Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)


Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. (5 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, продолжить формирование навыков синтаксического разбора.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение находить грамматическую основу;

  • формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.


Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

определить

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.


Цель: обобщить ранее изученное, мотивировать к познанию нового










Актуализация

знаний









3. Постановка учебной цели.


Комментированное письмо.

Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись - это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: 1 вариант именные, 2 вариант - глагольные

- Чем предложение отличается от словосочетания?

Используйте для этого сборники, которые лежат у вас на столе.

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

Заполните табличку в опросном листе.

Знаю

Хочу узнать

Узнал




( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего)

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока



Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.







Первичное закрепление знаний.






















Физ. минутка



  1. Работа с теоретическим материалом. Исследование. (Стр.133-134)

  2. Игра «Ромашка»

  • Какие члены предложения составляют его основу?

  • Как называются остальные члены предложения?

  • Что обозначает подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • В каком падеже стоит подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

  1. Создадим кластер с ключевым понятием - грамматическая основа ( Заготовки на листе)



  1. Работа с текстом в опросном листе. Почему у месяца нет платья

(сербская народная сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него мерку портной и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье- то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

Комментарий

-Сколько слов в первом предложении? -Сколько в нем членов предложения?

- А во втором предложении? Почему количество слов и членов предложения не совпадает

Подчеркните грамматическую основу в предложениях и укажите, какой частью речи выражается подлежащее?

- Чем же чаще всего может выражаться подлежащее?



Физкультминутка для глаз

Закрыть глаза , прилечь на парту и подумать, чем закончилась эта история?



Отвечают на вопросы.



Коллективная работа.

Создают кластеры в парах, пишут его на доске, коллективно редактируют его выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.





Выполняют физкультминутку для глаз


Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные (умение работать в парах)

Закрепление изученного материала














Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

На экран спроецировано предложение

Проводим исследование в парах, а все наблюдения запишем в бортовой журнал

Клён намочил дождь



Главные члены предложения

Вопрос, на который он отвечает

Какой частью речи выражается




Проверка в парах.

Проверка у доски

Самостоятельная работа.

Упражнение 356 (выполнение в соответствии с заданием)


Выписывают грамматические основы предложений.

Работают в парах, проверяют друг друга.


Выполняют самостоятельную работу (356)


Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.






Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа - это….

Подлежащее - это ….

Подлежащее может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Продолжают фразу.







УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.24 стр. 133-135, у.355

Запись учащимися задания в дневники.





1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


1.Предложение - единица общения.

2.Предложение выражает законченную мысль.

3.Предложение характеризуется интонационной законченностью.

4.Предложение имеет грамматическую основу.

5.В устной речи предложения отделяются паузами, а на письме - знаками препинания.


Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………

Словосочетание - это сочетание …… ……, связанных между собой ……. и грамматически.

Одно из них является ……, а другое …..

Виды словосочетания по способу выражения главного слова

1………. 2…………



  1. Прочитайте отрывок из сказки Почему у месяца нет платья.

(сербская народная сказка)

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него мерку портной и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье- то узко и коротко.

- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

6. Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого.

Клён намочил дождь.



Главные члены предложения



Вопрос, на который он отвечает



Какой частью речи выражается







7. Продолжите фразу:

Грамматическая основа - это….

Подлежащее - это ….

Подлежащее может быть выражено……



Опросный лист

1. Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись - это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: 1 вариант именные, 2 вариант - глагольные

2.Заполни таблицу

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Грамматическая основа3.Создайте кластер

1


© 2010-2022