- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии
Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Проскурякова С.А. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Практические задания по фонетике и орфоэпии»
Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова
Москва
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка «Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».
Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.
Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.
ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ
-
Приведите примеры 2-3 слов, у которых:
-
написание совпадает с произношением;
-
написание и произношение расходятся.
-
Распределите слова по трём группам:
а) согласный перед Е произносится твердо;
б) согласный перед Е произносится мягко;
в) возможно вариативное произношение:
Академия, дезодорант, демократический, рейтинг, компьютер, бутерброд, менеджер, деградировать, темп, патент, пионер, пресса, фанера, резюме, энергия, федеральный, шинель,, термин, бизнесмен, термометр, тест, термос
-
Распределите слова по трём группам:
а) количество букв и звуков в слове совпадает;
б) букв в слове больше, чем звуков;
в) звуков в слове больше, чем букв:
Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер
-
Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож
-
Распределите слова по группам:
а) ударение падает на первый слог;
б) ударение падает не на первый слог;
в) в слове возможна вариативная постановка ударения
Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,
-
Приведите примеры слов, в состав которых входят:
-
только твердые согласные;
-
только мягкие согласные звуки.
-
Затранскрибируйте:
Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.
-
В приведённых словах расставьте ударение:
августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.
-
Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:
заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.
-
Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:
глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.
-
Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую - слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:
афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.
-
Восстановите слова по ударным слогам:
− фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .
-
Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.
Ужа ужалила ужица,
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже -
Ужа ужица съест на ужин.
К. Бальмонт
-
Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:
призЫвный - призывнОй;
харАктерный - характЕрный;
языковАя - языкОвая.
-
Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.
Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ
№2:
а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;
б) согласный перед Е произносится мягко: академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;
в) возможно вариативное произношение: дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.
№5:
кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,
закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.
№8:
Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.
№11:
а) произносятся с Е: афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход
б) произносятся с Ё: новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец