- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа элективного курса Русский язык и культура речи
Рабочая программа элективного курса Русский язык и культура речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юсупова Ф.Б. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Мустафино
Муниципального района Бакалинский район РБ
УТВЕРЖДАЮ Согласовано
директор школы Зам.дир.по УВР
Мухаметьянова З.М Хафзетдинова Г.Р.
от «____»__________2015г. от «___» __________2015г.
Программа элективного курса
по русскому языку для 11 класса
на 2015-2016 учебный год
«Русский язык и культура речи»
Составила
учитель
русского языка
литературы
Юсупова Ф.Б.
Мустафино-2015
Пояснительная записка
Русский язык и культура речи - одна из современных лингвистических дисциплин, изучает речевую деятельность общества в определённую эпоху и устанавливает на научной основе законы пользования языком как основным средством общения людей, рекомендует правила грамотной, целесообразной , искусной и убедительной речи.
Цель - формирование и воспитание современной языковой личности, владеющей системой норм современного русского литературного языка, повышение уровня языковой компетентности учащихся, совершенствование их языковых способностей, позволяющих использовать все богатства русских языковых средств в различных ситуациях общения.
Данная программа представляет комплекс разноуровневых задач - от корректировки и актуализации знаний по орфографии и пунктуации, коммуникативной грамматике и орфоэпии до знакомства с закономерностями речевого процесса и качествами культурной речи, овладения нормативно-стилистическими аспектами языка и освоение экспрессивно- выразительных средств языка и речи.
Отбор учебного материала для программы подчинен общей цели обучения в общеобразовательных учреждениях и его главным задачам, которые могут быть сформулированы следующим образом:
-
повышение общей культуры речи;
-
выработать у учащихся языковое чутье;
-
научить правильно оценивать языковые факты и отбирать языковые средства в зависимости от содержания, сферы и условий общения;
-
сформировать высокий уровень культуры личности в условиях современного общества;
-
изложение теоретических основ культуры речи, ознакомление с ее основными понятиями и категориями, а также нормативными свойствами фонетических, лексико-фразеологических и морфолого-синтаксических средств языка, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи;
-
формирование системного представления о нормах современного русского литературного языка;
-
формирование навыков и умений правильного употребления языковых средств в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения.
-
повысить уровень гуманитарного образования и гуманитарного мышления, что в первую очередь предполагает умение пользоваться всем богатством русского литературного языка в устной и письменной форме при общении во всех сферах человеческой деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
понимать назначение стилей речи;
-
усвоить понятия "функциональные стили русского литературного языка", "жанры стиля", "стилистическая норма"; "речевые нарушения","экспрессивно-выразительные средства языка";
-
знать средства языка и уметь ими пользоваться;
-
знать орфографические, орфоэпические, пунктуационные и стилистические нормы современного русского литературного языка;
-
анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых языковых средств на всех уровнях структуры языка;
-
обнаруживать речевые ошибки на всех уровнях структуры языка.
Касаясь технологии обучения русскому языку, следует отметить, что она должна представлять собой естественное продолжение той системы работы, которая проводилась в базовом звене, однако, учитывая практическую направленность курса, можно говорить о целесообразности повышения на занятиях роли лекции как способа сообщения теоретических сведений, об активизации самостоятельной деятельности учащихся (итог занятия - практические работы учащихся), о расширении и разнообразии заданий творческого характера.
Учебная программа
Общее количество часов 34
Лекций 9
Семинарских
(практических,
лабораторных)занятий 14
Самостоятельная работа 11
Учебно-тематический план
№
п/п
Название темы
лекции
Семинары,
Лабораторно-практ.занятия
Самостоятельная работа
Кол-во
часов
1
Культура речи как образовательная дисциплина
1
1
2
Речевая культура как показатель общей культуры личности
1
1
3
Язык и речь. Виды речевой деятельности
1
1
4-5
Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи
2
2
6-7
Варианты норм и их соотношение. Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
1
1
2
8-9
Орфоэпические нормы
1
1
2
10-11
Лексические нормы
1
1
2
12-13
Морфологические нормы.
1
1
2
14-15
Синтаксические нормы
1
1
2
16-17
Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие
1
1
2
18
Стилевое многообразие русского языка
1
1
19-20
Разговорно-обиходный стиль
1
1
2
21-22
Публицистический стиль и его подстили
1
1
2
23-24
Научный стиль
1
1
2
25-26
Официально-деловой стиль и его подстили.
1
1
2
27-28
Язык художественной литературы
1
1
2
29-31
Экспрессивно-выразительные средства языка
2
1
3
32-34
Речевые ошибки
2
1
3
Итого : 34 часа
Основное содержание
Тема 1-2.
Культура речи как образовательная дисциплина.
Речевая культура как показатель общей культуры личности
-
Понятие культуры речи. Культура речи как образовательная дисциплина.
-
Речевая культура как показатель общей культуры личности. Уровни владения языком.
-
Современная теоретическая концепция культуры речи.
Дидактические единицы:Язык как составная часть культуры народа;Базовая культура личности;Концепция культуры речи.
Тема 3.
Язык и речь. Виды речевой деятельности
-
Язык как универсальная полифункциональная знаковая система.
-
Язык и речь. Виды речевой деятельности
-
Формы существования языка.
-
Литературный язык как высшая форма существования литературного языка.
-
Устная и письменная формы литературного языка.
Дидактические единицы:Язык как полифункциональная знаковая система;
Язык и речь;Речевая деятельность и ее виды;Коммуникативная языковая компетенция;Понятие «национальный язык»;Формы существования языка;
Нелитературные варианты языка;Литературный язык как высшая форма существования национального языка;Особенности литературного языка;
Тема 4-7
Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи
-
Понятие языковой нормы.
-
Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи.
-
Динамичность и историческая изменчивость норм.
-
Варианты норм и их соотношение.
-
Основные нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические.
Дидактические единицы:Норма, ее социально-исторический и национальный характер;Норма ситуативная и литературная;Речевая норма и ее «динамический» характер;Особенности нормы;Варианты норм и их соотношение;Типы норм;Понятие речевой ошибки.
Тема 8-9
Орфоэпические нормы.
-
Особенности русского ударения и произношения.
-
Элементы техники речи как составные компоненты речевой культуры.
-
Благозвучие речи.
Дидактические единицы:Звуковая организация текста;Благозвучие речи;
Звукопись в художественной речи;Недочеты в звуковой организации речи.
Тема 10-11
Лексические нормы.
-
Богатство языка, правильность и точность словоупотребления.
-
Употребление слов иноязычного происхождения.
-
Выбор слова и лексическая сочетаемость.
-
Многозначность и омонимия.
-
Паронимы, синонимы, антонимы.
-
Лексика ограниченной сферы употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы, просторечия и профессиональная лексика).
-
Явления плеоназма и тавтологии как признаков речевой избыточности.
-
Канцеляризмы, речевые штампы и клише. Употребление фразеологизмов.
Дидактические единицы: Лексическая сочетаемость и точность речи; Стилистическое использование синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов;Паронимия; Стилистическая окраска слов;Лексика ограниченного употребления
Тема 12-13
Морфологические нормы.
-
Особенности склонения некоторых существительных и словосочетаний с ними.
-
Особенности полной и краткой форм прилагательных.
-
Степени сравнения прилагательных, их стилистические особенности.
-
Особенности склонения количественных и порядковых числительных.
-
Глагол.
Дидактические единицы:Нормы употребления имени существительного;
Нормы употребления имени прилагательного;Нормы употребления имен числительных;Нормы употребления глагола.
Тема 14-15
Синтаксические нормы.
-
Некоторые особенности согласования и управления в русском языке.
-
Предложения с деепричастными оборотами и однородными членами.
Дидактические единицы:Нормы согласования и управления;Особенности употребления деепричастных оборотов;Ошибки в употреблении однородных членов предложения.
Тема16-17
Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие
-
Язык как средство общения.
-
Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация,
речевое cобытие и речевое взаимодействие.
-
Условия успешного взаимодействия и причины
коммуникативных неудач.
Дидактические единицы:Общение;Язык как средство общения;Речевое воздействие и речевая манипуляция;Структура речевого общения;Единицы речевого общения;Эффективность речевого общения; Причины коммуникативных неудач.
Тема 18
Стилевое многообразие русского языка
Функциональные стили русского языка, их основные черты.
Тема 19-20
Разговорно-обиходный стиль
-
Особое место разговорно-обиходного стиля в системе функциональных разновидностей языка.
-
Разговорный стиль и разговорная речь.
-
Разговорная стилистическая окраска единиц языка.
-
Лингвистические особенности разговорной речи.
Дидактические единицы:Разговорно-обиходный стиль и сферы его применения;Жанры разговорно-обиходного стиля;Принципы организации речевых средств.
Тема 21-22
Публицистический стиль и его подстили
-
Публицистический стиль и его подстили.
-
Функциональные особенности и жанровое многообразие.
-
Особенности устной публичной речи.
-
Определение понятия «ораторское искусство». Виды ораторского выступления.
-
Подготовка к выступлению: выбор темы и названия. Структура ораторской речи.
-
Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
-
Убедительность и доказательность речи. Основные виды аргументов.
-
Словесное оформление публичного выступления.
Дидактические единицы:Газетно-публицистический стиль и сферы его применения;Подстили газетно-публицистического стиля;Жанры газетно-публицистического стиля;Понятие «ораторское искусство».
Тема 23-24
Научный стиль
-
Научный стиль и его подстили.
-
Функциональные особенности и жанровое многообразие.
-
Лексика, морфология и синтаксис научного стиля
Дидактические единицы:Научный стиль и сферы его применения;Подстили научного стиля;Жанры научного стиля;
Тема 25-26
Официально-деловой стиль и его подстили
-
Официально-деловой стиль и его подстили.
-
Функциональные особенности и жанровое многообразие.
-
Особенности лексической системы, основные
черты словообразования, морфологии и синтаксиса.
-
Язык и стиль документов.
-
Речевой этикет в документе
Дидактические единицы:Официально-деловой стиль и сферы его применения;Подстили официально-делового стиля;Жанры официально-делового стиля.
Тема 27-28
Язык художественной литературы
-
Основное средство передачи художественной образности
-
Богатство языка художественной литературы
-
Различение слов по их стилистической окраске.
-
Различной стилистическая и эмоционально-оценочная окраска слов.
-
Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с поставленной целью.
-
Выбор языковых средств
-
Стиль писателя
Тема 29-31
Экспрессивно-выразительные средства языка
-
Приёмы создания звуковой выразительности
-
Словесные фигуры
-
Тропы
Тема 32-34
Речевые ошибки
-
Грамматические ошибки
-
Речевые ошибки
-
Речевые недочёты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п
Наименование источника
Автор (ы)
Год издания
Издательство
1
Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов.
Л.А.Введенская Л.Г.Павлова Е.Ю.Кашаева
2010
«Феникс»
2
0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых//Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб.
Капинос B.И.
2010
Москва
3
Развитие речи: теория и практика.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С
2007
Mосква
4
Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.
Д.Э.Розенталь
2009
М,»Оникс 21 век»
№ п/п
Наименование источника
Автор (ы)
Год издания
Издательство
1
Культура русской речи. Учебник для вузов
Л.К.Граудиной Е.Н.Ширяева
2000
Издательская
группа
«Норма-Инфра»
2
Русский язык и культура речи: Учебное пособие
О.Я.Гойхман Л.М.Гончарова
2002
Высшее образование
3
Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов
Штрекер Н.Ю.
2003
ЮНИТИ-ДАНА
4
Русский язык и культура речи: Учебное пособие
Зверева Е.Н.
2007
МЭСИ
5
Русский язык и культура речи: Курс лекций
Г.К.Трофимова
2005
Флинта: Наука
6
Русский язык. Культура речи: Конспект лекций
Айрис-пресс
2005
Высшее образование
7
Культура речи: Практикум
А.А.Мурашов В.Ф.Русецкий
2004
«МОДЭК»
8
Русский язык. Энциклопедия.
Ф.П.Филин
1979.
«Советская энциклопедия»
9
Словари русского языка.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
(Перечень адресов интернет-ресурсов с кратким описанием)
№ п/п
Адрес ресурса
Полное название ресурса
1
osp.mesi.ru
Учебный портал МЭСИ
2
gramota.ru
ГРАМОТА.РУ - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
Литература для ученика
№ п/п
Наименование источника
Автор (ы)
Год издания
Издательство
1
Стилистика русского языка (10-11 классы).
Солганик Г.Я.
2014
М.
2
Занимательная стилистика
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э.
2010
М.
3
Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления.
Мучник Б.С.
2012
М..
13