Урок развития речи в 9 классе при подготовке к ОГЭ

Урок развития речи на тему:  «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».  9 класс Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему; - развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся; - воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции. Ход занятия. I. Вступительное слово учителя. - В этом году вы, ребята, сдаёте  ОГЕ. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы явля...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок развития речи на тему: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».

9 класс

Цели занятия:

- обучающие: комплексный анализ текста; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;

- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;

- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции.

Ход занятия.

I. Вступительное слово учителя.

- В этом году вы, ребята, сдаёте ОГЕ. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание 15. Мы с вами уже научились писать сочинение задания 15.1 Сегодня обратимся к следующему заданию15.2. Наше занятие посвящено подготовке к выполнению этого очень непростого задания: «Сочинение на основе прочитанного текста».

- Что необходимо знать и уметь, чтобы работа была успешной? Во-первых, основные этапы работы с текстом. Во-вторых, выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.


Не надо бояться данного вида работы, потому что высказывать свою точку зрения и доказывать своё мнение вам пригодится в жизни, а для этого необходимо , чтобы наша речь была развитой, правильной, логически построенной, и самое главное, мы должны знать, о чём идёт речь, т.е. в данном случае правильно определять тему текста и основную мысль

Итак, вспомним КОМПОЗИЦИЮ РАССУЖДЕНИЯ

1. Тезис. ( Мысль, которую надо доказать)

2. Основная часть: приведение 2 аргументов из данного текста

3. Заключение (вывод).

Как начинать сочинение?

Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.

Тезис - это мысль, которую нужно доказать.

Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.

Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

1.Предложенный для анализа текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

2.Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в (таких-то) предложениях текста, заключается в том, что …

3. Цитируем предложения, данные в задании, а затем пишем: - так заканчивает текст( ФИО, АВТОРА) Смысл этих финальных строк я понимаю так.

Учитель. А теперь прослушайте текст (он распечатан и находится перед вами)

ТЕКСТ

(1)А Димка тем временем сообразил, что все про него забыли, проскользнул по стенке за спинами ребят к двери, взялся за ее ручку, осторожно нажал, чтобы открыть без скрипа и сбежать… (2)Ах, как ему хотелось исчезнуть именно сейчас, пока Ленка не уехала, а потом, когда она уедет, когда он не будет видеть ее осуждающих глаз, он что-нибудь придумает, обязательно придумает…(3) В последний момент он оглянулся, столкнулся взглядом с Ленкой и замер.

(4) Он стоял один у стены, опустив глаза.

(5) - Посмотри на него! - сказала Железная Кнопка Ленке.(6) Голос у нее задрожал от негодования.(7) - Даже глаз не может поднять!

(8) - Да, незавидная картинка, - сказал Васильев. (9)- Облез малость.

(10) Ленка медленно приближалась к Димке.

(11)Железная Кнопка шла рядом с Ленкой, говорила ей:

(12)- Я понимаю, тебе трудно… (13)Ты ему верила… зато теперь увидела его истинное лицо!

(14) Ленка подошла к Димке вплотную - стоило ей протянуть руку, и она дотронулась бы до его плеча.

(15)- Садани его по роже! - крикнул Лохматый.

(16) Димка резко повернулся к Ленке спиной.

(17)- Я говорила, говорила! (18)- Железная Кнопка была в восторге.(19) Голос ее звучал победно. (20)- Час расплаты никого не минует!..(21) Справедливость восторжествовала!(22) Да здравствует справедливость!(23) - Она вскочила на парту: (24)- Ре-бя-та!(25) Сомову - самый жестокий бойкот!(26) И все закричали:

(27) - Бойкот! Сомову - бойкот!

(28) Железная Кнопка подняла руку:

(29) - Кто за бойкот?

(30) И все ребята подняли за нею руки - целый лес рук витал над их головами.(31) А многие так жаждали справедливости, что подняли сразу по две руки.

(32) «Вот и все, - подумала Ленка, - вот Димка и дождался своего конца».

(33)А ребята тянули руки, тянули, и окружили Димку, и оторвали его от стены, и вот-вот он должен был исчезнуть для Ленки в кольце непроходимого леса рук, собственного ужаса и ее торжества и победы.

(34) Все были за бойкот!

(35) Только одна Ленка не подняла руки.

(36) - А ты? - удивилась Железная Кнопка.

(37) - А я - нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась.

(38) - Ты его простила? - спросил потрясенный Васильев.

(39)- Вот дурочка, - сказала Шмакова.(40) - Он же тебя предал!

(41) Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к ее черной холодной поверхности. (42)Ветер прошлого хлестал ее по лицу: (43)«Чу-че-ло-о-о, пре-да-тель!..(44) Сжечь на костре-е-е-е!»

(45) - Но почему, почему ты против?!(46) - Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот.(47) - Именно ты - против.(48) Тебя никогда нельзя понять…(49) Объясни!

(50) - Я была на костре, - ответила Ленка.(51)- И по улице меня гоняли. (52)А я никогда никого не буду гонять… (53)И никогда никого не буду травить. (54)Хоть убейте!

В.К.Железников

- О чём этот текст?( о жестокости детей по отношению к сверстникам, об унижении, об отказе от мести, о милосердном отношении к другим)

Нам необходимо объяснить смысл заключительных предложений текста

Давайте попробуем пояснить последние строки: « Я была на костре,-ответила Ленка. И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!»

(Ленка испытала унижение, преследование сверстников. виной всему - ее друг Димка. Но нет места в сердце девочки ни мести, ни ненависти, потому что ненависть - месть труса за испытанный им страх. А Ленка - смелая, гордая и милосердная девочка.)

( Ленка знает, как больно и страшно, когда тебя предают товарищи и самый близкий друг. И она находит в себе силы, чтобы вступиться за предавшего её Димку)

Попробуйте, пользуясь шаблоном, а кто-то уже самостоятельно, создать своё вступление к сочинению.

Возможные варианты (ЗАЧИТЫВАЕМ)

(1.Смысл заключительных слов текста я понимаю так: Ленка испытала унижение, преследование сверстников. И виной всему - ее друг Димка. Но нет места в сердце девочки ни мести, ни ненависти, потому что ненависть - месть труса за испытанный им страх. А Ленка - смелая, гордая и милосердная девочка.

2. «Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» - так заканчивает текст В. Железников. Смысл этих финальных предложений я понимаю так. Человек, испытавший на себе жестокость со стороны людей, отказывается от мести, от участия в травле других. Ленка уже «горела» на «костре ненависти», она знает, как больно и страшно, когда тебя предают товарищи и самый близкий друг. И она находит в себе силы, чтобы вступиться за предавшего её Димку.

Давайте запишем предложение -переход к основной части:

1. Приведу примеры из текста ( АВТОРА, ФИО), доказывающие это.

2.Убедимся в этом, обратившись к тексту(АВТОРА, ФИО)..

Учитель. Как писать основную часть?

Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части следует избегать:

• пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и грамотно излагать свои мысли. Вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли., Для этого необходимо

1.Найти предложения, доказывающие тезис, их может быть несколько.

2. Сформулировать смысл каждого из них своими словами и записать на черновике.

В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент примером, взятым из текста.

Как оформлять примеры в сочинении?

Во-первых, помните о требованиях к примерам:

• примеров должно быть не менее 2;

• примеры должны быть из указанного текста;

• примеры должны подтверждать разные аргументы;

• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;

• пример без указания на аргумент не учитывается.

Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 2-мя способами:

1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.

В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.

2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).

Вспомним , как мы вводим доказательства в сочинение.

  1. В предложениях таких-то . (указываем номера предложений) автор( писатель) показывает, изображает…..

  2. Кроме того, ( далее пишем само доказательство , а в скобках указываем номера предложений)

Учитель: найдём предложения, доказывающие, что Ленка милосердная девочка, сильная, потому что не опускается до мести, так как знает, как больно и страшно, когда тебя предают друзья (30,32,33,34,35 42, 52-53, 54 )

Пишем основную часть: 1 доказательство

( В предложении 30- 35 автор показывает ребят, которые, голосуют за то, чтоб объявить Сомову бойкот.Только Ленка не подняла руки, потому что она не испытывает торжества и победы: девочка понимает, как плохо сейчас Димке одному против разгневанного класса.)

( ЗАЧИТЫВАЕМ)

Пишем второе доказательство

( Кроме того, Ленка осознаёт, что друзей предавать нельзя, хотя Димка предал, но она не будет мстить, потому что в её сердце живёт доброта и милосердие, Как клятву,Лена произносит слова : « А я никогда никого не буду травить. Хоть убейте» ( Предложения 53, 54)

( ЗАЧИТЫВАЕМ)

Дети могут взять другие предложения

Кроме того, Ленка, испытавшая на себе жестокость со стороны людей, отказывается от мести, от участия в травле других. Ленка уже «горела» на «костре ненависти», она знает, как это больно и страшно (предложение 42-44). Девочка находит в себе силы простить предавшего её Димку.

О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ - подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.

Вывод должен быть:

- коротким, но ёмким по содержанию;

- логически связан с предыдущим изложением;

- не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу

Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!


Пишем вывод ( Итак, мы видим, что героиня произведения Железникова не ожесточилась и не озлобилась, не стала мстить, а приняла решение никогда не приносить боли другим людям)

( ЗАЧИТЫВАЕМ)

Можно зачитать всё сочинение

Грамотность.

Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

Приложение:

Речевые клише для вступления:

1.Предложенный для анализа текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

2.Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в (таких-то) предложениях текста, заключается в том, что …

3. Цитируем предложения, данные в задании, а затем пишем: - так заканчивает текст( ФИО АВТОРА). Смысл этих финальных строк я понимаю так.

Переход от вступления к основной части:

1.. Приведу примеры из текста (ФИО АВТОРА), доказывающие это.

2.Убедимся в этом, обратившись к тексту ( ФИО АВТОРА).

Вводим доказательства в сочинение.

  1. В предложениях таких-то ( указываем номера предложений). автор( писатель) показывает, изображает…..

  2. Кроме того, ( далее пишем само доказательство своими словами, а в скобках указываем номера предложений)

Вывод: используем вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу



© 2010-2022