Урок по русскому языку для 6 класса по теме «Знакомство с причастием»

По программе Разумовской М.М. учащиеся знакомятся с причастием уже в середине 6 класса. Только закончено повторение и обобщение основных частей речи - и вот оно ПРИЧАСТИЕ! Урок построен так, чтобы ребята постепенно: исследуя и анализируя морфологические признаки, затем работая над словообразованием новой части речи, затем учась различать ее в речи, самим пробуя употреблять, с первого урока получили основное понятие о том, что такое причастие. Важно постараться помочь учащимся самим вывести прав...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

учитель Савченко Наталья Петровна

МБОУ СОШ № 19 Волгоградская область город Камышин

Предмет русский язык

Класс 6

Тема урока «Что такое причастие»


Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный

момент.

Цель, которая должна быть достигнута

учащимися подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный

эмоциональный настрой;

-помочь принять правильную рабочую позу.

Методы и приемы: словесный, создание проблемной ситуации.

Используемые технологии: проблемное обучение, компетентностно-ориентированное обучение.

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь! Проверим готовность к уроку (ручка, карандаш).

Откроем тетради, запишем сегодняшнее число. И начнем урок! Пропустите, пожалуйста, 1 строку после классной работы. Чуть позже мы запишем тему.

2. Постановка учебной задачи.

-За курс начальной школы вы уже познакомились с разными частями речи, т.е. мы можем уже классифицировать их по ряду признаков.

-Посмотрите на доску! Перед вами ряд слов, прочитайте их самостоятельно попробуйте разделить их по знакомым вам группам.

-Какие группы слов вы выделили ? По каким признакам вы разделили их на группы?Да, это самостоятельные части речи- существительное, прилагательное и глагол. Начиная со второй строки, после классной работы распределите эти слова по столбикам.

(На доске учитель обозначает столбики: сущ., прил., глаг., и столбик с ?, куда учащиеся должны выписать слова, вызвавшие у них затруднения)

Слова для упражнения: красивая, приехать, увиденный, повторить, город, зимний, читающий, слово, стоять, книга, яркий, стоящий

?

Существ. Прилаг. Глаголы ( Причастия)

слово красивая стоять стоящий

книга зимний приехать увиденный

город яркий повторить читающий

- Проверим, что у вас получилось! 3 ученика зачитывают столбики.

-1) Все согласны?

2)А у кого не так? Итак, задание было одно?

А выполнили его все по-разному! Почему так получилось?

3)У кого-то из нас остались лишние слова? (Выпишем их в отдельный столбик).

-Как вы думаете, к какой части речи они относятся?

3. Формирование новых понятий. Постановка проблемы.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

(Какой?) Правильно! Вопрос такой же как у прилагательного! Что же еще у этих слов схоже с прилагательными? Например, в словосочетании ЧИТАЮЩИЙ УЧЕНИК? (Род, число, падеж)

- Обратите внимание, от каких слов образованы слова ЧИТАЮЩИЙ, ПРИЕХАВШИЙ, СТОЯЩИЙ?

(От глаголов)

- А с помощью чего? (С помощью суффиксов ЮЩ, ВШ, ЯЩ)

-Подумайте, какой вопрос, похожий на вопрос глагола можно задать к этим словам?

(Что делающий? Что делавший?)

-Признаки каких частей речи мы наблюдаем у этих слов? (Прилагательного и глагола)

- Как же нам решить нашу проблему? Какая же это часть речи? Владимир Даль так говорил о ней: «Часть речи причастная к глаголу в образе прилагательного»

- Догадайтесь, о какой части речи говорил Даль?

( О ПРИЧАСТИИ)

4. Запись темы урока.

- Давайте теперь на строке после классной работы запишем тему урока: «Причастие».

5. Формулировка целей.

-Попробуем сформулировать вместе цели урока. На уроке мы должны:

-УЗНАТЬ «Что?»- «Что такое причастие?»

-НАУЧИТЬСЯ «Чему?» «Находить причастие среди других частей речи»

- УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ «Чем?Где?» «Причастием в речи»

(устной и письменной)

- Достичь поставленных целей вам помогут задания сегодняшнего урока.

6.Объявление способа оценки.

-Перед вами листы самоконтроля.

-Вы все сегодня будете много работать, отвечать и чтобы работа каждого из вас была справедливо вознаграждена, вы будете за каждое выполненное задание ставить себе оценки в лист самоконтроля, а в конце урока подсчитаем общий балл. За каждое задание вы сможете получить от 1-5 баллов.

Оцениваем себя в зависимости от количества и качества выполненных заданий.

2.

Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

- учить выделять причастие среди других частей речи.

-развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.

Цель, которую хочет достичь учитель:

-организовать работу по выделению общих и существенных

признаков новой части речи

-развивать умение оценивать ответы одноклассников.

Методы организации работы: эвристическая беседа, работа в парах, работа с текстом, алгоритмическая разминка, упражнение на релаксацию.


Используемые технологии: педагогика сотрудничества.

1.Итак, приступим к решению нашей первой задачи!- - - -Попробуем вместе сделать вывод и определить, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ?

ПРИЧАСТИЕ ЭТО:

1-х: Это ЧАСТЬ РЕЧИ

2-х: Ч.Р., которая ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ?КАКАЯ? КАКИЕ?ЧТО СДЕЛАВШИЙ?ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ?

3-х:Ч.Р., которая имеет ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА (время, вид, возвратность) И ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО (род, число, падеж).

4-х:образуется от глаголов с помощью суффиксов -УЩ-

(-ЮЩ-),-АЩ-(-ЯЩ-),-ВШ-,-Ш-,-ЕМ-(-ОМ-),-ИМ-,-ЕНН-,

-НН-,-Т-.

2. Работа в паре над формулировкой правила. - Чтобы лучше запомнить и научиться находить причастия. Поработайте сейчас в паре и объясните друг другу, ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ

-Кто готов нам рассказать правило? (2-3 человека)

НАЧНЕМ РАБОТУ С ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕЙ.

Т.К. ВЫ РАБОТАЛИ В ПАРЕ ЗА ПРАВИЛЬНО СФОРМУЛИРОВАННОЕ ПРАВИЛО ПОСТАВЬТЕ ДРУГ ДРУГУ БАЛЛЫ.(ОТ 1-5).Выставьте их в таблицу.

- Переходим к решению второй задачи.

-Итак, мы узнали, что такое причастие, и теперь, я думаю, вы легко сможете находить причастия среди других частей речи в тексте.

1.Работа над текстом.

- Перед вами тексты, задание:

Прочитайте текст ! Выпишите из текста причастия в тетрадь. Определите, от каких глаголов они образованы. Выделите суффикс и попробуйте обозначить время причастий и вид.

УПРАЖНЕНИЕ на релаксацию. - Закройте глаза и представьте!

«Красив, чудесен русский лес зимою! Ели, засыпанные снегом, надели дорогие теплые шубы. Сидевший на дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. Лежащие под деревьями сугробы глубокие и чистые. Всюду сверкающий на солнце белый снег.

- А теперь из зимнего леса мы возвращаемся в класс, откройте глаза. Перед вами текст. Начнем работу!

(Время работы ограниченно!)

ЗАСЫПАННЫЕ (-засыпать, суф.НН, прош.вр., сов.в)

СИДЕВШИЙ (-сидеть, суф.ВШ, прош.вр., несов.вид)

ЛЕЖАЩИЕ (-лежать, суф.АЩ, наст.вр., несов.вид) СВЕРКАЮЩИЙ (- сверкать, суф.ЮЩ, наст.вр., несов.вид)

Учащиеся отвечают устно.

-Итак, суффикс - это визитная карточка причастий, с помощью него можно определить вид и время причастий.

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ В БАЛЛАХ.В зависимости от того сколько вы нашли причастий, поставьте баллы.

-Переходим к решению второй задачи нашего урока!

3.

Закрепление нового учебного материала.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание необходимости новых знаний;

-умение делать обобщенные выводы, выделять главное.

Цель, которую хочет

достичь учитель:

-формирование умения определять причастие по его морфологическим признакам.

- создать ситуацию успеха.

- работа в коллективе

Методы и приемы:

-проблемно-поисковый;

- индивидуальная работа;

- элемент соревнования.

Используемые технологии:

-гуманно-личностная технология;

- компетентностно-ориентированное обучение;

- индивидуальный подход






Формирование умения делать обобщенные выводы, выделять главное, развивать лингвистическое отношение к слову(развитие речи)



- А теперь давайте поиграем!

УСЛОВИЯ ИГРЫ:

Играть будем по рядам. Я дам одну карточку каждому ряду, на которой написаны 5 глаголов. Ваша задача передавая карточку по ряду от 1 до последнего стола, образовать и написать причастия от глагола. Кто быстрее и правильнее выполнит это задание, тот победит .Работаете в паре: один ученик читает задание, вместе думаете, другой записывает ответ. Последняя парта в ряду заканчивает эстафету и поднимает листок с готовым заданием .

Задание:

Образец. Учит- учивший(выделить суффикс)

1.Летает

2.Порхает.

3.Играет

4. Бегает

5.Сверкает

-Давайте послушаем, какие причастия вы образовали.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ В ТАБЛИЦЕ

ПО ОЧКАМ- первые 5, вторые - 4, третьи 3 балла

(баллы по рядам, кто быстрее 5,4,3)

- Вспомним задачи нашего урока. Что мы сейчас научились делать?

(Распознавать причастие среди других частей речи и образовывать их самостоятельно).

- Я рада, что у вас все получается!

5. Какова же роль причастий в тексте? Переходим к решению нашей третьей задачи.

- И тут перед нами встает новый вопрос: а зачем же нужны причастия в речи?

-Вы сможете сделать вывод о роли причастия в предложении, если сравните 2 текста.

Перед вами тексты:

Прочитаем их! Сравним чем они отличаются!

(Читают учащиеся)

1)Тысячи звуков родятся весною в ожившем лесу. Чудится шепот еще не проснувшейся земли. От пенька на пенек пробежала тоненько пискнувшая мышь. Прогудел стукнувшийся о березу и грузно упавший неповоротливый жук. Сидевший на неожившем дереве дятел пустил звонкую барабанную трель. (По И.Соколову-Микитову)

- А теперь этот же текст, но без причастий, прочитаем :

2) Тысячи звуков родятся весною в лесу, который ожил. Чудится шепот земли, которая еще не проснулась. Пробежала мышь, которая пискнула. Прогудел жук, который упал. Дятел, который сидит на дереве, которое не ожило пустил трель.

- Какой текст вам понравился больше и почему?

Сделаем вывод: для чего нужны причастия в речи?

(Позволяют избегать повтора слов, делают речь более яркой и выразительной)

Что делает текст таким выразительным?

(Использование прилагательных и причастий)

- Назовите причастия(ожившем, проснувшейся, пискнувшая, стукнувшийся, неожившее)

- Спишите в тетрадь первое предложение и попробуйте обозначить синтаксическую роль причастий.

1 ученик у доски. Списал, задал вопрос: В каком лесу?- неожившем- вопрос прилагательного, следовательно, причастие в тексте является определением. Подчеркнем волнистой линией!

-В разговорной речи причастие используется не так часто, а в сочинениях и изложениях умение делать речь краткой и выразительной вам пригодится! Выполним задание для развития вашей речи!

Составьте словосочетания с причастиями, не используя слова КОТОРЫЙ:

ОБРАЗЕЦ: Ученик, который читает - читающий ученик.

1) Ребенок, который плачет - …

2) Книга, которая лежит на столе - …

3) Балерина, которая танцует - ....

4) Зерно, которое выросло - ...

5) Мальчик, который проспал - …

Проверим вашу работу и подведем итог!

Ответы нескольких учеников.

Сделав подобное упражнение что мы доказали еще раз?

(Причастия делают речь яркой и выразительной)

-Как и с помощью чего образованы причастия? (от основы инфинитива с помощью суффиксов)

ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ ЗА ЭТОТ ЭТАП В ТАБЛИЦЕ

Вспомните, какие цели мы ставили, перед собой вначале урока ?




Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.

ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ:

Задача нашего сегодняшнего урока была....

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

УЧИТЬСЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ:

Как по вашему мы с ней справились? Что узнали? Чему научились? Чем учились пользоваться?

Я узнал, что

-Довольны ли вы своей работой?Было трудно, интересно?

- Где вы можете применить свои знания о причастиях?

ИТОГИ ПО ОЦЕНОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ:

-А теперь самое главное. Подсчитайте баллы, поднимите руку, кто набрал

От 18-20 б. - «5»- вы молодцы!

От 17-15б. - «4»- вы хорошо работали...

От 14-11б. -»3»- вам нужно...

Спасибо за урок!

Домашнее задание:

- Предлагаю вам дома применить полученные знания о причастиях, и создать миниатюру о зиме.

- А что такое миниатюра?

(Это маленькое сочинение)

На листочках в помощь вам опорные слова.

Зима: снежная, русская, морозная, белоснежная

Лес: тихий, задумчивый, заколдованный, сияющий

Снег: глубокий, блестящий, серебристый, слепящий, покрывающий все.

Сосны: величественные, дремлющие, замерзшие

Небо: порозовевшее, вечернее, безоблачное.

-Прослушаем миниатюру МЕЛОДИЯ(В. Астафьева)

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою.

Зачем так скоро?

(Беседа по вопросам при наличии времени)

- Как вы думаете, что имеет в виду автор, задавая такой вопрос?

- Почему миниатюра так называется?

-Какова в тексте синтаксическая роль причастия?

(Определение)Задайте вопрос причастию ?

-Назовите словосочетания прич.+сущ.

( обклёванная калина, обнаженная земля) Найдите в тексте причастия и подчеркните волнистой чертой.







© 2010-2022