- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока М. Зощенко Беда
Конспект урока М. Зощенко Беда
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дорошенко Л.В. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда».
Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности его рассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны;
2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;
3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Определение темы и цели урока:
- Тема нашего сегодняшнего урока «Жизнь и творчество М.Зощенко». Особенности его рассказов мы посмотрим на примере рассказа «Беда».
А нашей основной целью будет:
Постараться рассмеяться
(Ведь смеяться не грешно)
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно?
-А «докопаться» нам помогут определения понятий «сатира» и «юмор». Так как этих определений в учебнике нет, нам на помощь придёт интернет.
(Двое уч-ся через поисковую систему Яндекс находят определения).
-
Объяснение нового материала.
Знакомство с биографией писателя (сообщение ученика и показ слайдов с фотографиями М.Зощенко и его книг ранних изданий).
-Чем вас удивила личность писателя?
-Чем объяснить тот факт, что к Зощенко пришла громкая слава почти сразу после выхода его рассказов?
-Кем были его основные читатели?
-Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?
-
Работа с понятиями.
Начинаем урок с повторения литературоведческих понятий ИРОНИЯ, ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце второй части учебника- хрестоматии).
Повторяя необходимую для урока терминологию, привлекаем внимание учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют, как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, , смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается. Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.
Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он поступает неправильно или некрасиво.
Переходим ко второй части урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.
( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)
Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?
( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это право, чтобы первыми напечатать его книги)
А что значит «осаждали в гостинице» ?
( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или групп)
О чём это свидетельствовало?
( был очень известным и популярным)
Второй абзац: Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?
(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….
А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям)
Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем это ему было нужно?
(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)
Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их особенность? ( зачитывают слова Зощенко)
Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?
( они шли к нему как к доктору за рецептами)
Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный рецепт писателя для своих читателей?....................
-Вернёмся к понятиям «сатира» и «юмор».
(Зачитываются найденные определения и записываются в тетрадь по литературе).
САТИРА- обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР- изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
-Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».
-
Чтение рассказа «Беда» учителем.
Перед началом проводим игру в ассоциации ( этот приём уже знаком учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).
Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не задумываясь!
( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем, классифицируем: кто-то называет слова, связанные с внешними бедами- неприятностями (физическими), кто- то с внутренними (морально- психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)
После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?
Что же на самом деле произошло с мужиком?
(«прогулял» лошадь)
Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.
( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)
Какой приём помогает понять состояние мужика?
(многоточия)
Зачем они понадобились автору в таком количестве?
(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим)
Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё, что думает.
Почему же ему так обидно и досадно?
Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?
Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?
(солому жрал)
Как понимать буквально эти слова?
( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)
Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?
(тех, кто продаёт вино)
А почему не себя?!
В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.
Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?
(иронии)
Но какая это ирония?
(горькая)
Поясните!
(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)
А присутствует ли здесь сатира?
(конечно)
В чём её предназначение, что она обличает?
( привычка всё новое- отпраздновать)
Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.
-
Анализ рассказа.
-Какой он, герой рассказа? Что за человек?
-Почему он отказывается от покупки лошади у мужика из соседнего села?
-Как вы охарактеризуете действия героя на базаре? Почему он себя так вёл?
-Вспомните, как герой шёл со своей покупкой домой?
-Что же с ним произошло и почему?
- Зачем автор показал в рассказе равнодушие окружающих к радости и горю героя?
-А что в тексте указывает на глубину его переживаний?
-Что вызывает в этой истории смех, раздражение, слёзы?
-Кто виноват в том, что всё так печально закончилось?
-Как вы думаете, от каких «обывательских черт» надо было бы избавиться мужику?
-Над чем смеётся и над чем горюет автор рассказа?
-Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?
-Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?
-
Вывод по уроку.
-Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.
-
Домашнее задание.
Подготовить по группам чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов.