«Основные мотивы поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», связанные с образом героя»

  Аннотация. Урок литературы в 8 классе общеобразовательной школы. Тема: «Основные мотивы поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», связанные с образом героя».     Учебник: Г.С. Меркин, Москва «Рус. Слово» 2009 г.   Оборудование: учебники, текст поэмы, презентация, компьютер, проектор, музыкальные отрывки, карточки.   Цели: -выявить основные мотивы поэмы; -дать характеристику Мцыри; -выявить способы раскрытия образа главного героя; -проникнуть в замысел автора. Формировать различные виды УУД. Личностные У...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по творчеству М.Ю.Лермонтова, в связи с 200-летием со дня рождения.


Урок

литературы

в 8 классе

на тему:

«Основные мотивы поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», связанные с образом героя»



Учитель Е.П.Першикова

МБОУ СОШ №1

г.Константиновск

2014г

План-конспект урока литературы в 8 классе

Тема: «Основные мотивы поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», связанные с образом героя».

Учебник: Г.С. Меркин, Москва «Рус. Слово» 2009 г.

Оборудование: учебники, текст поэмы, презентация, компьютер, проектор, музыкальные отрывки, карточки.

Цели:

-выявить основные мотивы поэмы;

-дать характеристику Мцыри;

-выявить способы раскрытия образа главного героя;

-проникнуть в замысел автора.

Формировать различные виды УУД.

Личностные УУД:

-развитие нравственно-эстетических представлений (музыка-живопись-литература);

Коммуникативные УУД:

-различные виды чтения(изучающее, поисковое, выборочное, выразительное, чтение наизусть);

-умение слушать и вступать в диалог;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-умение участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять познавательные цели и пути их достижения;

-умение правильно оценивать результаты своей и чужой деятельности.

Познавательные УУД:

-извлечение информации из прочитанного текста;

-понимание авторской позиции;

-умение аргументировать свое мнение;

-оперирование литературоведческими понятиями.

Теория литературы:

-образ в литературе;

-романтизм как творческий метод изображения;

-романтический герой.

Тип урока - традиционный, с элементами ИКТ и проектной деятельности.

Формы работы учащихся - анализ художественного текста, комментирование содержания картин и иллюстраций, музыки, беседа по вопросам, выразительное чтение текста, в том числе и наизусть, представление проектной деятельности.

Планируемые результаты:

-ученик учится комментировать картины, музыку, текст;

-правильно интонировать и выразительно читать фрагменты поэмы;

-готовить самостоятельное сообщение;

-характеризовать образ;

-выражать свое личное отношение к поэме.

Ожидаемый результат в форме домашнего задания: творческая работа дифференцированного характера.

Задачи:

1) умение составлять словесные портреты, определять роль художественных приемов, помогающих создать образы героев поэмы, формирование умений работать с учебником, с текстом; развитие эстетического восприятия художественного произведения (музыкального, живописного, поэтического);

2)Развитие навыков анализа текста, ассоциативного мышления, умений обобщать, делать выводы, пользоваться литературоведческой терминологией.

3)Воспитание у учащихся активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, способностей к преодолению трудностей, любви к родине, воспитывать внимание к поэтическому слову.

Ход урока

I Предкоммуникативный этап (Зазыв).

Учитель. Ребята, сегодняшний урок начнем необычно. Представим себя в художественном музее. Мы ходим по залам и слышим музыку. Прислушаемся к себе. (Просмотр кадров презентации, сопровождаемых музыкой, приложение №1). Что чувствовали, представляли? Какие чувства, по-вашему, передает мелодия? Картины?

(страсть, восторг, мужество, решительность, сильные чувства…)

Увидели ли вы знакомые образы литературных героев, которым свойственны эти качества? (внутрипредметные связи)

Сегодня мы и будем работать над образом Мцыри. (объявляется тема урока)

Попытайтесь сформулировать задачи нашего урока, обратившись к теме, записанной на доске. (понять, какой Мцыри, увидеть основные мотивы поэмы) Что для этого нам нужно сделать? (поработать с текстом, комментировать текст, увидеть авторскую позицию, работать над средствами и приемами изображения, которые помогают создать образ героя)

В течение урока будем отвечать домашнее задание.

В конце урока или дома будем составлять связное высказывание по поэме.

II Коммуникативный этап.

Актуализация знаний. (Работа с текстом).

Слово учителя.

Так что же такое образ в литературном произведении? Обратимся к словарю терминов. Зачитаем. ( на карточках, приложение №2)

На прошлом уроке мы уже начали разговор о герое и его жизни. Дает ли Лермонтов подробное описание монастырской жизни? (нет) И все же, что-то о ней мы узнаем. Например? (кельи душные, молитвы). Для героя монастырь - символ неволи. Он решается на побег.

Какова цель его побега? Прочитайте цитаты, выписанные вами дома. (реализация домашнего задания)

Итак, чего же хочет Мцыри? С чем связаны для него представления о свободе? ( вырваться из стен монастыря и вернуться на родину)

Разделяют ли его мечты окружающие его люди, похож ли Мцыри на них? (нет, не похож, даже вступает в конфликт)

Вспомните, какой творческий метод изображения в литературе создает именно такого героя, не согласного с окружающими, живущего своей мечтой, уводящей его от действительности. (романтизм; знакомы по творчеству поэтов пушкинской поры и самого Пушкина).

Заглянем еще раз в словарь (приложение №2) Можем ли считать Мцыри романтическим героем? ( бунтует, на фоне пейзажа)

А при помощи какого приема часто изображается романтический герой? (пейзажа).

Хорошо ли Лермонтов представлял себе пейзаж Кавказа?

(да, он там часто бывал, сам рисовал)

Представление проекта «Кавказ в жизни Лермонтова» (реализация домашнего индивидуального задания в виде презентации)

Встречаем ли мы пейзаж в поэме? (да, с самого начала)

Давайте понаблюдаем, что же увидел герой, оказавшись за стенами монастыря.

(зачитывают отрывки)

Замечательно. Давайте перечитаем начало 11 главы.

Какие чувства героя передает пейзаж? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу? (чуткий, наблюдательный, романтически настроенный, видит природу необычно, восхищается ею).

Как вы думаете, почему так привлекательно для героя это утро? (первое на воле)

Перечитайте отрывок из 6 главы. (кадр презентации)Докажите, что это романтический пейзаж (необычный, яркий, пышная природа). Какими художественными средствами автор достигает такого впечатления? (сравнения, эпитеты, олицетворения; находим).

Нашел ли Мцыри во время своего путешествия ответ на вопрос: «Зачем живет человек на земле?» (мир прекрасен и человек рожден для воли) Почему вы так считаете? (Как чувствует себя Мцыри за пределами монастыря?) (счастливым) Подтвердите текстом (н-р, «таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б смог», «и жизнь моя без этих трех блаженных дней..» и т.д.)

А как вы думаете, только ли от того, что видит кругом, счастлив герой? (подвести к мысли, что счастлив еще и от того, что сам сумел сделать: от своей смелости во время побега, мужества во время битвы с барсом)

Реализация домашнего задания: чтение наизусть 17 и 18 главы (бой с барсом)

(на фоне кадра презентации)

Как ощущает себя герой в этой битве? Какие художественные средства помогли это понять? Какую роль они играют?

(Сравнения - слияние с природой, ощущение ее частью, каким-то родством с барсом; ощущение в себе отваги и решимости; уважение к противнику. Эпитеты - ощущение опасности, угасание сил барса)

А теперь перечитаем последние главы - 25 и 26. (оцениваем, дети и учитель)

Прислушайтесь к себе: какого чувства в вас больше: горечи или гордости за Мцыри?

( пусть выскажутся)

Вывод: хотя герой и умирает, но конец не кажется мрачным. Гибель героя - это и его победа. Он не смирился с пленом, сумел узнать свободу, счастье борьбы, и радость слияния с миром природы. Это рождает в читателях чувство гордости Мцыри. Он становится символом стремления к свободе и борьбы за нее. (кадр презентации)

III. Посткоммуникативный этап.

Рефлексия. Составление синквейна.

IV. Домашнее задание. (кадр презентации)Подумайте над высказываниями других учеников и письменно ответьте на одно из них. (сочинение-миниатюра).

-«Почему Мцыри не пошел в саклю за грузинкой, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

-«Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог свободно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины». (вопросы раздать на карточках, приложение №3)


© 2010-2022