Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии

Задания и упражнения по фонетике и орфоэпии предназначены для использования на аудиторных занятиях с обучающимися колледжей системы СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, способствуют более осознанному овладению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Практические задания по фонетике и орфоэпии»







Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова

Москва

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка «Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.

Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

  1. Приведите примеры 2-3 слов, у которых:


  1. написание совпадает с произношением;

  2. написание и произношение расходятся.


  1. Распределите слова по трём группам:

а) согласный перед Е произносится твердо;

б) согласный перед Е произносится мягко;

в) возможно вариативное произношение:

Академия, дезодорант, демократический, рейтинг, компьютер, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пионер, пресса, фанера, резюме, энергия, федеральный, шинель,, термин, бизнесмен, термометр, тест, термос


  1. Распределите слова по трём группам:

а) количество букв и звуков в слове совпадает;

б) букв в слове больше, чем звуков;

в) звуков в слове больше, чем букв:

Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер


  1. Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож


  1. Распределите слова по группам:

а) ударение падает на первый слог;

б) ударение падает не на первый слог;

в) в слове возможна вариативная постановка ударения

Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,


  1. Приведите примеры слов, в состав которых входят:


  1. только твердые согласные;

  2. только мягкие согласные звуки.


  1. Затранскрибируйте:

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.



  1. В приведённых словах расставьте ударение:

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.


  1. Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.


  1. Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.


  1. Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую - слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.



  1. Восстановите слова по ударным слогам:

− фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .

  1. Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

Ужа ужалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже -

Ужа ужица съест на ужин.

К. Бальмонт

  1. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

призЫвный - призывнОй;

харАктерный - характЕрный;

языковАя - языкОвая.


  1. Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

№2:

а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;

б) согласный перед Е произносится мягко: академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;

в) возможно вариативное произношение: дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

№5:

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.

№8:

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

№11:

а) произносятся с Е: афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

б) произносятся с Ё: новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец



© 2010-2022