Методическая разработка открытого урока по литературе Не литературные герои

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кизеловский политехнический техникум»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока литературы



НЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ







Разработчик:

Зуева Н.А.

преподаватель

русского языка и литературы











2015 г.

Тема. Не литературные герои

Курс. Второй

Цель: воспитание уважительного отношения к великому подвигу фронтового поколения; продолжение работы по формированию патриотических и гражданских качеств, дать возможность прикоснуться к героическому прошлому нашей страны, развитие культуры речи, кругозора, ораторских способностей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Метод проведения: игровой.

Ожидаемые результаты:

  • вызвать эмоциональный отклик в сердцах студентов;

  • желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале русской литературы;

  • желание выразить отношение к войне, к подвигу русского народа в тылу врага в годы войны

Средства обучения: портреты молодогвардейцев, конверты с заданиями для команд, бланки протоколов для членов жюри

Литература:

  1. А.Фадеев «Молодая гвардия»

  2. Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

  3. М.Шолохов «Судьба человека»

Межпредметные связи: история, философия

Ресурсы сети Интернет:

  1. Этих дней не смолкнет слава. Библиография(igsha.oxnull.net)

  2. Научная библиотека (lib.khspu.ru)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка урока литературы «Не литературные герои» По произведениям М.Шолохова, Б.Полевого, А.Фадеева) содержит материал к уроку по теме войны в соответствии с программой по литературе и отражает характер историко-литературного подхода в изучении художественного произведения.

Работа над произведениями направлена на подготовку студентов к выполнению рецензии на произведение в технологии личностно-ориентированного обучения:

  1. «Нужно ли современным обучающимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»

  2. «Нужны ли герои современному обществу и России в частности?»

Самостоятельная работа в малых группах:

Основными условиями для работы обучающихся в составе малых групп являются:

  • на группу дается одно задание;

  • в группе рядом с сильным учащимся работают средний и слабый;

  • в группе предусмотрены определенные роли, выполнение которых обязательно для всех учащихся (ведущий, редактор, лидер).

Основные правила работы в малых группах:

  • выполнять задание, данное всей подгруппе;

  • участвовать в обсуждении (дискуссии);

  • говорить тихо, чтобы не мешать работе других учащихся;

  • внимательно выслушивать ответы других подгрупп.

Технология выполнения самостоятельных заданий в малых группах

Метод обучения в сотрудничестве является одним из методов личностно-ориентированных технологий, направлен на работу субъекта (обучающегося) и опирается на его жизненный опыт. Задача преподавателя состоит в том, чтобы, используя мировой опыт по литературе и опираясь на личностный опыт, сформировать у обучающихся потребность в самостоятельной деятельности.

Цель самостоятельной работы в малых группах:

  1. Прочитав произведение по теме, подготовить вопросы по нему.

  1. Выполнить задание, данное группе, и сделать выводы.

ХОД УРОКА.

I. Оргмомент.

1. Проверка присутствующих и готовности обучающихся к началу урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

Умирая, не умрет герой --

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

Муса Джалиль

2.1.Вступительное слово преподавателя:

«Ульяна Громова, 19 лет, на спине вырезана пятиконечная звезда, правая рука переломана, поломаны рёбра...»

«Лида Андросова, 18 лет, извлечена без глаза, уха, руки, с верёвкой на шее, которая сильно врезалась в тело. На шее видна запекшаяся кровь».

«Ангелина Самошина, 18 лет. На теле были обнаружены следы пыток: выкручены руки, отрезаны уши, на щеке вырезана звезда...»

«Майя Пегливанова, 17 лет. Труп обезображен: отрезаны груди, губы, переломаны ноги. Снята вся верхняя одежда».

«Шура Бондарева, 20 лет, извлечена без головы и правой груди, всё тело избито, в кровоподтёках, имеет чёрный цвет».

«Виктор Третьякевич, 18 лет. Извлечён без лица, с чёрно-синей спиной, с раздробленными руками». На теле Виктора Третьякевича эксперты не нашли следов от пуль - он оказался в числе тех, кого сбросили в шахту живым...

Из всей организации только одиннадцать молодогвардейцев остались в живых. Среди них - связная штаба Нина Иванцова, которая добровольно вступила в Советскую Армию и участвовала в штурме Берлина. На одной из стен рейхстага рядом со своим именем она поставила имена Олега Кошевого, Сергея Тюленина и Ульяны Громовой.

Эти имена, имена настоящих героев, не литературных, хорошо знакомы старшему поколению, а теперь и вам. Сегодня во время нашего открытого урока мы попробуем подвести промежуточный итог изученным произведениям и определим каждый для себя, что такое героизм, подвиг, трусость и приспособленчество.

  1. Правила работы на уроке

Сегодняшний урок пройдет в необычной форме - игре. Работая в двух командах, вы будете выполнять несколько заданий. Оценивать вас будет жюри в составе: Никиты Краснощекова, Марии , Ольги Федоровны Рымлевой - библиотекаря.

По итогам урока будут выставлены промежуточные оценки по дисциплине. Желаю удачи.

II. Конкурсные задания.

  1. Вопрос - ответ. Команды задают друг другу пять вопросов по текстам книг. Каждый вопрос и правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание - 10.

  2. О ком речь? Команды получают по конверту, внутри три статьи о героях этих книг, задача команд собрать статьи, прочитать и в предложенные бланки вписать имена героев и название произведений, в которых встречаются. Итого 3 названия и 3 имени. Максимальное количество баллов за конкурс - 6.

1.

Андрей Соколов

Судьба человека

2.

Олег Кошевой

Молодая гвардия

3.

Алексей Мересьев

Повесть о настоящем человеке



  1. Рассуждения по 3 предложенным темам. Каждое рассуждение оценивается в 5 баллов (субъективное мнение жюри). Примерные критерии оценивания: логичность, связность, приведение доказательств своей мысли, законченность высказывания. Максимальное количество баллов за конкурс - 15 баллов. Время на выполнение задания 5 минут.

  2. Исправь ошибки. За каждое правильное исправление 1 балл. Максимальное количество баллов - 10. Время на выполнение 3 минуты. Ответы для жюри:

  1. В рассказе Шолохова «Судьба человека», главного героя мы видим в вдвоем с мальчиком Ванюшей в первую послевоенную весну.

  2. Главного героя рассказа «Судьба человека» звали Андрей Соколов.

  3. Родной сын главного героя рассказа «Судьба человека» в звании капитана руководил батареей «сорокопяток».

  4. «Повесть о настоящем человеке» была опубликована в 1946 году.

  5. На момент описываемых событий в «Повести о настоящем человеке» главному герою 23 года.

  6. Алексея выписывают из госпиталя и направляют в санаторий. «По санаторию распространилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик увлекся танцами»

  7. Фадеев дважды редактировал роман «Молодая гвардия»

  8. Во время переезда через балку к месту казни молодогвардейцев Анатолию Ковалеву удалось сбежать.

  9. 1 января 1943 года были арестованы Евгений Мошков и Виктор Третьякевич, их арест был вызван тем, что они пытались продать на местном рынке новогодние подарки из разграбленных немецких грузовиков.

  10. Настоящим организатором подпольной организации «Молодая гвардия» был Иван Туркенич.

III. Подготовительная работа по выполнению рецензии на прочитанное произведение.

Домашнее задание. Написать рецензию на основе прочитанных произведений по темам:

  1. «Нужно ли современным обучающимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»

  2. «Нужны ли герои современному обществу и России в частности?»

Толкование - рецензия.

План рецензии.

  1. Произведение рассматривается в контексте современной жизни и современного литературного процесса.

  2. Четко указывать выходные данные рассматриваемого произведения.

  3. Значительное место должно быть уделено изложению содержания:

а) основные идейные линии произведения;

б) необычность изложения материала или событий;

в) особенность стиля автора;

г) анализ самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии;

д) субъективная оценка произведения, составляющая основную часть любой рецензии (собственное мнение).

IV. Подведение итогов игры.

1) Слово жюри

2) Выставление оценок

V. Заключительный этап урока

  1. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

По словам Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».

Приложение I

Протокол конкурса

для жюри

№ задания

Вопрос-ответ

О ком речь?

Рассуждения

Исправь ошибку

Итоги:

Место

Команды

I










II










Максималь-ное количество баллов за конкурс

10

6

15

10

41




Пояснения:

  1. Вопрос - ответ. Команды задают друг другу пять вопросов по текстам книг. Каждый вопрос и правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание - 10.

  2. О ком речь? Команды получают по конверту, внутри три статьи о героях этих книг, задача команд собрать статьи, прочитать и в предложенные бланки вписать имена героев и название произведений, в которых встречаются. Итого 3 названия и 3 имени. Максимальное количество баллов за конкурс - 6.

1.

Андрей Соколов

Судьба человека

2.

Олег Кошевой

Молодая гвардия

3.

Алексей Мересьев

Повесть о настоящем человеке



  1. Рассуждения по 3 предложенным темам. Каждое рассуждение оценивается в 5 баллов (субъективное мнение жюри).Примерные критерии оценивания: логичность, связность, приведение доказательств своей мысли, законченность высказывания. Максимальное количество баллов за конкурс - 15 баллов.

  2. Исправь ошибки. За каждое правильное исправление 1 балл. Максимальное количество баллов - 10. Ответы для жюри:

  1. В рассказе Шолохова «Судьба человека», главного героя мы видим в вдвоем с мальчиком Ванюшей в первую послевоенную весну.

  2. Главного героя рассказа «Судьба человека» звали Андрей Соколов.

  3. Родной сын главного героя рассказа «Судьба человека» в звании капитана руководил батареей «сорокопяток».

  4. «Повесть о настоящем человеке» была опубликована в 1946 году.

  5. На момент описываемых событий в «Повести о настоящем человеке» главному герою 23 года.

  6. Алексея выписывают из госпиталя и направляют в санаторий. «По санаторию распространилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик увлекся танцами»

  7. Фадеев дважды редактировал роман «Молодая гвардия»

  8. Во время переезда через балку к месту казни молодогвардейцев Анатолию Ковалеву удалось сбежать.

  9. 1 января 1943 года были арестованы Евгений Мошков и Виктор Третьякевич, их арест был вызван тем, что они пытались продать на местном рынке новогодние подарки из разграбленных немецких грузовиков.

  10. Настоящим организатором подпольной организации «Молодая гвардия» был Иван Туркенич.

Приложение II.

Части отрывков из статей.

  1. Наум Лейдерман считает, что главные черты этого героя - его отцовство и солдатство. Это трагический персонаж, сумевший сохранить силу духа несмотря на тяжелое ранение, плен, побег, гибель семьи, и, наконец, гибель сына 9 мая 1945 года.. А. Б. Галкин сравнивает его судьбу с историей книги Иова. Виктор Васильевич Петелин в своей книге «В трагическом образе своего героя автор увидел человека-борца, обладающего титаническими душевными силами, много испытавшего и пережившего, надломленного мучительными страданиями, оставившими нестираемый след в его душе».



  1. Этот молодой человек участвовал во многих боевых операциях: распространении листовок, разгроме вражеских автомашин, сборе оружия, поджоге скирд хлеба, предназначенного для отправки в Германию. Он осуществлял связь с группами в окрестностях Краснодона, от имени штаба давал им задания. В начале января 1943 года в Краснодоне начались аресты. Штаб дал указание всем покинуть город, небольшими группами продвигаться к линии фронта. Вместе с Ниной и Ольгой Иванцовыми, Валерией Борц, Сергеем Тюлениным он пытался перейти линию фронта, но безуспешно. 11 января 1943 года поздним вечером обессиленный, уставший, он возвращается в Краснодон, а на следующий день уходит в Боково- Антращит. Неподалеку от города Ровеньков его задержала полевая жандармерия. Его доставили сначала в полицию, а затем в Ровеньковское окружное отделение жандармерии. При обыске у него нашли несколько чистых бланков временных комсомольских удостоверений. Героически держался на допросах. Раскаленным железом, плетьми, самыми изощренными пытками враги не смогли поколебать воли и стойкости этого героя. Во время одной из пыток, превозмогая страшную боль, он выкрикнул: "Все равно вы погибнете, фашистские гады! Наши уже близко!" От пережитого в тюремных застенках у шестнадцатилетнего комиссара поседели волосы. Но он остался гордым и непокоренным, не предал своих товарищей и то святое дело, за которое боролся.



  1. Уже 20 июля 1943 года он совершил новый подвиг - спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года его. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель, прославивший подвиг этого человека на всю страну

Бланк для ответов

№ статьи

Фамилия и имя героя

Название произведения

1



2



3





Приложение III

Темы для рассуждения.

Продолжите фразы:

  1. Героизм - это…

  2. Быть гражданином своей страны - это…

  3. Приспособленчество и предательство в годы войны - это синонимы?

Приложение IV.

Исправь ошибки:

  1. В рассказе Шолохова «Судьба человека», главного героя мы видим в одиночестве через 5лет после войны.

  2. Главного героя рассказа «Судьба человека» звали Алексей Соколов.

  3. Родной сын главного героя рассказа «Судьба человека» в звании капитана руководил развед.отрядом.

  4. «Повесть о настоящем человеке» была опубликована в 1945 году.

  5. На момент описываемых событий в «Повести о настоящем человеке» главному герою 27 лет.

  6. Алексея выписывают из госпиталя и направляют в санаторий. «По санаторию распространилась весть, казавшаяся нелепой: безногий летчик увлекся прыжками»

  7. Фадеев трижды редактировал роман «Молодая гвардия»

  8. Во время переезда через балку к месту казни молодогвардейцев Сережке Тюленину удалось сбежать.

  9. 1 января 1943 года были арестованы Евгений Мошков и Виктор Третьякевич, их арест был вызван тем, что они пытались продать на местном рынке сигареты из разграбленных немецких грузовиков.

  10. Настоящим организатором подпольной организации «Молодая гвардия» был Олег Кошевой.

Приложение V.

Домашнее задание. Написать рецензию:

  1. «Нужно ли современным обучающимся читать книги о войне и изучать историю Великой Отечественной войны?»

  2. «Нужны ли герои современному обществу и России в частности?»

План рецензии.

  1. Произведение рассматривается в контексте современной жизни и современного литературного процесса.

  2. Четко указывать выходные данные рассматриваемого произведения.

  3. Значительное место должно быть уделено изложению содержания:

а) основные идейные линии произведения;

б) необычность изложения материала или событий;

в) особенность стиля автора;

г) анализ самых существенных элементов произведения вне зависимости от отношения к ним автора рецензии;

д) субъективная оценка произведения, составляющая основную часть любой рецензии (собственное мнение).



© 2010-2022