Урок русского языка Существительные собственные и нарицательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеУрок русского языка Существительные собственные и нарицательныеСОШ №135












г. Днепропетровск

октябрь 2015 год

ТЕМА УРОКА: Существительные собственные и нарицательные.

ЦЕЛИ: Закрепление понятия нарицательных и собственных имен существительных.

ЗАДА ЧИ: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные ( с заглавной буквы, в кавычках); развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; расширять кругозор учащихся.

НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийное приложение.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя.

- Какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное)

- Сегодня мы продолжим говорить об особенностях этой части речи.

А вначале небольшой словарный диктант и минутка чистописания.




2. Минутка чистописания (слайд №3)




3. Словарная работа (слайд №4)

На экране появляются картинки, дети записывают слова:

Космонавт, футбол, велосипед, хоккей, вагон.



(1 ученик у доски. После записи слов дети проверяют правильность написания слов по слайду «Проверь!››)

4. Повторение изученного.

- Что объединяет все эти слова? (Это имена существительные)

- Скажите, чем слово КОСМОНАВТ отличается от других записанных вами слов? (Это одушевлённое существительное, потому что отвечает на вопрос КТО? Все остальные существительные отвечают на вопрос ЧТО? Значит они неодушевлённые.)

5. Блиц-опрос (слайды № 5, 6,7,8,9,10,11,12)



(На экране появляются вопросы. Если дети отвечают «ДА», то хлопают один раз в ладоши, если «НЕТ» - хлопают два раза).

- Имя существительное относится к служебным частям речи. (Нет)

- Имя существительное - самостоятельная часть речи. (Да)

- Имя существительное обозначает признак предмета. (Нет)

- Имя существительное обозначает предмет. (Да)

- Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (Да)

- Имя существительное в предложении обычно является подлежащим и

дополнением (Да)

- Одушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО? (Нет)

- Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? (Да)

- Что же такое существительное?



5.1 Физкультминутка



6. Переход к новой теме (тема не объявляется):

- О чём же сегодня мы будем говорить на уроке?

(О том, какие существительные пишутся с большой буквы)

- Правильно. А тема нашего урока звучит так:

«Существительные собственные и нарицательные».


Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имён и названий, - практически каждый объект, каждое явление имеют или могут иметь своё собственное наименование.

Слово «собственный» означает «свое», «личное», «себе принадлежащее».

Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов. К ним относятся имена, отчества, фамилии людей, географические названия, названия литературных произведений, исторических событий, клички животных и т.п.

Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки.

Приведите примеры собственных существительных.

Русское слово «нарицательный» означает - называть. Это множество

одинаковых предметов. Пишутся эти слова со строчной буквы.

7. Закрепление изученного материала.

Собери пару

Простоквашино

деревня

Днепропетровск

город

Днепр

река

Мальвина

имя

Потапыч

Отчество

Мурка

кличка

Матроскин

фамилия



- В каком столбике собраны собственные существительные, а в каком - нарицательные? (слайд №22)



8. Работа в парах «Лови ошибку» (слайд №23)

  • Иван блинов съел много Блинов.

  • Наш шарик поймал воздушный Шарик.

  • Боится Морозов Серёжа Морозов.

  • Хороши Груши в корзине у груши.

  • Коля Арбузов купил шесть Арбузов.

  • Наша поля вернулась с поля.




9. Исследование.

- Знаете ли вы, какие имена мальчиков и девочек в нашем классе самые распространенные? А самые редкие?

10. Рефлексия. Собирание цветка (слайд №24)

- Мы с вами хорошо поработали. Перед вами волшебный цветок. Он расцветёт цветом вашего настроения.


Дети выбирают из палитры цвета в нижней части экрана желаемый цвет. После щелчка мыши в избранный цветной кружок окрашиваются лепестки цветка на рисунке.

11. Кем был твой прадед в Киевской Руси? (слайд №27)

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярёва - дёготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись - и ты увидишь в них

Историю Киевской Руси!



12. Итоги урока.

- О чём же вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

13. Д/з: Упр. 102, с.63



© 2010-2022