И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГКОУ РО - школа-интернат VIII вида № 1 г. Новочеркасска

















Сценарий утренника, завершающего Неделю русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

(А. Ахматова)





Разработала и провела: учитель высшей квалификационной категории Лавриненко Г.И.

2014 г.

Сценарий утренника, завершающего Неделю русского языка

«И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!»

(А. Ахматова).



Цели: продемонстрировать успехи обучающихся в овладении навыками словесной речи.

Задачи:

обучающая: углубить и закрепить знания о русском языке;

коррекционно-развивающая: вовлечь в творческое соучастие всех обучающихся;

воспитательная: воспитывать обучающихся в лучших традициях отечественной культуры.

Оборудование: высказывания русских классиков о языке, игры.

Ведущий: Сегодня мы продолжим разговор о русском языке. С помощью слова люди объединяются и дружат. В школе вы изучаете разные предметы с помощью речи. И сейчас вы продемонстрируете свои успехи в овладении навыками словесной речи.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского прибоя».

Да, ребята, мы с вами постоянно слышим целую ленту звуков: как льётся вода из крана, звенит колокольчик, тикают часы, слышим птичьи голоса, как вы читаете стихи и многое другое.

С. Маршак написал для нас стихотворение «Гимн звукам родного языка»

Ученик: (читает стихотворение)

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные ... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.



Ведущий: Ребята. Вам всем ясно, что это стихотворение об алфавите. А вот вопрос:

  1. Сколько букв в русском алфавите?

  2. Сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

  3. Какие буквы звуков не обозначают?

Ведущий: с помощью этих букв мы передаём человеческую речь, и всё, что написано на русском языке, написано только с помощью этих 33-х букв.

О богатстве, глубине, превосходстве, красоте русского языка говорили и говорят великие классики, писатели и поэты

Ученики: читают высказывания о русском языке писателей и поэтов. (Л.Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Н. Заболоцкого, К.С. Станиславского).

Ученики: читают стихи о русском языке (А. Ахматова «Русская речь», А. Прокофьев «Слово», В. Шефнер «Слова»).

Ведущий: Наша речь богата пословицами, поговорками, скороговорками, загадками. Кто знает их?

Ученики: читают загадки, пословицы, скороговорки. Можно провести викторину пословиц.

Ведущий: К устному народному творчеству относятся и песни. Сейчас мы послушаем одну из них.

Ученик: исполняет песню «По улице Мостовой».

Ведущий: Наша речь богата не только пословицами, поговорками, загадками, но и синонимами, антонимами и омонимами дать пояснения). Ребята, послушайте рассказ Николая Сладкова «Овсянка».

Ученики: инсценировка рассказа.

Ведущий: Почему девочки долго не могли понять друг друга? Какие слова называются омонимами?

Ученики: отвечают на вопросы.

Ведущий: А знаете ли вы, почему глухаря назвали глухарём? Прежде, чем ответить на вопрос, послушаем разговор Глухаря и Сороки.

Ученики: инсценируют разговор птиц.

Ведущий: Что скажите, ребята? Может, глухарь и правда глух?

Ученики: Когда глухарь поёт или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. Но как только смолкла песня глухаря, птица чутко прислушивается.

Ведущий: А сейчас игры.

Игра «Высокий и низкий».

Вызываются восемь игроков, они садятся на стулья. Ведущий бросает жгут одному из игроков и называет слово, игрок должен сказать слово с противоположным значением. Если игрок не назвал слово, он встаёт, если не называет второй раз - стоит на одной ноге, после третьего раза - выбывает из игры.

Игра «Получи приз»

Берётся приз, заворачивается в бумагу. На обёртку приклеивается содержание любой загадки. Вновь заворачивается, и так восемь обёрток с загадками. Игрок убирает первую обёртку, читает загадку вслух, потом называет отгадку. Если он ошибся, приз переходит отгадавшему, и так до самого приза.

Игра «Запомни ряд»

Называются 10-15 слов. Играющие обозначают слово любым предметом. Потом по указанию ведущего устанавливают ряд.



© 2010-2022