- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Конспект урока по русскому языку в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова Л.М. |
Дата | 08.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 96
Урок по теме: «Работа над словом в процессе
подготовки к сочинению»
Подготовлен
учителем русского языка и литературы
Семёновой Людмилой Михайловной
г. Краснодар
2015
Задачи урока:
-
Углубление представлений учащихся о комплексном анализе текста, знакомство с приёмами работы над художественным описанием.
-
Развитие умения определять идею текста по средствам выразительности, используемым в нём.
Оборудование урока:
-
Предлагаемый для анализа текст с заданиями.
-
Алгоритм работы с текстом и рекомендации по подготовке к написанию рецензии.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Очень скоро нам с вами предстоит сдавать ЕГЭ. 2-я часть экзаменационной работы представляет собой комплексный анализ текста.
Вам будет предложен небольшой текст и 10-14 заданий к нему. Нужно будет провести смысловой анализ текста, определить его стиль и тип речи, указать какие средства выразительности помогают автору ярко и убедительно передать свои мысли и чувства.
Последнее задание теста - это небольшое сочинение-рассуждение в жанре рецензии.
Вот типичная формулировка этого задания: Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Выразите в нём своё отношение к проблеме поставленной автором. Оцените языковое оформление текста. Отметьте характерные для этого текста средства языковой выразительности.
Задание предназначено для проверки не только вашей подготовки по русскому языку, но и общей культуры.
Итоговая оценка зависит от того, как выполнено это задание.
(Включены только задания по умению анализировать текст; проводить смысловой, языковой анализ текста и умение создавать текст в жанре рецензии).
Поэтому цель нашего урока развития речи по подготовке к написанию сочинения-рецензии - воспитание в себе грамотного, квалифицированного читателя, подготовка «к жизни в культуре».
Задачи урока:
-
Углубление представлений о комплексном анализе текста.
-
Развитие умения определять идею текста и аргументировано излагать её в самостоятельно созданном тексте.
Слово учителя:
-
У каждого из вас предлагаемый для анализа текст с заданиями.
-
Алгоритм работы с текстом на доске.
-
Записи на доске - это своеобразная памятка, в которой отражены типичные ошибки и затруднения, подсказки и советы.
Мы должны помнить:
Выявление средств выразительности должно помочь определить идею данного текста, увидеть отношение автора к теме размышления или к предмету описания.
Итак,
Тема нашего урока - Работа над словом (в процессе подготовки к сочинению).
Обращаю ваше внимание:
В процессе подготовки к сочинению важна как работа над словом писателя, так и работа над собственным словом!
II. Читаю текст.
Запишите свои первоначальные наблюдения, первое впечатление. Помните! Произведения художественной литературы обращены не к уму, а к сердцу! Прежде всего!
III. Работа по вопросам.
-
Тип речи - описание.
-
Стиль - художественный.
Чтобы донести до читателей свои мысли, автор избрал определённый стиль речи - художественный.
Давайте подумаем, какие черты ему свойственны и как они «работают на замысел автора»?
-
Ваше первое впечатление от текста?
- Слушаю.
- От этого первоначального своего чувства и нужно будет оттолкнуться в описании данного текста. Этим впечатлением и руководствоваться при выявлении средств создания писателем художественного описания
Второй этап работы.
- исключение непонятных слов. (Вред может принести искажение смысла слов и текста в целом).
«Маркиза с крупными фестонами» - это ткань с волнистым окаймлением и её наличие на террасе дома может по-другому характеризовать и этот дом, и его хозяев.
Третий этап.
На этом этапе приступаем к конструированию предложений для будущего сочинения.
(Вопрос 4).
В качестве примера запишем.
Бахаревский дом, главный герой этого, безусловно, художественного описания, по замыслу автора, вероятно, должен был олицетворять «полное довольствие и тихое семейное счастье».
Задание 5.
В рецензии это наблюдение не пригодится, потому что это средство связи предложений (повтор!) не имеет значения в определении идеи текста.
Задание 7 (сравнения!).
Задание 8 (цветовые и оценочные эпитеты).
зелёный (4)
такое мирное
дикий серый
добродушный (2)
жёлтый
красивый (2)
изящные
Выводы и наблюдения учащихся оставляем для самостоятельной работы.
Далее работаем над обнаружением в тексте сравнений, олицетворений, других средств выразительности, каждый раз выясняя, какова их роль в описании.
Домашнее задание.
Написать сочинение-рецензию по данному тексту. Выразить своё отношение к теме, которая волнует автора. Оцените языковое оформление текста.