Урок и презентация на тему Относительные прилагательные (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 6а классе на тему

«Относительные прилагательные».

Цель: учащиеся должны знать определение относительных прилагательных, их значения, грамматические признаки; уметь различать качественные и относительные прилагательные.

Оборудование: интерактивная доска, мэнэдж мэт, раздаточный материал.

Приложение: презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята. В русском языке есть прекрасные слова, которые делают нашу речь красивой, образной, богатой. Как вы думаете: слова какой части речи я имею в виду?

(Имена прилагательные)

Первый слайд «Имя прилагательное»

- Верно. Сегодня мы продолжим работу по изучению этой загадочной части речи и пополним нашу копилку знаний новыми открытиями.

Но сначала давайте вспомним пройденный материал. А выполним мы это задание, используя структуру Инсайд-Аутсайд сёкл (внутренний и внешний круг»).

Перед вами мэнэдж мэт. Посмотрите на своего партнера по лицу. Запомните его. Все ученики В сформируйте внешний круг. Все ученики А найдите своего партнера по лицу и встаньте перед ним, формируя внутренний круг. Вопрос:

- Как образуется простая форма сравнительной степени?

Подумайте 3-5 секунд. Ученик внешнего круга отвечает своему партнеру. У вас есть 30 секунд. (Напоминаю об оставшемся времени).

Теперь вы меняетесь ролями. Внутренний круг, ваша очередь. Вопрос:

- Как образуется составная форма превосходной степени?

Подумайте, отвечает внутренний круг.

Теперь меняемся партнерами. Вопрос:

- Сколько разрядов у имен прилагательных? (меняются партнерами). Вопрос внешнему кругу:

- Каким членом предложения являются имена прилагательные составной формы превосходной степени?

Вновь меняемся партнерами. Вопрос внутреннему кругу:

- Сколько опознавательных признаков у качественных имен прилагательных? (меняются партнерами).

Вопрос внешнему кругу:

- Назовите опознавательные признаки качественных имен прилагательных?

У вас одна минута. (Напоминаю об оставшемся времени).

- Молодцы.

2. Запишем в тетрадях число. Классная работа. Оставьте строчку. На доске записаны слова:

Красивый, кожаный, легкий, яркий, футбольный, резиновый, подземный.

- Образуем от этих прилагательных степени сравнения. На выполнение этого задания вам дается тир минуты. (Напоминаю об оставшемся времени).

- Удалось ли вам справиться с заданием?

- В чем же причина?

- Не ото всех прилагательных можно образовать степени сравнения.

- Почему нельзя?

Прилагательные «кожаный, футбольный, резиновый, подземный» обозначают такой признак, который не может быть в большей или меньшей степени.

- А что они обозначают? (Кожаный, резиновый - материал, футбольный - назначение предмета, подземный - местонахождение.)

- Что же нового мы узнали о прилагательном?

- Не от всех прилагательных можно образовать степени сравнения.

Следовательно, есть прилагательные, от которых можно образовать степени сравнения, а есть те, от которых степени сравнения образовать нельзя. О чём же сегодня мы будем говорить? Что нового должны узнать?

(Мы выяснили, что помимо качественных имен прилагательных, которые могут быть в большей или меньшей степени, есть и другие виды прилагательных, от которых нельзя образовать степени сравнения).

- Что же это за вид, или, как мы его называем, разряд?

Определение темы и целей урока. (Для темы оставили строчку).

Запись в словарях.

Второй и третий слайды презентации: «Образование относительных прилагательных» и «Относительные прилагательные указывают».

- Почему такие прилагательные называются относительными?

- Они не прямо обозначают признак, а идут в обход и заимствуют свои признаки, называя их через отношение к чему-либо.

- А теперь потренируемся и попробуем описать предмет с помощью прилагательных.

А выполним мы это задание, используя структуру Финк-Райт-Раунд - Робин - «подумай-запиши-обсуди в команде».

- Ребята, возьмите листочки, поделите пополам. Перед вами стол (учительский), подберите к ним качественные прилагательные, запишите их в первую половинку. На выполнение этого задания дается 30 секунд.

(Большой, удобный, высокий, широкий).

- Теперь относительные прилагательные запишите во вторую половинку. На выполнение этого задания дается 30 секунд.

(Письменный, учительский, деревянный).

- А теперь по очереди обсуждаете свои ответы в команде. Начинает ученик под номером два. Каждому ученику отводится по 10 секунд.

- А теперь свой ответ озвучит ученик под номером три стола номер три.

Делаем вывод: Чем отличаются относительные прилагательные от качественных.

( От относительных имен прилагательных нельзя образовать степени сравнения).

3. Физкульминутка в структуре Фолоу зе лидер.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, рядом со своими столами, выбрав себе лидера. Под музыку вы начинаете двигаться по классу, повторяя движения своего лидера. Как только музыка останавливается, меняется лидер, и движение продолжается и так далее.

4. Тренировочные упражнения. Работа с учебником.

1) Упр. 344 (коллективное выполнение упражнения)

По материалу: деревянный, глиняный, серебряный, стеклянный, соломенный, кожаный, семенной, языковая.

По месту: городской, сельский, передний, задний, верхний, нижний, подземный.

По времени: сегодняшний, завтрашний, вчерашний, осенний, зимний, вечерний, утренний, давнишний, временный.

По действию: отрывной, обледенелый, точильный, набивной, нагревательный.

5. Подводим итог.

- О чем вы узнали на уроке?

Домашнее задание. П. 59

1) Записать в словарях опознавательные признаки относительных прилагательных.

2) Упр. 345


© 2010-2022