- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Существительные собственные и нарицательные
Урок русского языка Существительные собственные и нарицательные
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кондратенко О.В. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СОШ №135
г. Днепропетровск
октябрь 2015 год
ТЕМА УРОКА: Существительные собственные и нарицательные.
ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен существительных.
ЗАДА ЧИ: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)
- Сегодня мы продолжим говорить об особенностях этой части речи.
А вначале небольшой словарный диктант и минутка чистописания.
2. Минутка чистописания (слайд №3)
3. Словарная работа (слайд №4)
На экране появляются картинки, дети записывают слова:
Космонавт, футбол, велосипед, хоккей, вагон.
(1 ученик у доски. После записи слов дети проверяют правильность написания слов по слайду «Проверь!››)
4. Повторение изученного.
- Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)
- Скажите, чем слово КОСМОНАВТ отличается от других записанных вами слов? (Это одушевлённое существительное, потому что отвечает на вопрос КТО? Все остальные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Значит они неодушевлённые.)
5. Блиц-опрос (слайды № 5, 6,7,8,9,10,11,12)
(На экране появляются вопросы. Если дети отвечают «ДА», то хлопают один раз в ладоши, если «НЕТ» - хлопают два раза).
- Имя существительное относится к служебным частям речи. (Нет)
- Имя существительное - самостоятельная часть речи. (Да)
- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)
- Имя существительное обозначает предмет. (Да)
- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)
- Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и
дополнением (Да)
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Нет)
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да)
- Что же такое существительное?
5.1 Физкультминутка
6. Переход к новой теме (тема не объявляется):
- О чём же сегодня мы будем говорить на уроке?
(О том, какие существительные пишутся с большой буквы)
- Правильно. А тема нашего урока звучит так:
«Существительные собственные и нарицательные».
Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.
Слово «собственный» означает «свое», «личное», «себе принадлежащее».
Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п.
Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Приведите примеры собственных существительных.
Русское слово «нарицательный» означает - называть. Это множество
одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.
7. Закрепление изученного материала.
Собери пару
Простоквашино
деревня
Днепропетровск
город
Днепр
река
Мальвина
имя
Потапыч
Отчество
Мурка
кличка
Матроскин
фамилия
- В каком столбике собраны собственные существительные, а в каком - нарицательные? (слайд №22)
8. Работа в парах «Лови ошибку» (слайд №23)
-
Иван блинов съел много Блинов.
-
Наш шарик поймал воздушный Шарик.
-
Боится Морозов Серёжа Морозов.
-
Хороши Груши в корзине у груши.
-
Коля Арбузов купил шесть Арбузов.
-
Наша поля вернулась с поля.
9. Исследование.
- Знаете ли вы, какие имена мальчиков и девочек в нашем классе самые распространенные? А самые редкие?
10. Рефлексия. Собирание цветка (слайд №24)
- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.
Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.
11. Кем был твой прадед в Киевской Руси? (слайд №27)
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва - дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись - и ты увидишь в них
Историю Киевской Руси!
12. Итоги урока.
- О чём же вы узнали сегодня на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным?
13. Д/з: Упр. 102, с.63