- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение по теме Деепричастие
Обобщение по теме Деепричастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Алтынкович С.Н. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
БОУ «Егоровская СОШ» Тарского муниципального района, Омской области
Интегрированный урок русского языка в 7 классе
Тема: «Обобщение по теме «Деепричастие»»
(На материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Алтынкович Светлана Николаевна
Тема: «Обобщение по теме «Деепричастие»».
Цель: 1) На материале произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» систематизировать и обобщить знания по теме «Деепричастие»;
2) закрепить знания учащихся по изученным ранее правилам орфографии, пунктуации;
3) воспитывать интерес к русскому языку через меж предметную связь с литературой, воспитывать интерес к творчеству Гоголя, внимание, наблюдательность;
План:
1.Орг.момент:
Учитель:
- Сегодня тема нашего урока - «Обобщение пройденного по теме «Деепричастие»». Но как вы думаете, почему на доске висит портрет Н.В. Гоголя, ведь у нас не урок литературы? Может, вы считаете, что я ошиблась, ведь по литературе мы сейчас изучаем Гоголя? Нет, не ошиблась, просто сегодня урок русского языка будет построен на материале повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», которую мы заканчиваем изучать. Ну а вообще в 2008-2009 году особо пристальное внимание уделяется этому писателю, так как в 2009 году мы будем отмечать 200 лет-е со дня рождения Н.В.Гоголя.
Итак, переходим к уроку.
Цель нашего урока: (читаю цель)
2. Работа с эпиграфом.
Запишите число, тему.
- обратим внимание на эпиграф на доске:
Гоголь(не) пиш.т а рису . т;
Его изображения дышат живыми красками действительности.
Вид . шь и слыш.шь их.
В.Г.Белинский.
Запись в тетрадь. (1 уч. у доски) расставляет знаки препинания, объясняет пропущенные орфограммы, 2й ученик определяет части речи.
3. Фронтальный опрос. (слайд № 3)
-
Что такое деепричастие?
-
Почему деепричастие называется деепричастием? Из каких частей этимологически составлено это название?
-
Как пишется не с деепричастием?
-
Как образуются деепричастия совершенного вида?
-
Как образуются деепричастии несовершенного вида?
-
Что такое деепричастный оборот?
-
Расскажи о выделении деепричастного оборота и одиночных деепричастий на письме.
4. Ответь устно (слайд №;4)
Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли, потупив глаза в землю.
- О ком из повести говорится в этом предложении ?
- Объясните знаки препинания в этом предложении. Как найти деепричастный оборот в предложении? Что для этого нужно сделать?
(отвечает один ученик)
5. Уже кони чуя рассвет все полегли на траву и перестали есть.(слайд № 5)
- Запишите предложение в тетрадь, расставьте знаки препинания, составьте схему.
(1 уч. доски)
6.Работа по отрывку из повести «Степь чем далее, тем становилась прекраснее…»
- Вам этот отрывок на уроке литературы был задан на дом, я попросила Занзариеву Луизу выучить этот отрывок наизусть к сегодняшнему уроку русского языка. (читает наизусть отрывок)
- Дома из этого отрывка вам нужно было выписать предложения с деепричастными оборотами и определить вид деепричастий.
(1 ученик вслух)
(слайд № 6)
Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву.
- Какую роль имеют деепричастия в данных предложениях?
(дополняют сказуемое, помогают представить действие более точно)
- Из этого текста взяты глаголы, образуйте от этих глаголов деепричастия, определите их вид:
Становилась
Составляет
Брызнули
Пропала
Один ученик делает синтаксический разбор предложения «В небе неподвижно…
Какие тропы использует писатель в этом отрывке?(сравнения, метафоры, эпитеты) для чего использует это автор? (для того чтобы читатель ясно представил запорожскую Сечь, сумел мысленно нарисовать её). Неслучайно Белинский сказал: «Гоголь (не )пишет, а рисует». (слайд № 7) - объясняют правописание не с глаголом
7. Учитель читает предложения, учащиеся выписывают только деепричастия. По вариантам, у доски и в тетради, выполняют морфологический разбор.
Предложения.
Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке.
Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. (о ком эти предложения?)
-
Самостоятельная работа по группам. (слайд № 8)
Упр. 169 (1,2,3)
9. тест.
-
Какие слова являются деепричастиями?
а) поглядывая; б) сделав; в) умевший; г) начавший.
2. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?
а) узнав; б) крича; в) ржавея; г) принявшись.
3. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?
а) опаздывать; б) пролить; в) взлететь; г) проливать.
4. Какие слова пишутся с не раздельно?
а) (не)годуя; б) (не)выспавшийся;
в) (не)уставая; г) (не)увидев;
5. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, обозначьте деепричастия как члены предложения.
А) Тарантас в…ехал во двор шурша колёсами по кр…пиве и остановился перед крыльцом.
Б) Сидя за комп…ютером старайтесь держать спину прямой.
В) Художник(аниматор) созд…ваяя мультипл…кац…о(н,нн)ый фильм словно ож…вляет р…сунки (взаимопроверка)
Ключи к тесту. (слайд № 9)
-
а,б;
-
а,г;
-
б,в;
-
в,г;
-
Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился перед крыльцом. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки.
Максимальное количество 19 баллов
На «5» -
На «4»-
На «3»-
На «2»-
-
Итог (слайд № 10)
Эпиграф:
Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих. (И.С. Тургенев).
-
Оценки
-
Д/З: (слайд № 11)
Повторить словарные слова, изученные орфограммы, п. 26-31