеха»

Хотите, ребята, послушать сказку, благодаря которой мы поймем, как образуются причастия и причастные обороты? Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом КОТОРЫЙ и предложениями с причастным оборотом.

(См. материал из пособия стр. 13-15).

3. «Ситуация затруднения»

Замените сложные предложения простыми, осложненными причастными оборотами:

Пароход, который причалил к пристани, носит имя писателя Михаила Пришвина. Пароход, который носит имя писателя Михаила Пришвина, причалил к пристани. Моя комната наполнилась запахом цветов, которые растут в палисаднике. К старикам, которые живут в соседней квартире, иногда приезжает сын, который хорошо играет на скрипке.

4. «Ситуация разрыва»

Отказ от решения учебной задачи индивидуально. (Дети, попробовав самостоятельно решить предложенное задание, обращаются за помощью друг к другу, начинают обсуждать предложенные способы решения). После объединения в малые группы, обсудив подходы к решению заданий, пытаются вывести единый способ или алгоритм.

5. «Фиксация разрыва»

Публичное обсуждение способа решения заданий, попытка зафиксировать возникшую проблему в виде рисунка, схемы или алгоритма.

Выводы учащихся:

- недостаточно знаний и умений для решения таких заданий.

Пути решения:

- необходимо много читать, чтобы знать материал,

- дефицит своих способностей для выполнения подобных задач.

(Это называется на уроке произошел «интеллектуальный конфликт»).

6. Формулировка учебной задачи

  • Что нам предстоит решить сегодня на уроке, если мы с вами определили, что мало, что знаем о причастиях? (учащиеся планируют дальнейшую работу на уроке).

  • Что нам для этого понадобится? (речевой материал)

  • Как будем работать? (в группах, парах, индивидуально)

7. Отработка способа.

На основе выполнения следующих заданий учебника: № 37,38, 39, 40 (кто больше напишет причастий, тот получит оценку).

8. Домашняя работа.

Упражнение № 43.

9. Рефлексия урока

  1. Сегодня я на уроке понял(а), что …

  2. Кого из своих одноклассников ты отметил бы, похвалил за работу?

  3. Что нового вы узнали в процессе работы?

  4. За что вы смогли бы себя похвалить?

  5. Назовите, какой момент урока для вас был самым трудным или самым легким?


© 2010-2022