Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96












Урок по теме: «Работа над словом в процессе

подготовки к сочинению»









Подготовлен

учителем русского языка и литературы

Семёновой Людмилой Михайловной















г. Краснодар

2015

Задачи урока:


  1. Углубление представлений учащихся о комплексном анализе текста, знакомство с приёмами работы над художественным описанием.


  1. Развитие умения определять идею текста по средствам выразительности, используемым в нём.

Оборудование урока:


  1. Предлагаемый для анализа текст с заданиями.

  2. Алгоритм работы с текстом и рекомендации по подготовке к написанию рецензии.

Ход урока:


I. Вступительное слово учителя.

Очень скоро нам с вами предстоит сдавать ЕГЭ. 2-я часть экзаменационной работы представляет собой комплексный анализ текста.

Вам будет предложен небольшой текст и 10-14 заданий к нему. Нужно будет провести смысловой анализ текста, определить его стиль и тип речи, указать какие средства выразительности помогают автору ярко и убедительно передать свои мысли и чувства.

Последнее задание теста - это небольшое сочинение-рассуждение в жанре рецензии.

Вот типичная формулировка этого задания: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблеме поставленной автором. Оцените языковое оформление текста. Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.

Задание предназначено для проверки не только вашей подготовки по русскому языку, но и общей культуры.

Итоговая оценка зависит от того, как выполнено это задание.

(Включены только задания по умению анализировать текст; проводить смысловой, языковой анализ текста и умение создавать текст в жанре рецензии).

Поэтому цель нашего урока развития речи по подготовке к написанию сочинения-рецензии - воспитание в себе грамотного, квалифицированного читателя, подготовка «к жизни в культуре».

Задачи урока:


  1. Углубление представлений о комплексном анализе текста.

  2. Развитие умения определять идею текста и аргументировано излагать её в самостоятельно созданном тексте.

Слово учителя:


  • У каждого из вас предлагаемый для анализа текст с заданиями.

  • Алгоритм работы с текстом на доске.

  • Записи на доске - это своеобразная памятка, в которой отражены типичные ошибки и затруднения, подсказки и советы.

Мы должны помнить:

Выявление средств выразительности должно помочь определить идею данного текста, увидеть отношение автора к теме размышления или к предмету описания.

Итак,

Тема нашего урока - Работа над словом (в процессе подготовки к сочинению).

Обращаю ваше внимание:


В процессе подготовки к сочинению важна как работа над словом писателя, так и работа над собственным словом!

II. Читаю текст.

Запишите свои первоначальные наблюдения, первое впечатление. Помните! Произведения художественной литературы обращены не к уму, а к сердцу! Прежде всего!

III. Работа по вопросам.


  1. Тип речи - описание.


  1. Стиль - художественный.

Чтобы донести до читателей свои мысли, автор избрал определённый стиль речи - художественный.

Давайте подумаем, какие черты ему свойственны и как они «работают на замысел автора»?


  1. Ваше первое впечатление от текста?

- Слушаю.

- От этого первоначального своего чувства и нужно будет оттолкнуться в описании данного текста. Этим впечатлением и руководствоваться при выявлении средств создания писателем художественного описания

Второй этап работы.


- исключение непонятных слов. (Вред может принести искажение смысла слов и текста в целом).

«Маркиза с крупными фестонами» - это ткань с волнистым окаймлением и её наличие на террасе дома может по-другому характеризовать и этот дом, и его хозяев.

Третий этап.

На этом этапе приступаем к конструированию предложений для будущего сочинения.

(Вопрос 4).

В качестве примера запишем.


Бахаревский дом, главный герой этого, безусловно, художественного описания, по замыслу автора, вероятно, должен был олицетворять «полное довольствие и тихое семейное счастье».

Задание 5.


В рецензии это наблюдение не пригодится, потому что это средство связи предложений (повтор!) не имеет значения в определении идеи текста.

Задание 7 (сравнения!).


Задание 8 (цветовые и оценочные эпитеты).


зелёный (4)

такое мирное

дикий серый

добродушный (2)

жёлтый

красивый (2)

изящные

Выводы и наблюдения учащихся оставляем для самостоятельной работы.

Далее работаем над обнаружением в тексте сравнений, олицетворений, других средств выразительности, каждый раз выясняя, какова их роль в описании.

Домашнее задание.


Написать сочинение-рецензию по данному тексту. Выразить своё отношение к теме, которая волнует автора. Оцените языковое оформление текста.


© 2010-2022