Духовно – нравственная компетенция языковой личности школьника

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Образовательный проект

Духовно - нравственная компетенция языковой личности школьника



Туркова О.В.

Учитель русского языка и литературы



Оглавление

I . Аналитическое обоснование. Языковая личность………………………....с.3

§1. Духовно-нравственный компонент языковой личности школьника…….с.4

§2. Духовность и нравственность……………………………………………....с.6

II. Концепция развития духовно-нравственной компетенции языковой личности…………………………………………………………………..…….с.9

§1. Компетенции языковой личности школьника……………………………с.9

§2. Учебно-воспитательный процесс школы №830. г. Москва……………с.10

§3. Развитие духовно- нравственной компетенции языковой личности на уроках гуманитарного цикла………………………………………………….с.12

III. Познавательные и коммуникативные стратегии, направленные на формирование языковой личности…………………………………………с.18

Заключение…………………………………………………………………..…с.22

Литература……………………………………………………………………...с.23





I . Языковая личность

Процесс социализации новорождённого младенца, превращение в равноправного жизнеспособного члена общества идет параллельно и в непосредственной связи с процессом овладения родным языком с первых дней жизни. Навыки говорения на родном языке формируются в семье. Умение правильно говорить, т.е. соответственно сложившимся нормам своего речевого коллектива, формируется одновременно с усвоением морально-этических норм речевого общения: «говори так, чтобы тебя поняли!», «научись слушать и понимать собеседников». В процессе расширения сфер и задач речевого общения (мать и дитя - семья - школа - друзья по интересам) развивается личность как субъект общения. Таким образом, языковая личность - суммарный результат той речевой среды, в которой он обучается, воспитывается и живёт.

Язык и речь теснейшим образом связаны с духовной культурой и культурно-историческими событиями. Сохранение, умножение, передача духовной культуры осуществляется при помощи религии, литературы, школы, науки. Развитие языковой личности - основная функция школы.

Социализация - это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. Социально-значимые черты, характеризующие индивида как человека того или иного члена общества, называют личностью. В основе ряда концепций современной отечественной психологии лежит мысль о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Рассматривает личность в связи с деятельностью [14]. Как связываются понятия знание, личность и деятельность? Знание является продуктом деятельности, личность порождается деятельностью, следовательно, знания оказываются необходимым элементом понятия личность, т.е. личность формируется знанием. Поскольку все знания так или иначе связаны с языком, то можно говорить о родном языке как о важнейшем, личностно-образующим факторе.

«Языковая личность - это совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений, которые различаются:1) степенью структурно-языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) определённой целевой направленностью » [12. C.10].

В содержание языковой личности включаются такие компоненты:

• ценностный, мировоззренческий, т. е. система ценностей и жизненных смыслов. Язык обеспечивает и глубинный взгляд на мир, образует тот языковой образ мира и иерархию духовных представлений, которые лежат в основе формирования национального характера и реализуются в процессе языкового диалогового общения;

• культурологический компонент, т.е. уровень освоения культуры как эффективного средства повышения интереса к языку, привлечение фактов культуры изучаемого языка, связанных с правилами речевого и неречевого поведения, способствует формированию навыков адекватного употребления и эффективного воздействия на партнера по коммуникации;

• личностный компонент, то индивидуальное, глубинное, что есть в каждом человеке.

§1. Духовно-нравственный компонент языковой личности школьника

Образование является специфической структурированной формой социализации, при которой происходит передача социальных и культурных ценностей, формирование языковой личности, норм поведения, знаний, умений и навыков как в вербальной, так и в невербальной формах. Главная цель учителя - передача не только багажа фактических знаний, но и понимание сути проблем, которые рассматриваются в ходе учебного процесса и предлагаются для усвоения учащимся. «…Самое важное в образовательном процессе: передача некоего культурного кода. Образование призвано передавать человеку знания предыдущих поколений, потому что всё они принадлежат прошлому. Образование есть вхождение в традицию или, как говорим мы, церковные люди, в предание; вхождение в прошлое и усвоение в нем того существенно важного, что имеет значение для настоящего… Но есть нечто стержневое, чрезвычайно важное - то, что и называется культурным духовным кодом нации и всего человечества. И главным измерением, главной силой этого духовного кода является нравственность… Но все может быть изничтожено и все может быть обращено во вред - человеку, обществу, государству, всей человеческой цивилизации, - если образование будет оторвано от нравственного измерения» [73]. «Нравственность - это одна из форм проявления духовности. Воспитание нравственности невозможно без духовных основ христианской морали. Проблема поиска духовности в системе современного российского образования, диктует, прежде всего, ответ на вопрос - какое содержание мы вкладываем в понятие «духовность» [45. С. 197-205 ].

§2. Духовность и нравственность.

Одной из определяющих характеристик современной терминологической картины в области духовности, духовного является смешение материалистических и идеалистических представлений о данных понятиях. Обозначенная интерференция легко объясняется почти вековым господством в нашей стране материалистической философии, которая определяла идеализм как псевдонаучное явление. В понятие «духовность» мы, вслед за проф. Т.М.Зыбиной, вкладываем следующее содержание.

1. В самом общем виде духовность - это высшее начало в человеке, высшие ценности человеческого бытия. Понятие духовности, духовного связано с понятием духа, которое возникает лишь в монотеистических религиях. Языческие верования наших предков включали понятие души, но не духа. Духовное познание - это познание абсолюта (Бога) и себя в Боге.

2. Высшими формами духовности являются любовь и совесть.

В любви человек познает не только Другого, но и самого себя, сущность мира, бытия, Бога. Именно любовь объединяет истину, добро и красоту, образуя в этом высшем синтезе духовный архетип человечества.

Совесть является координатором двух онтологически разных миров - материального и духовного. Совесть определяет поведение человека в соответствии с законами идеального мира - Божественными законами. Со = весть - это «со = ответствие» Божиим За = поведям. Не случайно эти три слова - «совесть», «соответствие» и «заповедь» - являются этимологически родственными. Они имеют общий корень - вед-/вет-/вест- со значением «ведать», т.е. обладать высшим знанием. Для христианина совесть как высшая форма духовности является не столько результатом, сколько орудием духовной работы, тем духовным органом, который определяет смысл его жизни - со = мыслие человеческой и божественной природы в каждом конкретном человеке.

3. Высшие формы духовного творчества в светской философии определяются как самопознание и самосозидание. В религиозной философии данные понятия отсутствуют. Более того, «самость», самодостаточность отождествляются с гордыней - одним из главных грехов. Познание самого себя (не само = познание!), созидание самого себя, своей личности (не само = созидание!) возможны только лишь с помощью Божественного Откровения.

4. Нравственность - это одна из форм проявления духовности.

Светское понимание духовности строится на неких «общечеловеческих» ценностях. С материалистической точки зрения, духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: а) идеальной потребности познания и б) социальной потребности жить, действовать «для других». При этом собственно духовной признается первая потребность - познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Реализация второй потребности - это душевность: доброе отношение человека к окружающим его людям, забота, внимание, готовность прийти на помощь, разделить радость и горе т. д.

Идеологическая неупорядоченность современного миропонимания и языкового сознания, произвольная контаминация их основополагающих характеристик оказывают влияние и на современную школьную языковую картину мира, в рамках которой формируется языковая личность. Она по-прежнему характеризуется материалистическим диктатом и имплицитным атеизмом. Так, например, в словарном составе русского языка, изучаемом в школе, отсутствует такой важный лексический пласт, как религиозная лексика (религионимы). Между тем, светская школа - это не атеистическая школа. Это школа, в которой в адаптированном виде должна быть представлена вся многообразная философская палитра современного мироустройства - от материалистических воззрений до религиозных.

Светская школа не должна (и не имеет права!) формировать религиозную духовность, но обязана показать религиозно-духовную картину мира, объяснить ее культурологическое содержание, обязана показать, объяснить основные духовные ценности религиозной языковой личности. Более того, именно такой подход часто является единственно адекватным при анализе русской классической литературы с духовно-нравственной проблематикой. Именно такой подход, основываясь на понимании того, что ««язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа» является единственно возможным для обучения языку как культурологическому феномену.

II. Концепция развития духовно-нравственной компетенции языковой личности.

Данная концепция позволяет выявить и сформировать духовно - нравственную компетенцию языковой личности.

В основу концепции положена следующая гипотеза: если рассмотреть языковую личность и её компетенции в школьном образовательном процессе, то можно говорить о наибольшей значимости духовно - нравственной компетенции и о её влиянии на другие компоненты языковой личности.

Цель: Определение критериев духовно - нравственной компетенции языковой личности в учебном образовательном процессе школы 830 г. Москва.

В соответствии с поставленной целью потребовалось решить ряд задач:

1) установить характеристики компетенций языковой личности;

2) проанализировать учебно-воспитательный процесс в школе 830

3) выявить основные структурные и содержательные признаки духовно-нравственной компетенции языковой личности.

4) разработать определённые методы и формы для достижения цели.

§1. Компетенции языковой личности школьника

Структура коммуникативных компетенций языковой личности проявляется в речи. Выделим эти компетенции:

  1. Лингвистическая. (Знание уровней родного языка, умение пользоваться этим знанием, обладать орфографической, пунктуационной грамотностью)

  2. Дискурсивная. (Умение восприниматься и воспроизводить письменные и устные тексты)

  3. Прагматическая. (Достижение поставленной цели)

  4. Стратегическая. (Преодоление трудностей коммуникации)

  5. Социокультурная. (Умение учащимися строить речевое и неречевое поведение с учётом особенностей культуры )

  6. Духовно-нравственная.

Духовно - нравственная компетенция является последней в списке, но именно она определяет все выше перечисленные.

§2. Учебно-воспитательный процесс школы №830. г. Москва

Основной целью образовательного процесса в школе №830 является получение учащимися общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Содержание образования определяется образовательными программами и учебными планами, которые самостоятельно разрабатываются и реализуются школой.

Школа реализует на основе государственных образовательных стандартов основную общеобразовательную программу, обязательный минимум которой устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Образовательный процесс проходит три этапа: начального общего образования-1-4 класс; основного общего образования -4-9 класс; этап среднего (полного) образования-10-11 класс. Процесс обучения на каждом этапе включает освоение как основной, так и дополнительной образовательной программы.

Основные цели, которые ставит перед собой педагогический коллектив, следующие:

1. Формирование высокоразвитой разносторонней общественно-активной личности.

2. Развитие интеллекта обучающихся путем изучения основ гуманитарных и естественных наук в рамках государственного общеобразовательного стандарта, а также факультативов по математике, информатике, иностранным языкам, изобразительному и прикладному искусству, хореографии, сценическому искусству, пению.

3. Стимулирование познавательной способности и создание благоприятных условий для духовно - нравственного и эстетического, физического развития обучающихся. Это достигается путём посещения театра, музеев, выставок, кинотеатров, филармонии; участия школьников в конкурсах художественной фотографии, рисунка, социального плаката; в соревнованиях по шахматам, волейболу, настольному теннису.

Основные задачи работы школы - предоставить возможность воспитанникам:

• получить качественное образование, соответствующее всем современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников, и обеспечивающее успешную социализацию личности школьника;

• освоить эффективные способы организации мышления и действия.

Углубленно в школе ведется преподавание русского языка, литературы, истории, английского языка. Разработаны спецкурсы по подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку, математике, физике, химии, биологии. Новые педагогические технологии (развивающее обучение, КСО, технология проектов, адаптивная система обучения) направлены на саморазвитие учащихся.

В школе созданы: научное общество учащихся, театральная студия. Научное общество учащихся - это добровольное объединение старшеклассников под руководством преподавателей школы. Объединение пытливых и увлеченных учащихся, которые проводят учебно-исследовательскую деятельность в выбранной области знаний, знакомятся с методами и приемами простейших научных исследований и экспериментов, что приводит к расширению знаний, поиску, развитию самостоятельности мышления, познавательных интересов и творческих способностей, формированию научного мировоззрения, всестороннему развитию личности. Традиционно выделились две секции - гуманитарная и естественно-математическая. Секции возглавляют преподаватели, под руководством которых учащиеся ведут учебно-исследовательскую деятельность, разрабатывая темы рефератов, научно-исследовательских работ. Школьники работают самостоятельно по предложенной преподавателем программе, в указанные им сроки представляя результаты своей деятельности.

Таким образом, учащиеся ведут самостоятельную разработку выбранной проблемы, что формирует навыки самоорганизации, самоконтроля, самоанализа, развивает организаторский, умственный потенциал.

Педагогами разработаны интересные курсы по Ф.М.Достоевскому, С. Лагерлеф, Лидии Чарской и т.д.

Школа имеет свои традиции и праздники: последний звонок, вечер встречи выпускников, рождественский вечер, проведение интеллектуальных игр, литературных вечеров, музыкальной и театральной гостиной, совместные просмотры спектаклей и кинофильмов в театрах и кинотеатрах города, посещение планетария, выставок музея-заповедника и картинной галереи, организация совместного летнего отдыха учащихся и педагогов в туристических лагерях.

Таким образом, школа сочетает не только традиционные образовательные ценности, но и творческая активность самих детей, включенность их в творческий процесс сотрудничества с учителем способствует разностороннему развитию детей.

§3. Развитие духовно- нравственной компетенции языковой личности на уроках гуманитарного цикла.

Жанры учебного дискурса могут быть исчислены на основании реально «существующих естественно сложившихся форм педагогического общения, для которых возможно выделить устоявшиеся единицы: урок, лекция, семинар, зачет, экзамен, диспут, беседа учителя и ученика и др.» [48. C.16].

Урок является основной формой организации учебного процесса в школе, который «представляет собой серии учебно-речевых ситуаций» [10. C.135].

К признакам современного урока можно отнести следующие: 1) выполнение социального заказа общества; 2) учет новейших достижений в области науки; 3) постановка познавательных, воспитательных и развивающих задач; 4) деятельностный подход в обучении; 5) вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций; 6) оперативная обратная связь; 7) высокий, но посильный темп урока; 8) эмоциональный подъем на уроке.

Учитель преподаёт предмет культурообразующим. И в результате сам предмет формирует ученика не просто мировоззренчески, но и созидает душу ребенка.

Цикл гуманитарных дисциплин позволяет осуществить становление и развитие духовно - нравственной компетенции языковой личности школьника. На мой взгляд, можно ввести следующие формы работы ( на примере 8-го класса):

1. По русскому языку усилить линию речевого развития детей, расширить элементы литературного образования (ознакомление с жанровыми особенностями таких произведений, как проповедь, поучение, жития Святых, притча, ораторское Слово).

2. Является актуальным более углубленное изучение материала, более широкий диапазон применения изучаемой теории, что может выражаться в больших по объему и разнообразных по жанру читаемых текстах произведений, задачах повышенной трудности, требующих обобщений более высокого порядка.

3. Рассматривать значение кирилло-мефодиевского наследия в истории русского языка. На уроках нужно подчёркивать важность церковнославянского языка для современного русского. Нельзя не отметить слова академика Д.С. Лихачева: «Если мы откажемся от языка, который великолепно знали и вводили в свои сочинения Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Достоевский, Лесков, Толстой, Бунин и многие-многие другие, утраты в нашем понимании русской культуры начала веков будут невосполнимы. Церковнославянский язык - постоянный источник для понимания русского языка. Это язык благородной культуры: в нем нет грязных слов, на нем нельзя говорить в грубом тоне, браниться. Это язык, который предполагает определенный уровень нравственной культуры. Церковнославянский язык, таким образом, имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение. Отказ от употребления его в Церкви, изучения в школе приведет к дальнейшему падению культуры в России» [11. С.160].

4. На уроках литературы помимо произведений, входящих общеобразовательную программу, включить произведения, имеющие религиозный характер.

5. Основной упор сделать на русскую и древнерусскую литературу - кладезь духовных и нравственных ценностей: от «Слова о законе и благодати» митрополита Иллариона до произведений Распутина, Бондарева, Шмелёва, Солженицына.

6. Для того чтобы каждый урок побуждал учащихся к самостоятельной работе, применять активные формы обучения: уроки-обсуждения, маленькие конференции, игровые уроки (викторины, работа по группам).

7. Духовно - нравственному развитию способствуют такие предметы как школьная риторика, где раскрываются нравственно-риторические идеи. Главная из этих нравственных идей - это «Общайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы общались с тобой». Учитель должен побуждать учеников к размышлениям о том, что такое взаимопонимание, сочувствие, утешение, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о речевой ответственности за произнесенное слово. Проводить анализ жанров, которые существуют в жизни, в реальной речевой практике: жанр просьбы, дискуссии, отзыва, информационного сообщения, резюме и др..

«Этика и психология семейной жизни», которая базируется на культурологическом подходе. Такой подход предполагает, прежде всего, знакомство учащихся с основными достижениями русской культуры: духовно-нравственными основами мировоззрения наших предков, литературными, архитектурными, иконографическими памятниками. Изучаются темы, связанные с нравственной культурой православия и этикой семейной жизни.

Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «долг» и «ответственность», со своими будущими обязанностями отца или матери и с настоящими обязанностями сына или дочери. Изучается традиционный уклад жизни нашего народа. Особую роль играет знакомство с жизнью святых людей, выдающихся личностей и героев нашего Отечества, их детством и особенностями воспитания в семье.

8. На занятиях учителем нужно активно использовать аудио и видеоматериалы, иллюстрации, привлекать литературные сочинения русских и зарубежных писателей (С. Лагерлёф «Добро и зло», А.П. Чехов «Разве можно на этом свете не быть зубастым», Н.С. Лесков «Отчего на свете доброе не ладится», В. Немирович-Данченко «Пока ещё сердце бьётся в груди», Диккенс «Простишь ли ты меня?», Никифоров-Волгин «Дорожный посох» и др.), множество русских пословиц и поговорок. «Мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чем воздыхает (Ф.М. Достоевский)»; «Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне, - такое желание не может быть безуспешным (Ф. Петрарка)»; «Человек в собственном сердце своем носит вечное. Стоит ему заглянуть в свое сердце, и он прочтет в нем о вечности. Не то делает нас свободным, что мы ничего не признаем над собою, но именно то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих (И.В. Гёте)»; «Свободен тот, кто может не лгать (А. Камю)»; «Истинный друг познается в несчастье (Эзоп)»; «Удар бича оставляет рубцы, а удар языка сокрушает кости» [32].

Таким образом, на уроках гуманитарного цикла у ребят должны формироваться основные понятия чести, любви, порядочности, совестливости, уважения к старшим, понимания, что они является русскими.

Но если человек, прошедший курс образования, не в состоянии понимать точное значение слов родного языка и орудует ими в речи своей беспорядочно и бессознательно, его нельзя признать достаточно образованным. С интенсивным развитием наук и научной культуры в наше время вошло в литературную речь множество новых понятий, новых слов и новых терминов, повторяемых без точного понимания и в устной, и в письменной речи. Выходит так, что драгоценнейшее достояние духа - родное слово утрачивает свое духовное значение - и сила, и красота его расплывается в бессмыслии бестолковых и беспорядочных текстов; и вместо искусства писать на родном языке распространяется легкое умение орудовать фразою.

Следовательно, что-то должно служить основным предметом, существенным знанием, которое ученик должен вынести из школы общего образования, орудием, с каким он может надежно вступить в труд высшего образования. Это, во-первых, нравственная основа жизни и деятельности; во-вторых, очень важное - это словесное искусство и знание. Хороша та школа, которая приучит учеников своих мыслить и выражать мысль в слове ясно и точно.

9. На формирование духовно - нравственной компетенции влияет деятельностная ситуация, в рамках которой непосредственно происходит речевое общение. «Профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения называют педагогическим общением» [50. C.3]. В ситуации общения говорящий доминирует над слушающим. Направленность на адресата является его важнейшей характеристикой. «Образ слушающего в языке проявляется в том, что его учет заставляет говорящего заботиться об организации речи, чтобы она была лучше воспринята адресатом» [55. С.98-104]. «Любое высказывание с самого начала строится с учетом возможных ответных реакций, ради которых оно и создается» [40. C.466].

По отношению к слушающему говорящий имеет определенные обязанности: как строить текст, высказывание.

Одним из принципов нормальной человеческой коммуникации являются постулаты (максимы) речевого общения, представляющие собой правила поведения, касающиеся речи. Т.В.Шмелёва сформулировала тринадцать правил речевого поведения говорящего, направленных на предупреждение коммуникативных неудач: «1) говори только о том, что содержит элемент новизны для адресата; 2) говори о том, что имеет смысл; 3) не говори тривиальностей; 4) не говори ничего неприятного; 5) будь точен, старайся найти наиболее подходящие слова; 6) придерживайся одного способа ведения беседы, одного жанра; 7) будь искренним; 8) не будь чересчур откровенным; 9) не употребляй средств языка, неизвестных адресату; 10) не преувеличивай; 11) говори согласно норме, как принято; 12) избегай штампов; 13) подбирай слова соответственно особенностям своей речи, речи адресата и теме разговора» [59. C. 72-77].

Нарушения коммуникативных постулатов делают общение невозможным. Несмотря на доминирующую роль учителя (статус), нельзя не согласиться с мнением, «что рассматривать «слушающего», «получателя речи» (в данном случае - ученика) как пассивного партнера «говорящего» было бы не верно» [40. C.467].

III .Познавательные и коммуникативные стратегии, направленные на формирование языковой личности.

Достижение цели в рамках проекта реализуется при помощи познавательных и коммуникативных стратегий. Познавательной стратегией мы называем «индивидуальную взаимосвязь (последовательность) операций и действий (интеллектуальных и практических), направленных на реализацию результата в учебной деятельности» [36. C. 354].

В качестве конкретных педагогических стратегий можно рассматривать две большие группы, направленные на самостоятельное контролирование обучаемым учебного процесса: организационные и когнитивные. К первой группе относятся следующие:

1. Планирование. Овладение данной стратегией способствует развитию навыков самостоятельного принятия решения относительно необходимого объема изучаемого материала, а также относительно распределения всего объема материала в целях более полного охвата содержания. Планированию самостоятельной деятельности необходимо обучать при овладении различными учебными предметами.

2. Постановка целей. Данная стратегия обучения направлена на формирование навыка постановки целей относительно того, что конкретно изучать и что необходимо понять, что конкретно читать и что понять из прочитанного, какой будет цель готовящегося письменного сообщения по той или иной учебной задаче.

3. Мониторинг (стратегия наставительного, контролирующего характера). Ориентирована на умение оказать помощь самому себе при овладении различным учебным материалом. В данную стратегию включена система развития навыков по идентификации источников, пониманию, умению изолировать проблемные моменты.

4. Оценка. Умение оценивать эффективность стратегии, которая была задействована на различных этапах овладения учебными дисциплинами.

Когнитивные стратегии рассматриваются как методы реагирования на специфические учебные проблемы:

1. Слуховое и зрительное восприятие знакомого материала. Стратегия ориентирована на развитие навыков обучаемых узнавать как на слух, так и зрительно знакомую или частично знакомую информацию.

2. Запись основной информации по ходу чтения учебного материала. Стратегия направлена на развитие умения выбирать основную информацию из всего объёма читаемых текстов, анализировать и систематизировать данную информацию.

3. Синтезирование всех предыдущих ресурсов в целях более полного понимания просмотренного, прослушанного или прочитанного [36].

Эти стратегии нужно соединить с разнообразными упражнениями, с жизненными ситуациями.а) «Разум человеческий весьма ограничен, и даже самый образованнейший человек не знает того, что знает Господь Бог.». Поэтому истинно мудрые люди, понимая свою ограниченность, всегда отличались скромностью; б) если предшествующие поколения в том или другом ошибались, то это не дает права их презирать, поскольку их предварительные опыты и труды были причиной того, что мы теперь некоторые предметы понимаем лучше их; в) важно, с какой стороны и с какой точки зрения мы смотрим на предметы

Познавательная стратегия прежде всего связана со словом. Выражением разума человека является его слово. Мышление находится в тесной связи с речью, поэтому размышление затрудняется, если ученик не может точно выражать свои представления. Эта способность зависит не столько от «физических органов слова, а как от раскрытия духа» [21. C. 173]. Бедность духа, по замечанию святых отцов, обнаруживается преимущественно в бедности языка. Поэтому актуально уделять огромное внимание языковому образованию.

«Плодотворно только то образование, которое развивает не один только ум, но главным образом облагораживает сердце» [67. C.110].

Помимо познавательных стратегий учащегося существует коммуникативные стратегии преподавателя, которые также важны для развития духовно-нравственной компетенции школьника.

Под коммуникативной стратегией мы понимаем творческую поэтапную реализацию коммуникантом плана построения своего речевого поведения для достижения общей (глобальной) языковой цели общения в речевом событии [36].

В основе данной стратегии лежит духовно-нравственная основа личности педагога, который отличается:

- истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью. Такая религиозность сообщает педагогу спокойствие и простоту, она полна любви, а потому привлекает неиспорченные сердца и влияет на детей. Основополагающей чертой характера является нелицемерное благочестие. Отсюда сама собой проистекает сердечная любовь к детям, терпение к их слабостям, нежность и в то же время умение смирить их резвость, укротить их упрямство, снискать у них внимание и почтение;

- любовью к детям, так как любовь порождает доверие, которое так необходимо в деле обучения детей. Истинная любовь - это не уступчивость каждому желанию и капризу ученика, а строгость и в некоторой степени суровость, она является справедливой в отношении похвалы и порицания, награды и наказания, важна и любовь к своему Отечеству и народу. Учительствуя, педагог служит своему народу, проникаясь его духом.

- добросовестностью в исполнении своих обязанностей. Добросовестный учитель трудится не для вида, не для угождения и не из чувства страха, а по любви и совести. Поэтому постоянно следит за собою, за своим сердцем, языком и образом жизни

- искренней ласковостью и приветливостью. Педагог всегда открыт и дружелюбен. Умеренная живость и энергия учителя сообщаются, как правило, детям и дают им бодрое и радостное настроение [21].

В условиях учебного ситуации происходит:

1) «процесс построения учителем стиля общения, т.е. осознание учителем стиля собственного общения с учениками, мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе к условиям урока» [11. С.190];

2) «демонстрация собственного статуса (привлечение к себе внимания), отношение к статусу и личности адресата (комплименты, порицания, требования, поддержание интереса к предмету разговора, снятие (создание) напряженности, повторение, переключение, затушевывание основного смысла» [43. С.60-61].





Заключение

1. На уроках гуманитарных цикла формируется духовно-нравственный компетенция языковой личности обучаемого, т.е. человека, которому предстоит всю жизнь постигать и создавать различные тексты, письменные и устные, оказывающие определенное влияние на слушающих и говорящих.

2. Духовно- нравственный компонент языковой личности формируется,прежде всего, текстами хрестоматий, пословиц, поговорок и афоризмов, изречений на тему учебы и знаний, текстами программных произведений, словарей, на основе которых осуществляется процесс обучения.

3.В основе коммуникативной стратегии лежит духовно-нравственная основа личности педагога. Он отличается: истинной религиозностью, исповедуемой не только умом и словом, но сердцем и жизнью; любовью к детям; добросовестностью в исполнении своих обязанностей; искренней ласковостью и приветливостью.

Духовно - нравственная компетенции способствует гармоничному развитию остальных компетенций языковой личности школьника.





ЛИТЕРАТУРА

Учебники, учебные пособия

1. Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 1993. 176 с.

2. Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык, 1980. 284 с.

3. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1987. 137 с.

4. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Нов. лит. обозрение, 1996. 352 с.

5. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. Об одном механизме культурной памяти. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1999. 289 с.

6. Данилова Н.К. «Знаки субъекта» в дискурсе. Самара: Самарский ун-т, 2001. 228 с.

7. Дейк Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация / Пер. с англ. Благовещенск: Благовещ. гуманит. колледж, 2000. 310 с.

8. Дементьев В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры. Саратов: Сарат. ун-т, 2000. 248 с.

9. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта: В II т.М.: Рарогъ, 1993. Т. I. 500с.

10. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. 496 с.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190 с.

12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.

13. Левицкий Ю.А. Проблема типологии текстов. Пермь: Перм. ун-т, 1998. 106 с.

14. Леонтьев А.А. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1976. 479 с.

15. Макаров М.Л. Интерпретативный анализ дискурса в малой группе. Тверь: Твер. ун-т, 1998. 200 с.

16. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М.: ФАИР, 1998. 352 с.

17. Мыркин В.Я. Язык - речь - контекст - смысл: Учеб. пособие. Архангельск: Поморск. ун-т, 1994. 97 с.

18. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины: Учеб. пособие по апологетике. М.: Даниловский благовестник, 2008. 432 с.

19. Парахина А.В. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях: учебно-методическое пособие для преподавателей. Под ред. А.А. Миролюбова, А.В. Парахиной. М.: Высшая школа, 1978. 262 с.

20. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

21. Священник Шполянский М. «Поприще, дарованное нам Богом». М.: Образ, 2005. 128с.

22. Сиротинина О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996. 224 с.

23. Скурат К. Е. Христианское учение о молитве и ее значении в деле нравственного совершенствования. Клин: Христианская жизнь, 1999. 175с.

24. Сопер П.Л. Основы искусства речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 448 с.

25. Сухих С.А., Зеленская В.В. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций: Учеб. пособие. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 1997. 72 с.

26. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского: книга для учителя по духовно-нравственному васпитанию. М.: Самшит-издат. 2003. 1199 с.

27. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Под ред. О. А. Платонова. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 656 с.

28. Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель: Жизнь с Богом, 1953. 28с.

29. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). Волгоград: Перемена, 1998. 149 с.

30. Шмелева Т.В. «Так сказать» и «как говорится». Служебные слова. Новосибирск: Новосибир. ун-т, 1987. 327 с.

31. Шмелёва Т.В. Модель речевого жанра. Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. 300 с.

32. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. М.: ПРО-Пресс, 2000. 456 с.

Монографии

33. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896с.

34. Жолудь Р.В. Начало православной публицистики: Библия, апологеты, византийцы. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2002. 192 с.

35. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477с.

36. Плигин А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432с.

Авторефераты

37. Багдасарян Т.О. Тональный компонент модальности в коммуникации (на материале английского и русского языков): Автореф. дис. …канд. филол. наук. Краснодар, 2000. 23 с.

38. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения) Автореф. дис. …доктора фил. наук. Волгоград, 2007. 38с.

39. Володина Е. Е. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в православных учебных заведениях (На материале преподавания музыкально-теоретических дисциплин). Автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2000. 171c.

Публикации в периодике

40. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. 543 с.

41. Бобырева Е.В. Ценностные ориентиры религиозного дискурса // Знание. Язык. Культура: Материалы докладов участников международной научной конференции. Славянские языки и культура. 17-19 мая 2007г. Тула: Петровская гора, 2007. С. 68-7.

42. Бугаева И.В. Особенности употребления цитат в текстах религиозной сферы // Язык. Речь. Речевая деятельность: Межвузовский сб. научн. тр. Ч. 1. Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2005. С.81 - 90.

43. Глаголев Н.В. Вычленение семантических элементов коммуникативной стратегии в тексте // Филологические науки. 1985. №2. С.55-62.

44. Грудева Е.В. Религиозная сфера и церковно-проповеднический стиль // Русский язык: история и современное состояние: Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рожд. А.А.Дементьева. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 1999. С.187-191.

45. Зыбина Т. М. Духовные ценности в структуре языковой личности обучаемых // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни). - М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. С. 197-205.

46. Зыбина Т. М. Осторожно: риторика // Риторика и культура речи в современном информационном обществе. Т.1.: материалы докладов участников ХI Международной научно-методической конференции 29-31 января 2007 г. Ярославль, 2007. С. 124-126.

47. Карасик В.И. Религиозный дискурс. Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 5-19.

48. Карасик В.И. Характеристики педагогического дискурса. Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 1999. С. 3-18.

49. Кошелева Т.И. Интертекстуальность в религиозном дискурсе // Вестн. Новгород. ун-та. 2008. №47. С. 75-77.

50. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике // Педагогика и психология. 1979. № 1. С.3.

51. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс,1993. 656 с.

52. Сергеев С.Ф. Тема и дискурс в педагогическом процессе // Школьные технологии. 2008. №4. С. 33 - 38.

53. Сиротина О.Б. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. ВГПУ, СГУ. Волгоград - Саратов: Перемена, 1998. С.3 - 9.

54. Степанов Ю.С. Альтернативный мир. Дискурс. Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца 20-го века: Сб. статей Рос. гос. гуманит. ун-та. М., 1995. С.35-73.

55. Труфанова И.В. Образ слушающего в языке // Филологические науки. 1997. № 2. С. 98-104.

56. Фёдорова Л.Л. О двух референтных планах диалога // Вопросы языкознания.1983. № 5. С. 97-101.

57. Фёдорова Л.Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 46-50.

58. Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. тр. СПб. гос. ун-та экономики и финансов. СПб 2001. С. 11-22.

59. Шмелёва Т.В. Кодекс речевого поведения // Русский язык за рубежом. 1983. № 1. С.72-77.

60. Яхиббаева Л.М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестн. Башкир. ун-та. 2008. Т. 13. №4. С. 1029 - 1031.

Религиозные труды

61. Иоанн Златоуст. Свт. Беседы на книгу Бытия. Полное собрание творений в русском переводе. Т. 4, кн. I. СПб.:1898. 455 с.

62. Канон Великий Творение Святого Андрея Критского. Житие Преподобной Марии Египетской. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2008. 88с.

63. Полный Православный Молитвослов и Псалтирь. М.: Отчий дом, 2008. 1023 с.

64. Протоиерей Серафим Словодский. Закон Божий (руководство для семьи и школы). Воронеж: Оранта, 2007. 800 с.

65. Святитель Василий Великий. Слова подвижнические. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 223 с.

66. Святитель Иоанн Златоуст. Увещеваю вас, возлюбленные. Избранные беседы. М.: Отчий дом, 2007. 679 с.

67. Святитель Феофан Затворник. Святые отцы о молитве и трезвении. М.: Правило веры, 2009.159 с.

68. Святое Евангелие. М.: МБЦ прп. Серафима Саровского, Духовное преображение, Омега, 2005. 448 с.

Словари

69. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1990. 136с.

70. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энцикл., 1966. 608 с.

71. Большой толковый словарь русского языка. СПб: Норинт, 1998. 1536 с.

72. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Терра, 1994. Т. I.

Интернет-источники

73. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление в Воронеже. 18.09. 2011 - pravmir.ru.

74. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Выступление в Саранске. 26.07.2011 - regions.ru/news/society/2365802/

30


© 2010-2022