- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа кружка Трудности русского языка, 11 класс
Рабочая программа кружка Трудности русского языка, 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рахимзянова Э.С. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над решением заданий ЕГЭ также является элементом развивающего обучения. Она учит осознанно находить верный ответ, анализируя и комментируя свой вариант решения поставленной задачи. Программа включает также работу на заданием повышенной сложности. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить решать задания ЕГЭ по русскому языку - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку. Программа кружка по русскому языку «Трудности русского языка» будет полезна любому выпускнику школы.
Цели кружковой работы:
- гуманитарное развитие учащихся;
- развитие творческих способностей личности;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
- подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи кружковой работы:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование практической грамотности;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
Технология организации кружковой работы.
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения заданий ЕГЭ по русскому языку предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности, практические занятия, лабораторные работы.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);
- самостоятельная работа;
- работа в группах, парах;
- индивидуальная работа.
Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 68 часов и адресована учащимся 11 классов.
Прогнозируемый результат
Программа занятий кружка предусматривает отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок, с учётом специфики контрольных измерительных материалов демоверсии 2015 года для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку. Программа предусматривает также и обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение всех заданий ЕГЭ, в том числе и задания повышенного уровня сложности. Своеобразие и специфика данной Программы кружка состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену в формате ЕГЭ достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основные функции языка.
- основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
- основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
- проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- извлекать необходимую информацию из различных источников;
- владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
-применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
-высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
- анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Дата проведения
Примечание
По плану
Фактически
1
Введение в курс.
1 час
3.09
2
Знакомство с демоверсией па русскому языку.
Содержание ЕГЭ по русскому языку.
1 час
3.09
3
Критерии оценки экзаменационной работы.
1 час
10.09
4
Часть 1.(24 задания)
1.Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
1 час
10.09
5
2.Средства связи предложений в тексте.
1 час
17.09
6
3.Лексическое значение слова
1 час
17.09
7
4.Орфоэпические нормы
1 час
24.09
8
4.Орфоэпические нормы. Практикум.
1 час
24.09
9
5. Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
1 час
1.10
10
5. Лексические нормы (употребление слова в
соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости). Практикум.
1 час
1.10
11
6. Морфологические нормы
(образование форм слова). Формы имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений.
1 час
9.10
12
6. Морфологические нормы
(образование форм слова). Формы глаголов. Практикум.
1 час
9.10
13
7. Синтаксические нормы.
Нормы согласования. Нормы управления.
1 час
15.10
14
7. Синтаксические нормы.
Нормы согласования. Нормы управления. Практикум.
1 час
15.10
15
8.Правописание корней.
1 час
22.10
16
8.Правописание корней. Практикум.
1 час
22.10
17
9. Правописание приставок.
1 час
29.10
18
10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-).
1 час
29.10
19
11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
1 часа
12.11
20
11.Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Практикум.
1 час
12.11
21
12.Правописание НЕ и НИ.
1 час
19.11
22
13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
1 час
19.11
23
13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Практикум.
1 час
26.11
24
14.Правописание -Н- и -НН-в различных частях речи.
1час
26.11
25
15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом предложении с однородными членами.
1 час
3.12
26
15.Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами)
Пунктуация в сложносочинённом
предложении и простом предложении с однородными членами. Практикум.
1 час
3.12
27
16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
1час
10.12
28
16.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Практикум.
1 час
10.12
29
17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
1 час
17.12
30
17.Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Практикум.
1 час
17.12
31
18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
1 час
24.12
32
18.Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Практикум.
1 час
24.12
33
19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
1час
14.01
34
19.Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Практикум.
1 час
14.01
35
20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.
1 часа
21.01
36
20. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Практикум
1 час
21.01
37
21.Функционально-смысловые типы речи.
1 час
28.01
38
21.Функционально-смысловые типы речи. Практикум.
1 час
28.01
39
22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические
обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.
1 час
4.02
40
22.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Практикум.
1 час
4.02
41
23.Средства связи предложений в тексте.
1 час
11.02
42
23.Средства связи предложений в тексте. Практикум.
1 час
11.02
43
24. Речь. Языковые средства выразительности.
1 час
18.02
44
24. Речь. Языковые средства выразительности. Практикум.
1 час
18.02
45-46
Итоговый контроль. Тестирование.
2 час
25.02
47
Часть 2. Сочинение- рассуждение. Критерии оценки сочинения.
1 час
4.03
48
Вступление. Проблема.
1 час
4.03
49
Вступление. Проблема. Практикум.
1 час
11.03
50
Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста.
1 час
11.03
51
Работа над текстом. Комментарий одной из проблем текста. Практикум.
1 час
18.03
52
Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте .
1 час
18.03
53
Работа над текстом. Выявление авторской позиции в тексте . Практикум.
1 час
1.04
54
Работа над текстом. Выражения согласия и не согласия с точкой зрения автора. Комментарий авторской позиции.
1 час
1.04
55
Аргументация.
1 час
8.04
56
Аргументация. Практикум.
1 час
8.04
57
Заключение в сочинении.
1 час
15.04
58
Заключение в сочинении. Практикум.
1 час
15.04
59-60
Работа над текстом. Написание сочинения по тексту.
2 час
22.04
61-62
Повторение изученного по курсу.
2 час
29.04
63-65
Пробный экзамен по русскому языку
4 часа
6.05
66
Анализ пробного экзамена. Трудные моменты экзамена.
1 час
67
Обобщение и систематизация знаний по курсу.
1 час
20.05
68
Консультация к экзамену.
1 час
20.05
Итого:
68 часов
Учебно-тематическое планирование
Класс - 11
Учитель - Рахимзянова Эльвира Сайдашевна
Количество часов:
Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа
Список литературы:
-
ЕГЭ 2015. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько. Издательство «Национальное образование». Москва 2015.
-
С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. Сочинение по литературе. ЕГЭ по русскому языку. Москва «Интеллект - Центр». 2014
-
ЕГЭ 2014. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. И.П. Цыбулько. Издательство «Национальное образование». Москва 2015.
-
Пособие «ЕГЭ 2015. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ». Егораева Г.Т.
-
Интернет ресурсы.