- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеурочное мероприятие по русскому языку
Внеурочное мероприятие по русскому языку
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутепова О.В. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План - конспект
внеурочного мероприятия по русскому языку
Дата проведения урока: 23.03.2016 г.
Специальность: 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Группа: № 17
Предмет (дисциплина): Русский язык
Преподаватель: О.В. Кутепова
Тема внеурочного мероприятия: «I съезд почитателей русского слова»
Тип внеурочного мероприятия: урок обобщения и систематизации знаний
Форма внеурочного мероприятия: обзорная конференция
Цели внеурочного мероприятия:
Образовательные: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по теме «Лексика».
Развивающие: совершенствование норм речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; совершенствование навыков самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; создание условий для формирования общих компетенций: организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Воспитательные: воспитание общей культуры студентов через культуру родного языка; воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности; понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности; осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; создание условий для развития творческого потенциала студентов, создание условий для формирования общих компетенций: работать в коллективе, команде, эффективно общаться с однокурсниками.
Оформление: афиша, стол, стулья для группы ученых.
Средства обучения: мультимедийная презентация, видеоролики
Метод(ы) обучения: наглядно-словесные методы, частично - поисковый.
Междисциплинарные и внутрипредметные связи: культура речи, этика и театральное искусство.
Предварительная работа: индивидуальное задание: приготовить сообщения, выучить стихотворения.
План внеурочного мероприятия:
Набор модулей
Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Формирование
ОК
Средства, используемые на мероприятии
Организационный момент
(2 мин.)
Приветствие.
Краткое вступительное слово преподавателя
Приветствуют преподавателя, настраиваются на внеурочное мероприятие
ОК 2
Презентация
№ 1, слайд №1
Актуализация
внимания студентов
(5 мин)
Ребята, почему сегодняшняя встреча названа съездом? Потому что к нам сегодня съехались делегаты-представители разных фракций, т.е. разных направлений в языкознании:
Фракция ЗАИМСТВОВАНИЙ - (Манапов Никита и Муртазин Кирилл)
Фракция НЕОЛОГИЗМОВ - (Росляков Николай)
Фракция от партии ОРФОЭПИЯ - (Муковоз Петр)
И самая скандальная - Фракция СКВЕРНОСЛОВИЯ, ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕЧИ - (Зарипов Вадим и Баллардт Сергей)
А также у нас в гостях ГРУППА УЧЁНЫХ - господа Фазылов Ильяс, Горбунов Иван, Селянин Влад)
План работы съезда - на экране
1.Заимствованные слова и неологизмы;
2.Выступление группы учёных съезда;
3.Об ударениях в русских словах;
4.Загрязнение речи - сквернословие, мат, брань.
Слушают преподавателя
ОК 2, ОК 3
Презентация
№ 1,слайд №1
Презентация
№ 1,слайд №2
Основная часть
-
мин.)
Афоризмы к съезду:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный - речь!
Иван Бунин
Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной.
П. А. Вяземский
- Русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора», в результате чего язык утрачивает многие свои черты. Слова, проникающие в русский язык, можно подразделить на следующие группы: варваризмы, вульгаризмы, жаргон (арго), неологизмы, сленг различных социальных и профессиональных групп, простые заимствования. Огромное количество иностранных терминов и просто разговорных иностранных слов хлынуло в наш «великий и могучий язык» в последнее время. Подобно прорвавшейся платине они «затопили» нашу речь. И вот уже наш язык похож на несвежий поток, чьих-то выражений. Признайтесь, ребята, бывают ли у вас дни, когда вы не слышали ни разу грубые или нецензурные слова? Может, и бывают: Но, наверняка, редко. Грубая речь, сквернословие, уголовный жаргон всё чаще стали повседневным и ежечасным явлением, с которым некоторые даже, пожалуй, свыклись. Во всяком случае, никто, как правило, не делает замечаний хамам за их скверные слова в общественных местах. Скорее всего, из чувства самосохранения. Редко, мне кажется, кто-то из ваших родителей учит вас правильной речи. Давно уже девушки не краснеют от скверных слов, сказанных в их присутствии.
Постепенно все привыкли к двусмысленным шуткам, откровенной похабщине на телевидении и в газетах. Но самым страшным предметом общения людей, сегодня является всепроникающий, преследующий везде и всюду МАТ, который обволакивает нас, постоянно унижая и оскорбляя как говорящих, так и слышащих. Как же быть и что же делать? Вот об этих наболевших проблемах перед вами выступят студенты нашей группы:
1.Выступление фракции ЗАИМСТВОВАНИЙ
2. Выступление учёных. СПОР-ШУТКА
3.Выступление Фракции НЕОЛОГИЗМОВ
4.Выступление Фракции ОРФОЭПИЯ
5.Выступление Фракции СКВЕРНОСЛОВИЯ, ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕЧИ.
Слушают преподавателя
Слушают преподавателя
Выступление студентов
ОК 3
Презентация
№ 1,
слайд №3-4
Презентация
№ 2
видеоролик
Презентация
№ 3, видеоролик
Подведение итогов внеурочного мероприятия.
(3 мин.)
Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца, место и время рождения. Но именно то, чего мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Счастье или несчастье человека зависит от взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с родным языком тоже очень важны в жизни. Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея связать двух слов, для него закрыты десятки профессий. Тот, кто косноязычен, плохо говорит, может проститься с мечтой освоить специальности, требующие работы с людьми, а таких в современном мире становится всё больше.
«Хочется, чтобы всегда помнили одно: нет такой науки, нет сферы деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. А закончу я словами В.В. Маяковского: «Я русский бы выучил…». Не удивляйтесь условному наклонению. Ведь то, что родной язык изучать надо, знают все, но наша лень, следование моде мешают этому. Мы хотим, чтобы «великий и могучий русский язык» оставался красивым, ярким, образным, живым языком - давайте прислушаемся к своей речи, начнем с себя.
Слушают преподавателя.
ОК 3.
Рефлексия
(3 мин)
Теперь, ребята, мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое отношение к проблеме загрязнения русского языка.
Рассказывают стихотворения о языке
ОК 3, ОК 6