Рабочая программа по литературе, 9 класс 2014-2015г

Рабочая программа по предмету "Литература", 9 класс основного общего образования, базовый уровень (с календарно-тематическим планированием). Составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 12-е издание – М.: Просвещение, 2010. и учебника «Литература» 9 класс: учеб.- хрестоматия для  общеобразоват. организаций с прил. на электр. носителе в 2-х частях/ Ч.1 и Ч.2/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

методическим объединением Заместитель директора по УВР Директор школы

учителей гуманитарного цикла Маленкова И.А. /____________ Г.А. Красницкая /______

Протокол № 1 от 29.08.2014г. «29» августа 2014г Приказ № 61от29.08.14г.

Руководитель МО

Тищенко Л.Ф. /____________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Литература»

9 класс

основное общее образование,

базовый уровень


Составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 12-е издание - М.: Просвещение, 2010. и учебника «Литература» 9 класс: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. организаций с прил. на электр. носителе в 2-х частях/ Ч.1 и Ч.2/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Забарский/; под редакцией В.Я.Коровиной. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2013.


Составитель: Красницкая Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории












с. Шимолино

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, авторской программы учебного предмета «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухинойв соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, Положением о рабочей программе и учебным планом МБОУ «Шимолинская СОШ».

Продолжительность изучения литературы в 9 классе 34 учебные недели по 3 часа в неделю, что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучающихся и спецификой используемых учебных средств. Курс изучения русского языка рассчитан на 102 ч. Изменения в программу не внесены.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели:

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы через расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям отечественной и мировой литературы, обладающим высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у читающего человека.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо реализовать

Задачи:

- развивать литературный вкус и эмоциональное восприятие учащихся;

- научить учащихся грамотному анализу прочитанного художественного произведения;

- развивать потребность в чтении, в книге;

- научить понимать прочитанное как можно глубже. Вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, трудная задача. Уроки литературы призваны формировать вдумчивого, талантливого читателя.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 кл.). Внутри первого концентра три возрастных группы (5-6, 7-8 классы и 9 класс). В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, и далее - к русской литературе XVΙΙΙ, XΙX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность. В содержании система ознакомления с литературой разных веков и концентрический подход позволяют подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя). В 9 классе затронута одна из ведущих проблем - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса, но возможна и некоторая перестановка.

Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие - читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.

Учащиеся придут к самостоятельному чтению грамотными читателями, предусмотрев весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного), смогут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе. Большое внимание будет уделено межпредметным и внутрипредметным связям курса литературы, обращении к другим видам искусств, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявлению литературных и общекультурных ассоциаций.

Обоснование выбора УМК. Очень важны иллюстрации для понимания изучаемого текста художественных произведений. Поэтому художественные тексты во всех учебниках-хрестоматиях данной программы сопровождаются рисунками лучших художников-иллюстраторов. С той целью, чтобы у школьников год от года накапливались опыт работы с иллюстрациями, сведения о выдающихся русских художниках, об их творчестве. Материалы о художниках, композиторах, литературоведах, философах, имена которых встречаются на страницах учебников-хрестоматий, ученики найдут в именных указателях и словарях, помещенных в конце учебной книги. Расширению представлений о биографии писателя, истоках его творчества, жизненной основе его произведений послужат материалы о литературных местах, помещенные в учебниках и учебниках-хрестоматиях,в линии книгпод общим заголовком «Читаем, думаем, спорим ... ».

В учебники-хрестоматии включены рубрики о художественном чтении, содержащие рекомендации известных актеров (Яков Смоленский, Василий Лановой) и воспоминания о чтении произведений русскими писателями-классиками XIX-XX веков (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Горький, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и др.)

В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь", «Будьте внимательны к слову" и т. п.).

Аннотации тем программы составлены так, что учитель можетверно определить ориентиры, необходимые аспекты изучения произведения, подготовить план, конспект урока, найти оптимальные формы работы по изучению художественного произведения или творчества писателя.

Принцип концентризма, осуществляемый данной программой, предполагает последовательное возвращение к определенным авторам и даже иногда к одному и тому же произведению. Но на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста: познакомить с писателем и его лучшими произведениями или углубить первоначальное впечатление от прочитанного, раскрыть подтекст, усложнить анализ, раскрыть образ автора (например, обозначить штрихи к портретам на основе рассказа учителя, подготовленных сообщений учащихся и их выразительного чтения стихотворений Ахматовой, Цветаевой, Твардовского, Заболоцкого и других поэтов в 9 классе, пробудить интерес к личности поэта, а затем изучить их творчество в 11 классе).

Авторы программы считают необходимым «вернуть» важные для учащихся произведения (А. Пушкин. «Дубровский», «Сказка о мертвой царевне…»; И. Тургенев. «Бежин луг»; В. Короленко. «В дурном обществе» и др.), традиционно изучавшиеся в школе и незаслуженно исключенные из многих альтернативных программ. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей Русского зарубежья и другие художественные тексты, необходимые для учащихся того или иного возраста, расширяющие их читательский кругозор и обогащающие их представления о художественном наследии русской и зарубежной литературы.

Предполагаемые результаты

Сохраняя преемственность с программой начальной школы, данная программа концентра 5-9классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы - это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теориилитературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем).

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения будет проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом, от упражнений на уроке к конкурсному чтению. Списки стихотворных и прозаических произведений для заучивания наизусть даны в Приложениях к программе, а их выбор зависит от учителя и учащихся.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Поэтому особое внимание будет уделено совершенствованию речи учащихся через специальные уроки развития речи в 5-9 классах, через создание творческих работ.

С этой целью в программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.

Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволит осуществить связь вербального образа с визуальным образом.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Характеристика образовательного процесса

Процесспреподавания строится насовременных образовательных технологиях: личностно-ориентированного и развивающего обучения, проблемно-диалогической и информационных технологий, технологий оценивания достижений, позволяющих формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности, а также использования системы социальных практик:

˅ экскурсионной практики

˅ практики творческой деятельности

˅ практики работы с информацией

˅ практики проектной и исследовательской деятельности.

Основные методы обучения:

- частично-поисковый;

- проектный;

- исследовательский;

- проблемный.

Формы организации деятельности:

- работа в парах, в малых и больших группах;

- урок-экскурсия;

- урок-презентация;

- урок защиты творческих работ.

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов будущего сочинения; написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа и т.д.)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы.

Количество часов, на которое рассчитана программа

Программа первого концентра (5-9 классы) рассчитана на 2 часа в неделю в 5-

8 классах и 3 часа в неделю в 9 классе. Автор программы предлагает еще один вариант расчасовки (3 часа в неделю в 5-8 классах для школ, которые добавляют один час на литературу из школьного компонента.

Рабочая программа по литературе для 9 класса рассчитана на 100 часов в год (3ч. в неделю). Количество часов в авторской программе - 102). Рабочая программа скорректирована в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком школы на 2014-2015 уч. год.


Требования к уровнюподготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Содержание программы «Литература»

(102ч)

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве».История открытия памятника проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова ... » для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог иораторские, декламационные интонации.

«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальныепредставления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров.«Мильон терзаний»).Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин.Жизнь и творчество. (Обзор.).

Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла»,«Я вас любил: любовь еще, быть может … », «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный …»,

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии ...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и Лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XXвека; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и Злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в Сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и Второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «Ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю … »,

«Нет, Я не Байрон, я другой ... », «Расстались МЫ, но твой портрет ... », «Есть речи - значенье ... » (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали ... »; Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души»- история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений) .

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любвивоскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белыe ночи». Тип «петербургского мечтателя»жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» В понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика

души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия

психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века


Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, Д. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы ХХ века


Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ века.


Из русской прозы ХХ века


Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ века о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий) .

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии ХХ века


Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии ХХ века.

Штрихи к портретам


Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека … ", «О, весна без конца и без краю … ", «О, Я хочу безумно жить … », Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер … ", «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не nлачу … », «Край ты мой заброшенный … », «Разбуди меня завтра рано … », «Отговорила роща золотая … »; Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте", «А вы могли бы?", «Люблю" (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, Ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий … ", «Бабушке", «Мне нравится, что вы больны не мной…'', «Стихи к Блоку", «Откуда такая нежность?.», «Родина", «Стихи о Москве". Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в nрироде …», «Где-то в поле возле Магадана … ", «Можжевеловый куст", «О красоте человеческих Лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АННО DOMIHI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать … », «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти …», «Быть знаменитым некрасиво …». Философская глубина лирики Б.Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы

на стихи поэтов XIX-XX веков


А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою ... »); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу ... »); Е. А. Баратыский. «Разуверение» Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое ... ») А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно … » А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу … » А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь … »; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь ... »; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин …», «Нет, не надейся приязнь заслужить ... », Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник ... ». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о Поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (З-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог: на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Основные виды устных и письменных работ


У с т н о: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

П и с ь м е н н о: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5-9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в классе.

Тематическое планирование по литературе в 9 классе


№ темы

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во час.

Контрольная работа по теме

Дата

Домашнее

задание

Раздел I Введение (1ч)


1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1


01.09


Раздел II Литература Древней Руси (2ч)


2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника.

1


02.09


3

Художественные особенности «Слова...»: Проблема авторства «Слова ... ». Подготовка к домашнему сочинению

1


03.09


Раздел III Русская литература XVIII века(10ч)

4

Классицизм в Русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 в. Особенности русского классицизма. Чтение наизусть отрывка из «Слова ... ».

1


08.09


5

М.В.Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы.

1


09.09


6

М. В. Ломоносов. Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день Восшествия на Всероссий-ский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины…. Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Вечернее размышление…»

1


10.09


7

В/ч Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации.

1


15.09


8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка собственного творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1


16.09


9

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Чтение наизусть «Памятника» Державина.

1


17.09


10

А.Н.Радищев.Особенности повествования в «Путешествии ... ». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1


22.09


11

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень». Внимание писателя к внутренней жизни человека и утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

1


23.09


12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

1


24.09


13

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений)

1


29.09


Раздел IV Русская литература XIX века (54ч)

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

1


30.09


15

Романтическая лирика начала XIX в.

В.А.Жуковский. «Море», «Невыразимое». Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирическо- го стихотворения.

1


01.10


16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

1


06.10


17

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

1


07.10


18

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции.

1


08.10


19


А.С.Грибоедов «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1


13.10


20


Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1


14.10


21


Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

1


15.10



22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Чтение наизусть монолога Чацкого.

1


20.10


23

Р.р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматичес-кого произведения (по комедии «Горе от ума»).

1


21.10


24

Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению комедии «Горе от ума».

1


22.10


25

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.

1


27.10


26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1


28.10


27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла ... », «Я вас любил любовь еще, быть может ... », Адресаты любовной лирики поэта.

1


29.10


28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор-ный ... », Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения. Чтение наизусть.

1


10.11


29

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.

1

Романтическая лирика начала XIXв.,комедия «Горе от ума», лир. Пушкина

11.11


30

В/ч А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1


12.11


31

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1


17.11


32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1


18.11


33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1


19.11


34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1


24.11


35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Чтение наизусть письма.

1


25.11



36

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1


26.11


37

Р.р. Пушкинский роман в зеркале философской критики начала ХХ века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»

1


01.12


38

В/ч А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери». Проблема "гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества

1


02.12


39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта. «Нет, я не Байрон, я другой..», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно…»

1


03.12


40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали ... ». Чтение наизусть.

1


08.12


41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет ... ».

1


09.12


42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя. Чтение наизусть.

1


10.12


43

М. Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман о незаурядной личности в русской литературе. Сложность композиции.

1


15.12



44

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла», «Максим Максимыч»

1


16.12



45/

46

«Журнал Печорина - как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2


17.12

22.12


47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1


23.12


48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1


24.12


49

Споры о романтизме и реализме «Героя нашего времени». Оценка В.Г.Белинского поэзии Лермонтова и его романа. Подготовка к сочинению.

1


12.01


50

Н.В.Гоголь. Проблематика и поэтика первых сборников писателя. Поэма «Мертвые души». Замысел, история создания, жанр и композиция. Смысл названия.

1


13.01


51

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени».

1

Лирика Лерм., роман «Герой нашего врем.»

14.01



52/

53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

2


19.01

20.01


54

Образ города в поэме «Мертвые души»

1


21.01


55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. эволюция его образа в замысле поэмы

1


26.01


56


«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора.

1


27.01


57

Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Оценка В. Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1


28.01


58

А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1


02.02


59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1


03.02


60/

61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

2


04.02

09.02


62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1


10.02


63

В/ч Л.Н.Толстой «Юность». Формирование личности героя. Особенности поэтики повести: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1


11.02


64

А.П.Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора

1


16.02


65

А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города. Представле-ние о жанровых особенностях рассказа

1


17.02


66

Р.р. Подготовка к сочинению «Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX в.» (На примере произведений Островского, Достоевского,Толстого,Чехова). (По выбору учащихся)

1


18.02


67

В/ч Беседа о стихах Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений

1


24.02


Раздел V Русская литература ХХ века (26ч)

68

Русская литература ХХ века: многообразие жанров и направлений

1


25.02


69

И.А.Бунин «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1


02.03


70

Мастерство И.А.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1


03.03


71

М.А.Булгаков «Собачье сердце» сатира на общество шариковых и швондеров. Система образов. История создания и судьба повести.

1


04.03


72

Художественные особенности повести «Собачье сердце». Поэтика и смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора.

1


09.03


73

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя

1


10.03


74

Особенности рассказа "Судьба человека». Жанр, композиция, автор и рассказчик, манера повествования. Роль пейзажа.

1


11.03


75

А.И.Солженицын «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1


16.03


76

Образ праведницы в рассказе "Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1


17.03


77

Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины ХIХ и XX века

1

Произведения второй полов. ХIХ и XX века

18.03


78

Русская поэзия Серебряного века

1


31.03


79

А.А.Блок. Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Ветер принес издалека ...», "О, весна без конца и без краю ... », "О, я хочу безумно жить ... ». Своеобразие лирики Блока.

1


01.04


80

С.А.Есенин. Тема Родины в лирике.«Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный». Чтение наизусть стихотворе-ний Блока.

1


06.04


81

Философская лирика Есенина. «Письмо к женщине", «Не жалею, не зову, не плачу ...», «Отговорила роща золотая». Чтение наизусть.

1


07.04


82

В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

1


08.04


83

Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Чтение наизусть «Люблю» (отрывок).

1


13.04


84

М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий ...», «Бабушке», «Мне нравится…», «Стихи к Блоку», Особенности поэтики.

1


14.04


85

Образ Родины в лирическом цикле М.Цветаевой «Стихи о Москве» («Родина»). Традиции и новаторство поэта. Чтение наизусть.

1


15.04



86

Н.А.Заболоцкий. Философская лирика. Гармония с природой. «Я не ищу гармонии в природе», «Завещание», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц"

1


20.04


87

А.А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. Чтение наизусть стихотворе-ний Заболоцкого.

1



21.04


88

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии

Особенности поэтики. Чтение наизусть.

1


22.04


89

Б.Л.Пастернак. Философская лирика. «Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать ..», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти…», «Перемена»

1


27.04


90

А.Т.Твардовский. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки». Чтение наизусть стихотворений Пастернака.

1


28.04


91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

Проблемы и интонации стихов о войне. Чтение наизусть.

1


29.04



92


Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20в.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20в.

2


04.05



93

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Русская лирика 18 века

05.05



Раздел VI Зарубежная литература (7ч)

94

В/ч Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник ... ».

1


06.05



95

Данте Алигьери. «Божественная комедия». Множественность смыслов поэмы и ее философский характер

1


11.05



96

У.Шекспир «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1


12.05


97

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1


13.05


98

И.В. Гете. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Поиски справедли-вости и смысла жизни.

1


18.05


99

В/ч Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

1


19.05


Раздел VII Заключение (1ч)

100

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задания для летнего чтения

1


20.05





Информационное и учебно-методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплект:


1) Авторская программа общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной, 12-е издание - М.: Просвещение, 2010.


2) Литература. 9 класс: учеб.- хрестоматия для общеобразоват. организаций с прил. на электр. носителе в 2-х частях/ Ч.1 и Ч.2/В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Забарский/; под редакцией В.Я.Коровиной. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2013.


3) Дидиктические материалы по литературе для 9 класса. В.Я.Коровина, В.И.Коровин, И.С.Забарский. Читаем, думаем,спорим…9кл. -М.: Просвещение, 2004, 2009.


4) Уроки литературы в 9 классе: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /Н.В.Беляева, О.А.Еремина. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 384 с.


5) Литература. 9 класс: Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной /авт.-сост.С.Б.Шадрина - 3-е изд., испр. и доп. - Волгоград: Учитель, 2013.


6) Н.В.Беляева. Литература. проверочные работы 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2010.


Приложение 1

Произведения для заучивания наизусть

9 класс


Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р.Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

А.С.Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С.Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил, любовь еще, быть может ... » (по выбору учащихся).

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например, «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

М.Ю.Лермонтов. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

А.А.Блок. «Ветер принес издалека ... », «О, весна без конца и без краю ... », «О, Я хочу безумно жить ... » (на выбор).

С.А.Есенин. «Край ты мой заброшенный ... », «Не жалею, не зову, не плачу ... », «Разбуди меня завтра рано ... », «Отговорила роща золотая ... » (по выбору учащихся).

В.В.Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий ... ». «Mне нравится, что вы больны не мной». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе ...». «Где-то в поле возле Магадана ... ». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

А.А.Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю ... ». «Что ты бродишь неприкаянный ... ). Муза. «И упало каменное слово ... » (по выбору).

А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит под Ржевом ... » (отрывок).

Приложение 2

Произведения для самостоятельного чтения

9 класс

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д.И.Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В.А.Жуковского,

К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, В.Е.Баратынского.

А.Н.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н.М.Карамзин. История государства Российского.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения.

Н.В. Гоголь. Петербургские повести.

А.Н.Островский. Пьесы.

Стихотворения Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А. А. Фета, А.Н.Майкова, Я. П. Полонского.

И.С.Турген ев. Первая любовь. Стихотворения.

Л.Н.Толстой. Отрочество. Юность.

Ф.М. Достоевский. Белые ночи.

А.П.Чехов. Рассказы. Водевили.

И.А.Бунин.Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М.Горький. Мои университеты.

Стихотворения А.А.Блока,С.А.Есенина,В.В.Маяковского,М.И.ЦветаевойА.А.Ахматовой,Н.АЗаболоцкого, А.Т.Твардовского, Н.М.Рубцова, Е.А.Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А.Слуцкого, И.А. Бродского и др.

М.А.Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н.С.Лескова, В.В.Гаршина, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонов В. П. Астафьева.

Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н. Тынянова, М.Алданова,

М. А. Осоргина, К. Г.Паустовского и др.

Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М.М.Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А.Р.Беляева, И. А. Ефремова,братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А.В.Вампилова, В.С.Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г.Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии.

Ж.-Б.Мольер. Комедии.

Дж. Г.Б а й р о н. Стихотворения.

О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.


Приложение 3


Критерии оценки устных ответов по литературе


При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.


Оценка «5» Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.


Оценка «4» Оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.


Оценка «3» Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.


Оценка «2» Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.



Критерии оценки письменных работ по литературе

(в соответствии с нормами оценок по русскому языку)

(См. требование к письменной речи, оценивание сочинений)



Лист изменений к рабочей программе по литературе 9 класс

п/п

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока


Причина

Обоснование















































Форма 1. Выполнение программы 2014 - 2015 уч. г.

ФИО учителя: КрасницкаяГ.А.Предмет: литература Класс(ы): 9


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Год


























© 2010-2022