Урок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о Соколе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю»

Директор школы______/Башаева А.Д./


Открытый урок литературы

9 класс

Тема урока: М. Горький «Песня о Соколе»

Цели урока:

Образовательные:

- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;

-выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Развивающие:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;

-учить делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации, создавать устное и письменное высказывание на основе прочитанного;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.

Воспитательные:

-способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.

Оборудование: Презентации Power Point, выставка книг М.Горького, буклет М. Горький, карточки, «ромашка Блума»

Ход урока:

І. Организационный момент: психологический настрой.

Сегодня мы с вами работаем в парах.

Сформулируйте в 2-3 словах пожелание члену противоположной команды. Запишите его на открытке и передайте адресату, озвучивая написанное.

ІІ. Актуализация знаний учащихся по теме урока

  1. Слово учителя

Тема нашего урока М. Горький «Песня о Соколе» (запись в тетради)

«Песню о Соколе» М.Горького относят к одним из лучших романтических произведений 19-20 веков. Это произведение характеризует ранний период творчества писателя, а именно цикл рассказов, овеянных духом сказок, преданий, легенд. По мнению многих критиков, в ранних рассказах писатель утверждает свой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.

2) Мозговой штурм «Ромашка Блума»

- Для того, чтобы выявить основную идею произведения и авторскую позицию в нём, необходимо обозначить проблемы, решение которых нам предстоит осуществить в течение урока. В этом нам поможет «Ромашка Блума». Учитывая критерии оценки, отмечайте уровень ответа противоположной пары в «Листах оценивания».

  1. Простые вопросы

Что объединяет начало и конец произведения? ( одухотворённый пейзаж. Автор описывает ночное море, отражающее чувства и переживания героя);

  1. Уточняющие вопросы.

«Даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье…»

О чем речь? (о небе, для Сокола небо - мечта о счастье, а для Ужа - пустыня без дна и края)

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

Можно ли противопоставить героев песни? Почему? (Да, у них несовместимые представления о правде жизни - на этом и строится диалог между Ужом и Соколом)

4. Творческие вопросы.

Что будет, если миром будут править «Ужи»?

(Не будет прогресса, всё останется в одном состоянии, т.к. Уж занимает пассивную общественную позицию…)

5. Оценочные вопросы.

Как вы относитесь к поступку главного героя /Сокола/?

(Положительно. Тем самым Сокол подтверждает свою жизненную позицию: не смирился, а оказал сопротивление судьбе)

6. Практические вопросы

Где вы в обычной жизни можете наблюдать «Соколов» и «Ужей»?

( Соколы - это люди, совершающие подвиги, живущие во благо общества. Ужи - это люди безразличные ко всему, что происходит вокруг них.)

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1) Презентация Григоренко Зарины «Жизнь и творчество М. Горького» /Приложение 1/

Кунанбаев Ернияз М.Горький в оценке критиков и современников /высказывание/ /Приложение 2/

«В 90-х годах Россия изнывала от «безвременья», от тишины и покоя… и в это затишье, полное грозовых предчувствий, Горький со своими соколами и буревестниками ворвался, как желанный гость. Что он нес с собою? Никто в точности не знал - да и до того ли было? ...Все талантливое, свежее зачислялось в «светлый» лагерь, и Горький был принят в нем как вождь и застрельщик» Георгий Адамович.

2) Презентация Айбекова Расула « Художественное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького» /Приложение 3/

Чукунов Ерболат :

Художественные средства и приёмы в «Песне о Соколе» /карточки//Приложение 4/

АЛЛЕГОРИЯ (греч. - иносказание) - выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа).

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis - противоположение) - противопоставление характеров, обстоятельств, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста. Шире: сопоставление противоположных понятий, состояний, любых элементов литературного произведения.

АФОРИЗМ (от греч, aphorismos - краткое изречение) - краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль, философскую или житейскую мудрость; поучительный вывод, обобщающий смысл явлений. Ничего не доказывает, а предлагает готовый вывод широкого уровня обобщения.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются живому существу.

ЭПИТЕТ - (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью

ІV. Работа с текстом

Подберите в тексте примеры по карточкам

1) по вступлению и 1 части песни

2) по 2 части песни и заключению

ДУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о Соколеети отмечают в тексте употребление художественных средств и приёмов, выписывают их в таблицу /Приложение 5/, зачитывают подготовленный материал.

-Помните, что вам необходимо оценивать друг друга

V. Работа с талантливыми детьми

  1. Инсценированный диалог Ужа и Сокола по 1 части песни

  2. Чтение наизусть /2 часть/

VІ. Работа над идеей произведения - В чем правда жизни для Ужа? Для Сокола?

Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

Ответ: Уж и Сокол - символические образы. Что символизирует Сокол, и что символизирует Уж?

Составление кластера

Урок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о СоколеУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о СоколеУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о СоколеУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о СоколеУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о СоколеУрок литературы в 9 классе по теме М. Горький Песня о Соколе



Вывод: Таким образом, авторскую позицию можно выразить следующим высказыванием Горького: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые - вторую»

VІІ. Творческая работа

- В чем же смысл человеческой жизни? /письменная работа/

- Для того, чтобы сформулировать варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей.

Жить - это бороться, бороться - это жить.

Бомарше Пьер, 18 век

Жить - значит непрерывно двигаться вперёд.

Джонсон Сэмюэл, 18 век

Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.

Белинский В.Г. 19 век

Все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Сент-Экзюпери А.,20век

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.

Фромм Эрих, 20 век

Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Чехов А.П. 19 век

Человек может найти смысл жизни,…только посвятив себя обществу.

Энштейн Альберт .19 - 20 век

Жизнь дана на добрые дела /Русская пословица

(Учащимся раздаются карточки с высказываниями /Приложение 5/, используя которые они составляют собственное высказывание о смысле человеческой жизни.

VІІІ. Д/з. Напишите синквейн 1п. - на тему «Сокол», 2п. - на тему «Уж»

ІХ. Итоги урока

Результаты взаимооценивания. Самооценивание «Дерево Блоба»

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах)

Спасибо за урок!











Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.


© 2010-2022