Урок русского языка на тему Причастный оборот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка на тему Причастный оборотУрок русского языка на тему Причастный оборотУрок русского языка в 7 классе.

Учитель русского языка МБОУ «Сизовская средняя школа» Сакского района в Республике Крым

Билялова Фатиме Андреевна-Абиевна

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно
Воспитательные:
формирование познавательного интереса к предмету;
воспитание любви к русскому языку.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

Оборудование: презентация

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

  1. Проверка домашнего задания

2. Выполнение разноуровневых заданий:

1 уровень.

- Выписать причастия

Играем, игравший, ленивый, утешающий, привыкший, заносчивый, разбросанный, забытый, усидчивый, умеющий.

- Выпишите словосочетание «причастие + существительное»

Бегущая кошка, алый мак, в догорающем костре, для нового ученика, синеющей рекой, под нависшим небом, немолодой орел, испуганному зверьку.

2 уровень.

-. Выписать причастие с определяемым словом.

Зевающий разведчик опаснее врага. …….вол дороже ленивого человека. Товарищ в пути - сочувствующая душа на земле. Пересохший пласт урожая не даст. Испуганный зверь далеко бежит.

-. Поставить причастие в дательном и творительном падеже, подобрать к ним существительное

Ждущий, веселящаяся, отдыхающее, зазеленевшие.

3 уровень.

Образовать причастие от глаголов. Составить два предложения.

Рисовать, читать, петь, танцевать, дышать.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Что означает эта записка?

Ушол. Щасвирнус. Занит. Щасвирнус. к.р. (Кролик из сказки Милна «Винни-пух и все-все-все» получил таинственное письмо).

  1. Объявление темы темы, целеполагание

1.Синтаксический разбор предложение (слайд 1)

Опред. слово какое?

Солнце, выглянувшее из-за туч, оживило лес.

Какое?

Выглянувшее солнце оживило лес

2. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота (слайд 2)

Как? Как?

  1. Прочитать внимательно прочитанная внимательно

Куда? Куда?

Написать в редакцию написанная в редакцию

(причастный оборот)

- Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом .

Цель нашего исследования сегодня - изучить причастный оборот.

- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь), (слайд 3)

- Цель и задачи урока (ученики формулируют), (слайд 4)
IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя: Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми.

2. Слово учителя: Ребята, причастный оборот является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением). (слайд 5)

3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений:

- изучите строение данных предложений. Сделать выводы. Выполните задание, предложенное на слайде. (слайд № 6).

Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал довольно грубый ответ.

Изумленный неожиданным запросом Андрей Гаврилович в тот же день написал довольно грубый ответ.

-какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили?

До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд №7).

Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд № 8).

4. Работа с учебником.

- Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.175).

Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?


  1. Выполнение тренировочных упражнений.

  1. Упражнение № 265 (комментированное письмо)

2. Развитие речи:

-объясни значение фразеологизмов:

Бросать слова на ветер

Ветер в голове

-Говори правильно: приглушённый, приглушён, понял, поняла.

3. Выполним задание. Индивидуальное задание

(Цель: научить заменять сложные предложения простыми, осложненными причастными оборотами).

9 слайд

1. Несколько троек, которые были наполнены разбойниками, разъезжали днем по всей губернии. - Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии.

2. Меры, которые были приняты правительством, оказались недостаточными. - Меры, принятые правительством, оказались недостаточными.

3. Маша была девушкой, которая выросла в уединении. - Маша была девушкой, выросшей в уединении.

4. Редко наша красавица являлась посреди гостей, которые пировали у Кирилла Петровича. - Редко наша красавица являлась посреди гостей, пировавших у Кирилла Петровича.

5. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который недавно прибыл в Покровское. - Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, прибывшего недавно в Покровское.

Самооценка (запись в тетрадях)

4. Игра «Поработай учителем» Коллективная работа

Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратите внимание на экран, давайте попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.

Исправьте грамматические ошибки:

10 слайд

2. Все завидовали согласию, царствующего между надменным Троекуровым и бедным его соседом.

(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным).

Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.

11 слайд

3. Надменный в отношениях Троекуров с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.

(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот).

Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.

VI. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Сегодняшнее исследование успешно завершено!

- Какие открытия были совершены?

- Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:

(Критерии оценки.)

"А" - Задания были мне были понятны, я легко справился.

"Б" - Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.

"В" - Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.

(Запишите на полях букву.)

VII. Домашнее задание


- Тот, кто записал букву А, выписывает 2 - 3 четверостишия с причастными оборотами из стихотворений А.С. Пушкина.

- Тот, кто записал букву Б, В читает п. 27 и выполняет упражнение № 266



© 2010-2022