Исследовательская работа Мордовские писатели - детям

         Тема исследования «Мордовские писатели - детям»  представляется очень интересной и значимой, потому что   биография и жизненный путь писателей, которым посвящена данная работа, связана с Мордовским краем. Автор сочиняет стихи, пишет рассказы, поэтому    ему   интересно узнать больше о  жизни и творчестве мордовских  писателей. Актуальность исследованиясвязана с тем, что в настоящее время    люди по-новому стараются осмыслить вклад конкретных личностей в культурное наследия народа.   Объ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Мордовия

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №19» ГО Саранск




Мордовские писатели - детям

Научно-исследовательская работа










Автор работы:

Иванова Алёна

Ученица 7 А класса.

Руководитель:

Иванова А.В.,

учитель начальных классов.






Саранск 2015

Содержание

I. Введение

Стр. 4

II. Основная часть

Жизнь и творчество писателей Ф.С. Атянина и А.А. Громыхина

Стр. 5-11

1. Жизненный и творческий путь Ф.С. Атянина

Стр. 5-6

2. Элементы мордовской народной сказки

в художественной структуре сказок Ф.С. Атянина

Стр. 7-8

3. Жизненный и творческий путь А.А. Громыхина

Стр.9

4. Лиричность произведений А.А. Громыхина

Стр.10-11

III. Заключение

Стр. 12

Список использованных источников

Стр.13







I. Введение


Тема исследования «Мордовские писатели - детям» представляется мне интересной и значимой, потому что биография и жизненный путь писателей, которым посвящена данная работа, связана с Мордовским краем. Я сочиняю стихи, пишу рассказы, поэтому мне интересно узнать больше о жизни и творчестве мордовских писателей.

Актуальность исследования связана с тем, что в настоящее время люди по-новому стараются осмыслить вклад конкретных личностей в культурное наследия народа.

Объект исследования: творчество писателей: Атянина Фёдора Семёновича, Громыхина Алексея Александровича.

Предмет исследования: биографические факты, отражённые в произведениях писателей.

Цель исследования: изучение творчества писателей.

Задачи исследования:

1. Проследить жизненный и творческий путь Ф.С. Атянина и А.А. Громыхина.

2. Воссоздать реальные связи с творчеством писателей.

3. Изучить литературу по данной теме.

4. Прочитать произведения Ф.С. Атянина, А.А. Громыхина. и проанализировать особенности писательского стиля писателей.

5. Учиться работать с архивом, применять эти знания и умения в исследовательской работе.



II. Жизнь и творчество писателей Ф.С. Атянина и А.А. Громыхина

1. Жизненный и творческий путь Ф.С. Атянина

Федор Семенович Атянин родился 19 июня 1910 года в селе Мордовская Муромка Голицынского района (ныне Мокшанского района) Пензенской области в семье крестьянина. С малых лет он познал нелегкий труд. Рано остался без родителей, воспитывался в детдоме. С четырнадцати лет началась трудовая биография писателя. Многое пришлось испытать ему: и голод, и холод. Был учеником у сапожника, рабочим в порту, шахтером в Донбассе, куда уехал в 1927 году.

Творческий путь Ф. Атянин начал как поэт. Первые его стихотворения были опубликованы в 1939 году. Литературная деятельность Атянина многогранна. Он обогатил мордовскую литературу стихотворениями и песнями, поэмами, рассказами, повестями, сказками, пьесами. Первый сборник его стихов «Мазы пинге» («Прекрасная пора») вышел в 1954 году. В 1956 году в Саранске выходят сборники его рассказов и повестей для детей «Сельведь-богатырь» («Слеза-богатырь») и «Пусма панчф» («Букет цветов»). В них писатель умело и тонко передает специфику детской психологии. На первый план он всегда выдвигает победу добра и справедливости. Его герои наделены красотой, смелостью, богатырской силой. При создании стихотворений и сказок Атянин опирался на фольклор родного народа.

В 1932 году окончил Мордовский рабфак и продолжил учебу в Московской академии связи, по окончании которой получил специальность военного инженера. С 1939 по 1944 год служил в рядах Красной Армии. После демобилизации работал преподавателем мордовского языка в Институте театрального искусства им. А. Луначарского. В 1948 году переехал в Саранск и начал работать в республиканских газетах «Мокшень правда» и «Молодой ленинец».

Как драматург Атянин стал известен после постановки в 1967 году на сцене Мордовского музыкально-драматического театра спектакля, созданного по драме-легенде «Атямсь кельги мокшень стирь» («Невеста грома»), в которой обращается к древним истокам духовной культуры мордовского народа. На материале народной жизни автор решает вполне современную задачу о главном призвании человека - подчинять личное своему общественному долгу и соизмерять свои поступки с тем, насколько они совместимы с жизненными потребностями общества. Автор напоминает, что морально-этический кодекс современника своими истоками уходит в глубокую древность народной жизни.
Ф. Атянин написал также пьесу-сказку «Аргуня» (1958) и драму «Самая длинная из дорог», которая посвящена героиче­скому подвигу Героя Советского Союза М.П.Девятаева. Наряду с пьесами Атянин опубликовал повесть в стихах, отражающую борьбу мордовского народа за свою свободу и равноправие в годы, предшествовавшие Октябрьской революции. Первая книга повести «Шадось ушедсь» («Лед тронулся») вышла в 1958 году, вторая - «Варьхмодема ланга» («На рассвете») - в 1962 году. Многие произведения Атянина переведены на русский язык. Ф. С. Атянин - член Союза писателей СССР.

Умер 10 июля 1975 года. Похоронен в Саранске.



2. Элементы мордовской народной сказки

в художественной структуре сказок Ф.С. Атянина


Творчество Ф. С. Атянина развивалось под благотворным влиянием мордовского устного народного творчества. Многим он обязан и опыту русских писателей (А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова- Щедрина, М. М. Пришвина и др.), умело использовавших фольклор.

Вспоминая свое далекое детство, писатель говорил: «В детстве я очень любил сказки. Отец знал очень много сказок и преданий. Каждый день он рассказывал нам новые сказки. Я до сих пор восхищаюсь впечатлением, оставшимся от ярких сказочных образов»
Мысль создать произведения на сказочные сюжеты возникла у Атянина еще давно, но осуществил он ее лишь в 1960 годах. Писатель говорил: «Я не стремился повторить сказочные сюжеты. Пересказать сказку без творческого переосмысления было бы бессмысленно».

Уже в первом варианте повести «Сельведь-богатырь» («Слеза-богатырь»), вышедшей отдельной книгой в 1956 году сказалось то умение писателя обращаться с фольклором, которое помогает ему творчески перерабатывать народные сюжеты. Правда, в этом варианте не все образы художественно завершены, местами произведение страдает нечеткостью и надуманностью ситуаций. Но тем не менее повесть была шагом вперед на путях обращения автора к богатствам устно-поэтического творчества народа.

После выхода на свет первого варианта повести «Слеза-богатырь» Ф. Атянин работает с огромным подъемом. Он стремится проникнуть в глубь народно-поэтических традиций. В частности, используя сюжет народных сказок и легенд, он создает свои сказки. Писатель обогащает фольклорные сказки новыми мотивами.

В 60-е годы Атянин основательно переработал повесть «Слеза-богатырь». Персонажи этой повести-сказки очень близки к фольклорным героям. «Стал Лесынька расти прямо на глазах у матери и превратился в могучего богатыря. Схватил он своими сильными руками змею, ударил ее о толстый дуб, убил гремучую. Смотрит Маруня на своего сына, диву дается, глазам своим не верит. Тут она вспомнила свои пролитые над сыном слезы, и те, которые проливал и проливает весь народ от врагов лютых: видно, эти слезы - ручейки слились в одну реку. В этой реке была сила народа по капельке собрана. Лесынька и искупался в этой реке. Это она дала ему силу богатырскую, чтобы победить врагов- змеев».

А. Г. Борисов, характеризуя основных героев сказки - повести «Слеза- богатырь» отмечает: «Вечность, бессмертие народа воплощены в образе Слезы-богатыря, сына простой крестьянки Маруни и пастуха Игони.

Лучшие сказки вырастают из окружающей действительности. На основе жизненных фактов созданы и многие сказки Атянина, например, его сказочная повесть «Тайна ущелья», где, казалось бы, автор рассказывают об обычных сельских ребятишках, в которых юные читатели могут легко узнать себя. И вот эти обыкновенные дети выполняют не совсем обычное дело - они отправляются на поиски волшебной богатырь-травы и находят ее в результате многих приключений, так интересно и увлекательно рассказанных писателем.

Многие произведения Ф. С. Атянина помогают формированию не только любви к родной природе, но и вдумчиво, пытливого отношения к ней, учат заботиться о животных и птицах, как это делают, например, герои из рассказов «Ласточка», «Жульба», сказок «Новоселы», «Тайна ущелья» и других.




3. Жизнь и творчество А.А. Громыхина

Алексей Александрович Громыхин родился 7 марта 1954 года в селе Татарский Шелдаис Беднодемьяновского района Пензенской области. Алексей Громыхин окончил Зубово-Полянское педагогическое училище, филологический факультет Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и одновременно отделение поэзии Литературного института им. А.М. Горького (семинар поэта Е.А. Долматовского).

Он член Союза писателей России (1992 г.), автор книг «Солнце помидорное»(1988 г.), «Жизнь прожить» (1990 г.), «Деревенские узоры» (1993 г.), «Змей-угонщик и ГАИ» (1996 г.), «В соборе чувств» (1997 г.), изданных Мордовским и Приволжским книжными издательствами.

В его переводе на русском языке вышли несколько книг мордовских поэтов Н. Ишуткина, В. Корчеганова, Г. Гребенцова. Алексей Александрович активно переводил и других поэтов - С. Люлякину, В. Гадаева, И. Кудашкина, В. Демина, М. Имярекова. Алексей Громыхин автор нескольких пьес, написал более 70 песен. Подборки его стихов публиковались в «Литературной России», коллективных сборниках, издаваемых «Молодой гвардией», «Современником».

Кроме лирических стихов пишет басни, философские миниатюры, афоризмы. Им создан ряд произведений лирической прозы, наполненных поэзией чувств, музыкой души, воплощающих в себе богатство внутреннего мира автора. Алексей Александрович Громыхин проживает в Саранске и продолжает плодотворно заниматься литературным творчеством.

4. Лиричность произведений А.А. Громыхина

Многогранность недр человеческой души, ее многомерные кладези мы обнаруживаем в творчестве А. Громыхина. Его как прозаика, в первую очередь, волнуют вопросы о деятельной силе добра, милосердия, отзывчивости, способности к состраданию. Сила поэтического таланта ярко проявляется в прозе А.Громыхина. Не случайно он выбирает те жанры прозы, в которых сильнее ощущается лирическое волнение, недосказанность, обращенность к читателю. Это этюды, эссе, лирический дневник, стихотворения в прозе.

В последнюю книгу писателя «В соборе чувств» вошли его лучшие произведения. Открывается новая книга поэта разделом прозы. Автор обращается к близким ему темам и образам. Отсюда и частый мотив - воспоминание, который придает всему повествованию особую лирическую тональность. Тема малой родины, родной деревеньки, жизнь односельчан «как живущих, так и уже давно умерших», проблемы «отцов и детей», преемственность поколений - все это вновь осмыслено писателем. Опыт деревенского жителя находит своеобразное художественное преломление в творчестве А. Громыхина. Не случайно один из писателей сказал: «что мир ребенка, выросшего в деревне, другой, свой собственный… Человек видит мир сразу весь, он у него с самого начала перед глазами. Поэтому и связь деревенского жителя с миром первороднее».

Подобную связь с миром мы можем наблюдать во многих лирических этюдах Алексея Громыхина: «Последний двор», «Музыка деревни», «Вечные церкви», «Хозяйская закваска» и мн. др. Писателя волнует черствость человеческих душ, людское равнодушие. Закрытие церквей, храмов привело человека к потере нравственных ориентиров, опустошению, одиночеству. Именно вера в Бога, по мнению автора, дает человеку силу, становится живительным родником, питающим человеческую душу: «Мне показалось, что на свете бывают люди, похожие на храмы. И пока они есть, эти живые храмы, будет жить земля русская, будут звучать колокола…» («Вечные храмы»). Питают душу русского человека, конечно же, его родные корни, поэтому так часто и обращается писатель к тихой родине детства - деревне. Светлые воспоминания детства сменяются у героев А.Громыхина чувством сиротства, одиночества. Образ матери, самого родного и близкого человека, опоэтизирован автором. Безграничная материнская любовь проходит через многие рассказы и лирические этюды: «Последний двор», «Яблоки», «Маникюр для тети Поли», «Корова» и мн. др. Стареет, ветшает село, как стареет и одинокая мать, ждущая своих детей: «Худеет, ветшает, дичает моя деревенька… Грустно подходить к селу…» («Музыка деревеньки»).

Особой лирической проникновенностью отличаются и стихотворения в прозе - это жанр, вобравший в себя главные темы и мотивы всего творчества поэта. В книге они представлены целым циклом «Свеча и скрипка». Здесь отразилось преклонение перед силой любви, вечной женственностью, тончайшее чувство природы, поэзии и красоты, а рядом с этим - ощущение разочарования и одиночества, обеспокоенность за человека как крупицу мироздания. Писатель настойчиво пытается создать картину многопланового осмысления жизни: «Слеза похожа на живую ноту соль. Если слеза горькая.… А если - счастливая? О, тут уже иная музыка! Но все равно в ней, этой иной музыке, присутствует слеза.… Так и жизнь. На что она похожа?! Но в ней - своя музыка, своя нота соль.… А - если жизнь счастливая? Как вы наивны, задаете детский вопрос! Но я вам завидую - вы еще не познали смысла слова " слеза" («Слеза»).

В отличие от других типов лирики, любовная, исторически являлась подчеркнуто символичной, символ в ней понимался как глубокое чувствование объективной реальности. Реальная жизнь как источник символического чувствования встречаются в лирике А. Громыхина наиболее часто. Женский образ у А. Громыхина - знак с бесконечным значением.



III. Заключение

Федор Семенович Атянин и Алексей Александрович Громыхин - мои земляки, которыми мы гордимся. Это талантливые люди, которые всю свою жизнь посвятили писательскому творчеству.

В работе мы использовали различные литературные источники. Ознакомились с историческим материалом о жизни писателей. Прочитали и изучили произведения писателей. Проанализировали произведения, которые хранятся в архиве библиотеки города Саранска.

Сделали выводы на основе полученных материалов:

1.Выяснили, что творческий путь Ф.С. Атянин начал как поэт. Первые его стихотворения были опубликованы в 1939 году. Литературная деятельность Атянина многогранна.

2.Узнали, что творчество Ф.С. Атянина развивалось под благотворным влиянием мордовского устного народного творчества.

3.Проанализировав произведения Ф.С. Атянина, отметили, что при создании стихотворений и сказок Атянин опирался на фольклор родного народа. Он обогатил мордовскую литературу стихотворениями и песнями, поэмами, рассказами, повестями, сказками, пьесами.

Многоликость человеческой души, ее многомерные кладези мы обнаруживаем в творчестве А.А. Громыхина.

4. В процессе работы мы обнаружили, что им создан ряд произведений лирической прозы, наполненных поэзией чувств, музыкой души, воплощающих в себе богатство внутреннего мира автора.

5. Выяснили, что в переводе А.А. Громыхина на русском языке вышли несколько книг мордовских поэтов.

Алексей Александрович Громыхин проживает в Саранске и продолжает плодотворно заниматься литературным творчеством.

Произведения, созданные Ф.С. Атяниным и Громыхиным А.А., разножанровы, они поражают своей реалистичностью. Связь с миром мы наблюдаем во многих произведениях.
В темах малой родины, родной деревеньки, жизни односельчан, любви к родной природе, к матери писатели поэтично, умело и тонко передают специфику детской психологии, взаимотношений людей. На первом плане всегда победа добра и справедливости.

Творчество Ф.С. Атянина и Громыхина А.А. актуально во все времена и интересно каждому новому поколению читателей.

Мы гордимся своими земляками.









Список использованных источников

1. Воронин И.Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии. - Саранск, 1976;

2. Личный сайт Громыхина А.А.: gromyhin.altvis.ru/

3. Молодёжный журнал «Странник». COPYRIGHT 2009-2011.

4. Русские писатели о мордовском народе. - Саранск, 1957;

5. Савин О.М. Времён связующая нить… - Саранск, 1991; Карпунов Г.В.

6. Энциклопедия «Мордвась». Саранск, 2006 к. 587 л.

7. Интернет - ресурсы: lib.e-mordovia.ru/









© 2010-2022