Конспект урока русского языка на тему Основные способы образования слов в русском языке

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: : «Основные способы образования слов в русском языке».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова.

б) деятельностная : формировать у учащихся навыки работы со словами , образованными приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным , сложением и переходом из одной части речи в другую; формировать у учащихся УУД : познавательные , коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока ( урок «открытия « новых знаний.)

Планируемые результаты: усвоить, что в русском языке несколько способов образования новых слов, распознавать способы образования слов;

указывать, от чего и с помощью чего образованы слова;

разграничивать приставочный и суффиксальный способы образования слов от приставочно-суффиксального;

определять сферу употребления данных слов.

Оборудование: Учебник «Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.Г. Баранов, Т.Н. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, компьютер, проектор, интернет-ресурсы,.

Ход урока.

Подготовительный этап (мотивация)

1. Организационный момент.(1 минута)

Приветствие.

Добрые пожелания.

Наш девиз : « С малой удачи начинается большой успех».

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

2. Актуализация знаний . (12-15 минут.)

Цель этапа: повторение изученного материала для открытия нового знания.

1) УСТНЫЙ ОПРОС !!!

2) Запись под диктовку учителя отрывка из стихотворения И.А.Бунина :

Костёр.

Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,

И трещит, и пылает костёр.

Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,

Затянул весь лесной косогор.

Лес гудит на горе , низко гнутся берёзы ветвистые,

Меж стволами качается тень…

3) Самопроверка. Текст высвечивается на экране.

4 Оцените результат по количеству допущенных орфографических и пунктуационных ошибок ++

Цель этапа : повторение на тексте трудных случаев орфограмм, пунктограмм, нахождение однокоренных слов, обозначение грамматических основ.

А) найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне-

Сильней , веселей , трещит, ветру ,развевается, затянул, лесной, косогор, горе, ветвистые, стволами, качается

Оцените результат +

Б) найдите слова с орфограммой: непроверяемые написания в корне- костёр, берёзы.

Оцените результат ++

В) найдите слово с чередующейся гласной в корне-

разгорается гор/гар

Оцените результат ++

3.Самоопределение к деятельности .(3-4 минуты)

Цель этапа: выявление затруднений и их обсуждение

А) Объясните значение слова косогор(склон горы или холма)

Б) Как образовалось данное слово? (Сайд № 5)

косогор- косая , гора - сложение основ

В) А как образовано слово затянул ?

затянул < тянул < при помощи приставки - приставочный

Г) исходя из двух последних выполненных вами заданий, назовите тему урока-

-Как образуются новые слова и при помощи чего.

Д) Запись новой темы:

« Основные способы образования слов в русском языке».

3. Постановка учебной задачи. (1 минута)

Что же мы с вами ещё не знаем и чему нам надо научиться?

(Знать способы образования новых слов в русском языке).

4. Открытие нового знания.(7 минут)

(Новые знания учащиеся получают в результате самостоятельного исследования.) :

А) работа со словами :

Лесной < лес - суффиксальный

Ветвистые < ветви - суффиксальный

Синь < синий - бессуффиксный

Разгорается < гореть - приставочно-суффиксальный

Развевается < веет - приставочно-суффиксальный.

Б) Чтение определения по учебнику страницы 94-95(громкая речь).

5.Первичное закрепление.(8 минут).

А) материал для самостоятельного наблюдения: осознанное чтение образца рассуждения «Как определить способ образования слова?» стр.95.( громкая речь)

Б) Упражнение №168 «Как растут слова».

Выразительное чтение.

Запись выделенных слов:

Рассада < сад-приставочный

Посадки < сад-приставочно-суффиксальный

Садовод < сад, водить -- сложение основ

Садовник < садовый - суффиксальный.

5. Самостоятельная работа выполнения упражнения № 169.(3 минуты)

Цель этапа : учащийся делает вывод, что он уже умеет.

Выполнение упражнений:__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Рефлексия.

Цель этапа : осознание учащимися своей учебной деятельности.

Оцените свою работу по данному началу: выберите любые понравившиеся вам начала предложений и продолжите их:

---- Сегодня я узнал…..

---- Я научился…..

---- Я выполнял задания и запомнил…..

----Теперь я могу…..

7. Подведение итогов урока.

Цель этапа : самооценка результатов.

--- Какие задания вам понравилось выполнять?

--- Что вы положили в вашу копилку знаний после сегодняшнего урока?

8.Домашнее задание .

п.33 ,подобрать по 2-3 примера из романа «Дубровский» основных способов образования новых слов.



© 2010-2022