Литературная гостиная к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24

105484, Москва, ул. 16-я Парковая, д. 20, тел./факс: 8(499) 461-52-19

k24.mskcollege.ru/,e-mail:[email protected]



Литературная гостиная к 120-летию со дня рождения Сергея Есенина


Методическая разработка открытого урока

« Литературная гостиная «России светлая душа» в честь
120-летия со дня рождения Сергея Есенина»














2015




Методическая разработка урока литературы представляет собой технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности обучающихся, ориентированную на формирование у них предметной компетенции, поискового стиля мышления, развитие широкого кругозора. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности преподавателя.

Урок разработан в соответствии с рабочей программой, составленной на основании примерной программы учебной дисциплины «Литература», автор Тодоров Л.В. - М: центр профессионального образования ФИРО, 2008 г., и тематическим планом дисциплины «Литература» для обучающихся специальности 100701 «Коммерция» (по отраслям) социально- экономического профиля. Программа по литературе предназначена для групп СПО, которые проходят программу 10 - 11 класса за один год, продолжительность урока - 2 астрономических часа (90 минут).

Пояснительная записка

С целью повышения эффективности процесса обучения, формирования нового информационного пространства современный урок нуждается в более полном использовании компьютерной техники. Компьютерные технологии становятся всё более актуальными, так как заниматься с компьютером очень интересно и познавательно. Они формируют умение работать с информацией, предоставляют обучающимся максимум учебного материала, создают возможность осуществления в процессе обучения перехода от внешнего контроля учителя к самоконтролю учащегося, способствуют переводу педагогической системы на самообучение школьников.

Презентации к уроку литературы по теме «Жизнь и творчество С.А. Есенина» и «Любимые женщины С.А. Есенина» способствуют качественному усвоению учебного материала, так как привлекают содержательностью информации, наглядностью, возможностью оптимального сочетания индивидуальной и фронтальной форм работы.

Методическая цель:

- овладение методикой проведения урока с применением компьютерных технологий, разработка рекомендаций для использования материала в научно-методической работе преподавателей колледжа;

Предлагаемая методическая разработка урока - концерта представляет собой технологию по использованию различных современных средств организации учебной деятельности обучающихся, ориентированных на формирование у них предметной компетенции, развитие эстетического вкуса, привитие любви к русской поэзии. Применение нетрадиционныхформ обучения позволяет значительно расширить поле деятельности преподавателя.

Методы: словесные, наглядные.

Приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, дифференцированный подход.

Формы работ: индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная.





Тема «Я сердцем никогда не лгу…» (Жизнь и творчество С.А. Есенина)

Цели и задачи урока

Цель - формирование основные знаний о биографии и творчестве С.А.Есенина.

Задачи:

  1. Образовательная:

- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, музами поэта,

- выявлять народно-поэтические истоки есенинской поэзии, песенную основу его поэтики, исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

2.Развивающая:

- развивать навыки самостоятельной работы на уроке, навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.

- развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы;

- развивать умения связно излагать свои мысли;

- развивать грамотную и образную речь обучающихся, устную монологическую речь, умение выступать перед аудиторией;

- формировать умение работать с информацией (поиск необходимой информации, её анализ, сопоставление, выявление сути, умение делать обоснованные выводы).

  1. Воспитательная:

-воспитывать чувство патриотизма, любви к родному языку через поэзию С.А.Есенина.

Виды деятельности на уроке: рецептивные и продуктивные;

Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная;

Вид урока: комбинированный;

Оборудование: портреты Есенина, презентации по теме «Жизнь и творчество Есенина», «Любимые женщины поэта»,выставка книг о жизни и творчестве поэта,высказывания о поэте, видеоролик «Мне осталась одна забава», запись романса «Отговорила роща золотая».

Методические приёмы: аналитическая беседа, доклад - сообщение, метод творческого чтения, исследовательский метод (сопоставительный анализ стихотворений Есенина и Блока)

Оформление урока:

Эпиграфы:

«На земле, мне близкой и любимой, эту жизнь за всё благодарю»

« С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий»

Сергей Есенин.

Высказывания о Есенине:

Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое - более всего иного - заслужено человеком. (М. Горький)

Есенин был одним из лучших современных поэтов и, может быть, единственный в последние годы лирик, заставлявший плакать читателя. (М. Слонимский)


Ход урока:

  1. Этап актуализации пройденного материала и постановки задач урока.

-Назовите временные рамки серебряного века;

-основные литературные направления русской поэзии серебряного века;

-назовите представителей литературного направления имажинизм.

(Слово преподавателя о целях и задачах урока, о теме, о видах предстоящей работы. Записи в тетрадях).

II. Этап формирования новых знаний и способов действий.

Слово преподавателя.

Сегодня мы с вами проводим необычный урок. Это урок - концерт, героем которого будет известный русский поэт С.А. Есенин. Я хочу начать урок словами М.Горького: «Сергей Есенин,- не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой « печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое, более всего иного, заслужено человеком».

Есенин - единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины - основное в моём творчестве». Заметьте, не тема, а чувство.

Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с жизнью и творчеством замечательного русского поэта, прикоснемся к его поэтическому слову, к гениальному таланту простого рязанского парня.

Что же говорит сам Есенин о себе самом в автобиографии?

Ведущий 1:Родился я в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.(Слайд 1)

Чтение стихотворения «Матушка в купальницу по лесу ходила».

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила.
Травы ворожбиные ноги ей кололи,
Плакала родимая в купырях от боли.
Не дознамо печени судорга схватила,
Охнула кормилица, тут и породила.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,
Сутеменьколдовная счастье мне пророчит.
Только не по совести счастье наготове,
Выбираю удалью и глаза и брови.
Как снежинка белая, в просини я таю
Да к судьбе-разлучнице след свой заметаю.

С двух лет был отдан на воспитание зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло моё детство, которые научили меня не пасовать перед трудностями деревенского быта. Среди деревенских мальчишек был я коноводом и большим драчуном и ходил всегда в синяках и царапинах. Ругала меня за шалости одна только моя бабка, она же и любила меня из всей мочи, и нежности её не было границ (Слайд 2 ).

Ведущий 2. Чтение стихотворения «Край любимый…»

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в четки
Ивы - кроткие монашки.

Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Преподаватель: Есенинская Русь, природа олицетворена, поэту мало только что-то изобразить, читатель не только видит живую природу, он её ещё и слышит.

Вопрос: Какой звуковой образ чаще всего озвучивает есенинские сюжеты? (звон) Найдите однокоренные слова с этим словом? Какое это выразительное средство? ( Есть в его стихах и тихие звуки: слабый крик, нежно охает ячменная солома, и крик, и молитва, и гудение, и множество других звуков).

Ведущий 3. Первые мои воспоминания, - пишет в автобиографии Сергей Есенин,- относятся к тому времени, когда мне 3-4 года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идёт в Радовецкий монастырь, который был от нас верстах 40. Я, ухватившись за её палку, еле волочу ноги от усталости, а бабушка всё приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».

Часто собирались у нас в доме слепцы, странствующие по сёлам, пели духовные песни о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе…

Нянька - старуха приживалка, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне Библию и «Священную историю».

И в стихах, и в автобиографии Есенин подчёркивал большую роль, которую сыграл в его жизни дед Фёдор Андреевич Титов.

Года далёкие, -

Теперь вы как в тумане.

И помню, дед мне

С грустью говорил:

«Пустое дело…

Ну, а если тянет_

Пиши про рожь,

Но больше про кобыл.

И Есенин писал.

Ведущий 1: Стихотворение «Сестре Шуре»

Ах, как много на свете кошек!

Нам с тобой их не счесть никогда.

Сердцу снится душистый горошек,

И звенит голубая звезда.

Наяву ли, в бреду иль спросонок,

Только помню с далекого дня -

На лежанке мурлыкал котенок,

Безразлично смотря на меня.

Я еще тогда был ребенок,

Но под бабкину песню вскок,

Он бросался, как юный тигренок,

На оброненный ею клубок

Все прошло. Потерял я бабку.

А еще через несколько лет

Из кота того сделали шапку,

А ее износил наш дед. (Слайд 4)

Ведущий 2: Кровная связь с родной землёй явилась тем условием, благодаря которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу со всеми её «изумительными в своей красоте» красками и долями. Также он обладал уникальнейшей возможностью увидеть необычайное в окружающем мире незамысловатой крестьянской жизни. Для Есенина всё превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и кудахтающие куры, и кудлатые щенки (Слайд5).

Чтение стихотворения «В хате»

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Преподаватель: Читать Есенин начал с 5 лет, опять же под присмотром деда и бабки. Долгое время годы, проведённые в доме деда, рассматривались в критике по преимуществу только со стороны, как считала советская критика, чуждых - религиозных влияний на будущего поэта. Но мы с уверенностью можем сказать, что всё то доброе, положительное, что способствовало пробуждению в Есенине поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе и во многом было разбужено в душе поэта не без доброго влияния деда и бабки.

Ведущий 3: Огромное и едва ли не решающее влияние на будущего поэта в юные годы оказала его мать, щедро наделившая сына песенным даром. Любовь к матери, к её проникновенным песням Есенин сохранил и пронёс через всю жизнь(Слайд 3).

Чтение стихотворения «Письмо матери»

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная ! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Преподаватель: Вся поэзия Есенина кажется естественной и безыскусной, как будто льётся из самого сердца, вызывает подлинное его содрогание, вместе с ней мы открываем источник нашего счастья на земле и прикасаемся к тайне собственной неустроенности, внутреннего и внешнего разлада(Слайд 5)..

Ведущий 1. Летом 1912 года Есенин окончил Спас - Клепиковскую учительскую школу, получил диплом сельского учителя, но от распределения в сельскую школу отказался наотрез. Не потому, что боялся пропасть в глуши, а потому, что понял, что - он поэт. Он мечтал о поэтическом признании, печататься в журналах, встречаться с известными столичными поэтами. Он едет в Москву… Поступает в типографию, в корректорский отдел, одновременно посещает университет имени Шанявского, увлекается революционным движением, распространяет среди рабочих листовки, журналы, участвует в забастовках, демонстрациях (Слайды 6-7).

Чтение стихотворение «Поёт зима, аукает…»

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Слово преподавателя: К каждому человеку хоть раз в жизни приходит весна, единственная и неповторимая. Такой незабываемой и счастливой стала для Есенина весна 1915 года. Он ехал в Петербург…. Ехал без денег, без рекомендаций, с единственным багажом - стихами. Сразу пошёл к Блоку. Очень волновался, но волнение прошло, когда он стал читать свои стихи, чистые, свежие, голосистые…. Это были песни души обыкновенного, простого рязанского паренька, души чистой, прекрасной , глубокой, светлой… Вскоре выходит первый сборник стихотворений «Радуница»(Слайд 8).

Обращаемся к доске.Словарная работа. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник после Светлой Пасхи Христовой. Само слово обозначает «блестящая», «просветлённая». Радуницей называли и первые весенние дни. Есенинская Русь - голубая, синяя.

Ведущий 2. Чтение стихотворения «Гой ты Русь, моя родная..»

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

(Слайд 9)

Слово преподавателя: Поэт М.Дудин писал: «Торжество восхищения перед умением так рассказывать о движении своей души заставляет все чувства как бы замереть перед этим чудом и на мгновение, равное вечности, увидеть полёт коня, прикоснуться к его движению, соединяющему времена и миры.

Чтение стихотворения «Руси»

Тебе одной плету венок,

Цветами сыплю стежку серую.

О Русь, покойный уголок,

Тебя люблю, тебе и верую.

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся - далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей

И не чужда тропинка склизкая.

Цветет болотная купель,

Куга зовет к вечерне длительной,

И по кустам звенит капель

Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Вопрос: Что мы видим в его стихах?

Что слышим. Какими красками рисует он природу?

Какие цвета преобладают?

(Природа звенит в стихах Есенина голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручейков, шумом дождя, играет бесчисленными огнями радуги.Поэт верит в Россию, любит её такую, какая она есть: с крестами, с тихой речушкой и луговыми цветами) (Слайд 10).

Преподаватель: Начиная с 1914 года, Есенин работает, постоянно оглядываясь на Блока, добиваясь его, блоковского, ощущения сини, простора и дали. Попробуем сопоставить стихотворение Блока «Россия» и «Запели тёсаные дроги». (Сопоставительный анализ стихотворений -стихотворения распечатаны и лежат у каждого учащегося на столе)

Чтение стихотворения « Запели тесаные дороги»

Запелитесаныедроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовни на дороге

И поминальные кресты.

Опять я теплой грустью болен

От овсяного ветерка,

И на известку колоколен

Невольно крестится рука.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

И не отдам я эти цепи,

И не расстанусь с долгим сном,

Когда звенят родные степи

Молитвословным ковылем.

А. Блок «Россия»

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

1908

Преподаватель: Наверное, почти каждый истинный поэт в «час ученичества» выбирает своего Мастера. Есенин выбрал Блока. 15 марта1925 года в дом на Пряжке двадцатилетний поэт приносит на суд Блоку свои стихи. Почему в «серебряном веке», когда «столько поэтов хороших и разных», Есенин выбирает именно Блока?

Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим стихотворение Блока «Россия» и Есенина «Запели тёсаные дроги».

-В чём сходство? (в мотиве дороги, в состоянии души)

-В чём разность? ( у Блока-спицы расписные,)

Вывод: Сходство поразительное: и в мотиве дороги, и в ритмическом строе, и в состоянии души. Разность поэтов не в талантах, а в разных социальных и культурных истоках, питавших их творчество.

«И крест свой бережно несу» (У Блока), «И не отдам я эти цепи» ( у Есенина), а последняя строфу считают блоковской по духу:

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу.

Ведущий 3: Есенин принял революцию восторженно, но с крестьянским уклоном. Надо было видеть поэта Есенина в те годы. Ему было тесно и не по себе. Он исходил песенной силой. На его глазах умирала старая патриархальная Русь. Что ждёт в будущем? В это грозное время не выдержало, дрогнуло сердце поэта. Всё чаще стали появляться в его стихах нотки боли и смятения(Слайды 11-14).

Чтение стихотворения «Я последний поэт деревни»

Ведущий 1: Окрылённый большевистским Декретом о земле, он даже внешне изменился. Вот, каким его видел Вячеслав Полонский, редактор журнала «Новый мир». Из него била мужицкая стихия, разбойная удаль. С обезумевшим видом он читает свою «Инонию», вкоторой выражал мечту о мужицком рае.

Чтение стихотворения «Инония»

Не устрашуся гибели,

Ни копий, не стрел дождей, -

Так говорит по Библии

Пророк Есенин Сергей.

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело,

Выплевываю изо рта.

Не хочу восприять спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Я иное узрел пришествие -

Где не пляшет над правдой смерть.

Как овцу от поганой шерсти, я

Остригу голубую твердь.

Подыму свои руки к месяцу,

Раскушу его, как орех.

Не хочу я небес без лестницы,

Не хочу, чтобы падал снег.

Не хочу, чтоб умело хмуриться

На озерах зари лицо.

Я сегодня снесся, как курица,

Золотым словесным яйцом.

Я сегодня рукой упругою

Готов повернуть весь мир...

Грозовой расплескались вьюгою

От плечей моих восемь крыл.

(Слайд 15).

Преподаватель: Но мечте этой не суждено было сбыться. В 1920 году Есенин писал: «Я потерял всё, что меня радовало. Почему?» К теме «гибели старого мира» добавлен мотив гибели лирического героя. В этом стихотворении поэт словно панихиду заказал: компромисса между деревней и пролетарским миром не будет.»

Чтение стихотворения «Несказанное, синее, нежное….»

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году -

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава...

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!

Вопрос: Как построено стихотворение? (Стихотворение начинается с речитатива, а заканчивается плясовым мотивом:

(Но ведь дуб молодой, не разжелудясь

Так же гнется, как в поле трава)

-Какие приёмы использует автор для выражения своих чувств?

(Эпитеты, сравнения, метафоры. Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Цветовая гамма способствует передаче тончайших настроений, придает романтическую одухотворенность, свежесть образам поэта.)

Ведущий 2: Наиболее ярко взгляд Есенина на новую жизнь выразился в стихотворениях «Русь советская» и «Русь уходящая». Самый тягостный период в творчестве Есенина показан в цикле «Москва кабацкая» и в поэме «Чёрный человек»:

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь.

В декабре в той стране

Снег до дьявола чист,

И метели заводят

Веселые прялки.

Был человек тот авантюрист,

Но самой высокой

И лучшей марки

Романс « Да, теперь решено без возврата» звучит в исполнении Штвана Павла.

Романс (в записи) на стихи Есенина в исполнении Малинина «Забава»

Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот - и веселый свист.

Прокатилась дурная слава,

Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.

Стыдно мне, что я в бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!

Все сжигает житейская мреть.

И похабничал я и скандалил

Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черною жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней.

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,

Отправляясь с ней в край иной,

Я хочу при последней минуте

Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Слово преподавателя: 1922 год стал для страны годом страшных смертей в России, миллионами убитых, выкошенных голодом, болезнями. Разорение в городском и сельском хозяйстве, толпы сирот. Но… Россия находит силы для спасения и возрождения. Понял это и поэт. Судьба России по-прежнему особая: горестная и светлая. «Родные мои, хорошие! - писал он из Германии своим знакомым,- пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод, людоедство, зато у нас есть душа».

Ведущий 3.

Чтение стихотворения «Спит ковыль, равнина дорогая…»

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь.

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

( Звучит запись песни «Отговорила роща золотая»)

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

Преподаватель.

Вопрос: Как вы думаете, в чём специфика этих стихотворений?

Примерный ответ:Эти стихи нельзя отнести только к теме родины и пейзажных зарисовок, это философские размышления автора.

Любовная лирика занимает значительное место в поэтическом наследии Сергея Есенина. Переживания, выраженные в стихах о любви, отражают всю гамму чувств поэта - тоска, разлука, радость… Как и вся поэзия творца, его любовные стихи во многом автобиографичны. Поэтическими музами творчества Сергея Есенина были прекрасные женщины.

(Показ презентации «Любимые женщины Сергея Есенина»). Презентацию подготовила Филина Светлана.

Слово преподавателя:

Есенин погиб в 1925 году (Иллюстрации на доске) при неизвестных обстоятельствах: то ли сам себя лишил жизни, то ли помог кто-то. В последнее время рядом с ним появились сомнительные личности, он много пил, не складывалась личная жизнь поэта.

Ведущий 3: Трагедии произошла в гостинице «Англитер». Перед смертью поэт написал своей кровью слова, адресованные потомкам: «Цветите, юные, и здоровейте телом…( обращение к оформлению на доске - к иллюстрациям)

Много дум в тишине я продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве,

Мял зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи,

Не звенит лебяжьей шеей рожь.

Оттого пред сонмом уходящим

Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле,

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Слово преподавателя.

Всего 30 лет жизни. Но каких лет! Есенин дорог нам своими стихами, в которых хранится образ родной земли, такой прекрасной, какой видел её Сергей Есенин. Он как-то заметил: «Большое видится на расстоянии». И он прав, хотя эта истина относится прежде всего к нему самому. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов был призван прийти в этот мир лишь на время, а кто - чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей души, но и нашей жизни. Звучание чистого и светлого слова Есенина стало частью нас самих. Пусть огонёчек этой свечи станет символом нашей любви к поэту и благодарностью за его стихотворения. Есенин не покинул нас, он с нами…

(один из учащихся зажигает свечу под портретом С.А.Есенина)

III этап. Итог урока.

Любой человек - это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты - особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в поэтический мир удивительного Поэта. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть Поэт находит в вашей душе скромное место.

IV .Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке о жизни поэта?

-Какие чувства у вас вызвала лирика Сергея Есенина?

-Какой этап урока показался самым интересным?

-Какое стихотворение понравилось больше всего?

Выставление оценок.

4.Домашнее задание:

1. Подготовить сообщение « Есенин в моей жизни».

2. Выучить наизусть понравившееся стихотворение.





Список использованной литературы и материалов:

  1. Аудиокнига: «С. Есенин. Поэзия XX века. Стихи и романсы». Серия «Школьная хрестоматия: литература». Страдиз - Аудиокнига, 2004; РАО «Говорящая книга», 2005.

  2. Владимир Валуцкий. Художественный фильм «Есенин».

  3. Газета «Литература» №3, январь, 1998г.

  4. Генералова Н.С. «Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию». Учебно-методическое пособие. - М.; Издательство «Экзамен», 2004.

  5. Журналы серии «Литература в школе», 2003 г. № 10, № 15.; 2001 г. № 6.

  6. Егорова Н. В. «Поурочные разработки по русской литературе XX века» 11 класс, I полугодие. - 4 изд., перераб. и доп. - М.; ВАКО, 2005.

  7. «Практическое пособие для учителей предметников по созданию электронных систем тестирования средствами MS Excel». Гамаюнова М.Н., Пучкова В.И. 2006 г.

  8. «Примерное поурочное планирование уроков русского языка и литературы с применением интерактивных средств обучения». Пособие для учителя. С. А. Романова. Москва. «Школьная пресса». 2005.

  9. Столбунова С. В. Как построить нетрадиционный урок русского языка. Лекция 3 .Технология развития критического мышления через чтение и письмо. - М.,: "Первое сентября ", "Русский язык" №19 2005, с. 10-15

  10. Тесты по литературе для 11 класса. 2004.

  11. Шубникова-Гусева Н.И. С.А. Есенин в жизни и творчестве: Учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. - М.: Русское слово, 2003.

Приложения:

1. Аудиозапись «Отговорила роща золотая…» (романс на стихи С. А. Есенина)

2. Презентации «Жизнь и творчество Есенина » и « Любимые женщины Есенина»

3.Видеоролик « Мне осталась одна забава….»


© 2010-2022