Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему Имя прилагательное как часть речи

 Тема:Определение имени прилагательногоОбучающаяРазвивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.Развивать орфографическую зоркость.Вырабатывать каллиграфический почерк.Развивающая – Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного. – Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.ВоспитывающаяРазвивать у детей умения наблюдать...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Определение имени прилагательного

Обучающая

Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.

Развивать орфографическую зоркость.

Вырабатывать каллиграфический почерк.

Развивающая

- Развитие умений подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного.

- Развитие умений находить имена прилагательные в тексте, определять их роль.

Воспитывающая

Развивать у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать интерес к языку.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Формулирование темы и планирование деятельности на уроке.



- А сейчас настроимся на урок

Улыбнёмся друг другу

Сядьте удобно, закройте глаза,

Повторяйте про себя:

Я в школе на уроке

Сейчас я начну трудиться

Я радуюсь этому (пауза)

Внимание моё сосредоточенно

Память моя крепка.

Я хочу учиться

У меня всё получится

Я в этом уверен

Я готов к работе.

Откройте глазки.

И мы сегодня постараемся показать себя внимательными, грамотными знатоками русского языка. Будем продолжать исследование его тайн, а помогать нам будет наш хороший знакомый - домовой Афанасий.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут мы уделим чистописанию.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

Пальчиковая гимнастика.

1. Пальчики здороваются

2. Согреем пальчики

3. Опустили кисти рук и потрясли ими

- Откройте тетрадь.

- Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

- Напишите «Классная работа».

1 3 3 4

- Отгадайте мою загадку: (слайд 2)

Конь …, хвост …

- Почему вы её не поняли? Помогли вам имена существительные

догадаться, о чём идёт речь?

Послушайте ещё раз:

Конь стальной, хвост льняной. Что это? (Иголка и нитка.)

- Какие слова помогли отгадать загадку? стальной, льняной

- Что они обозначают? (Признак предмета.)

- О каких словах пойдёт речь на уроке? (о прилагательных)

- Откройте учебник. Прочитайте название раздела. (Имя прилагательное как часть речи)

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 75.

- Назовите слова, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

Подушка (какая?)…, Афанасий (какой?)…

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке: (находить в тексте имена прилагательные, наблюдать за ролью прилагательных в речи. )

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Актуализация знаний.


3 4

1. Наблюдение над признаками имён прилагательных, их ролью в речи.

а) Упр. 304. (в парах)

Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.

- О каких предметах идёт речь? Почему легко было догадаться?

- Что общего у слов в каждом столбике? (Отвечают на один и тот же вопрос.)

Сделайте вывод: по каким признакам можно характеризовать имена прилагательные? (По вопросам, значению.)

(слайд 4)

б) Упр. 305 - ученики самостоятельно подбирают имена прилагательные к словам-предметам, изображённым на рисунках:

Ландыш красивый, пахучий, лесной, чудесный (какой?)

Роза красная, красивая, ароматная, прекрасная (какая?)

Солнце яркое, жаркое, горячее, летнее, зимнее (какое?)

Дети маленькие, весёлые, дружные (какие?)

- Сделайте вывод: почему вы задавали разные вопросы? (Это зависит от рода имён существительных: ландыш - м.р., поэтому вопрос какой? и т.д.)

(слайд 5)

в) Упр. 306 - развитие умений словесного рисования с помощью имён прилагательных. (устно)

У всех художников получились разные рисунки, потому что не было сказано, какой лес нужно нарисовать.

Дети выбирают одну из картинок и устно описывают, какой лес на ней изображён.

Например:

Художник нарисовал еловый лес. Все ели высокие, стройные, они тёмно-зелёного цвета. Лес густой, тёмный.

- Какие слова вам помогли нарисовать картинку елового леса?

- Что же это за слова: стройные, тёмно-зелёные, высокие? К какой части речи они относятся? (к имени прилагательному)

- Сделайте вывод: для чего нужны имена прилагательные в речи?

(Чтобы уточнить значение, ярко, красочно описать предмет.)

2. Работа с определением в рамке (1-й абзац).

- Прочитайте 1-й абзац текста в рамке на с. 77.

Физминутка

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

2 3 4 5 2

1. Связь имени прилагательного с именем существительным.

- Прилагательное связано с именем существительным по смыслу, называет признак предмета.

- А есть ли ещё какая-то связь между ними?

Работа по учебнику.

а) Упр. 307 - установление характера связи прилагательного с существительным.

Выполняется «по шагам» в задании.

Образец рассуждения:

Снег (какой?) последний. Имя существительное снег мужского рода употреблено в форме ед.ч. и прилагательное последний - тоже в форме ед.ч., м.р.

Аналогично проводится наблюдение над словосочетаниями тёплый пар, кувшинчик синий, юный лес, зелёный дым, тёплые грозы.

- Сделайте вывод: как ещё связаны имена прилагательные с существительными? От чего зависит их форма? (Ставятся в том же роде и числе, что и существительные, форма прилагательного зависит от формы существительного.)

2. Работа с определением (с. 77).

- Прочитайте 2-й абзац.

- Что вы узнали об имени прилагательном?

(Зависят от рода и числа существительных, ставятся в тех же формах.)


IV. Развитие умений.

3 4 6 1 3

Работа в учебнике.

Упр. 309. Выполняется по заданию.

- Сравните прилагательные в каждом столбике.

- Изменилось ли их значение?

- А что же изменилось? (Род, число.)

- Как же понять, что прилагательное изменяется? (У него могут меняться род и число, а значение остаётся прежним.)

- Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

- А по числам? (да)

Выполнение теста (на партах лежит, задание обведите, правильный ответ)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4 4

- Продолжите предложение. Имена прилагательные делают нашу речь …точной, яркой, образной, выразительной.

- Какое настроение у вас было на уроке, всё ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой?

У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке.

Отлично - зелёный

Сомневаюсь - желтый

Не получается - красный


VI. Домашнее задание.

1. Упр. 2, с. 98-99.

2. Знать определение на с. 77. Уметь приводить свои примеры.






© 2010-2022