- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пример практической модели - жанр эссе (Из опыта методики написания творческих работ)
Пример практической модели - жанр эссе (Из опыта методики написания творческих работ)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грекова Л.В. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Полное наименование учебного заведения:
ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт-Петербурга
Название работы: «Мой Казанский собор»
Фамилия и имя автора: Юшкова Регина
Номинация: литературное творчество
Возрастная категория: 1 группа (15 лет)
Фамилия, имя, отчество руководителя:
Грекова Любовь Васильевна
Основная идея (цель) работы:
Вспомнить страницы русской истории, посвященные Отечественной войне 1812 года, увидеть связь веков, запечатленную в Казанском соборе, а также обратить внимание на разные точки зрения поэтов 19-20 веков на Казанский собор и его значение в жизни народа и города.
Год выполнения работы: 2012
Мой Казанский собор
(эссе)
Казанский собор. Прошло более двухсот лет с момента его основания. Внешне спокойный, строгий, величественный, внутри - несущий в себе скрытую могучую вековую силу.
Его колонны, некогда зеленоватые, со временем ставшие серыми, хранят славу русского оружия и согреты чувством горячей любви и преданности воинов 1812 года народу и стране.
Мое сердце замирает при виде святой иконы Казанской Божией матери! Я тоже становлюсь сопричастной событиям войны 1812 года. Как представлю, что 11 августа перед отъездом в Смоленск главнокомандующий армией М.И. Кутузов горячо молился перед чудотворной иконой, а накануне Бородинского сражения он с этим же чувством обращался к выстроенным перед ним полкам. Все воины ответили ему тем же движением сердца, осознавая сакральность и единство общего чувства родства всех людей. Русские воины ценили полководца и защищали интересы страны как глубоко личные. Вера в Бога и ближнего объединяли и объединяют людей сейчас.
А 13 июня 1813 года те же колонны из пудостского камня стали молчаливыми свидетелями торжественного погребения полководца, над могилой которого установили не только икону Смоленской Божией матери, укрепили герб Светлейшего князя Смоленского, 5 штандартов и одно знамя, а также позднее добавили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией матери в Москве». Последняя посвящена освобождению Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией матери. Так два великих исторических события увековечены вместе в одном храме.
Гордость и скорбь. Вечность и тленность. Изящество и простота. Эти чувства наполняют душу человека, задумывающегося над вышеназванными событиями и событиями Польского восстания 1830 года, которые А.С. Пушкин воспринимал как возможное начало новой Отечественной войны:
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал - и спас…
(1831)
Казанский собор предстает, с одной стороны, как бы образом Гроба Господня, местом возможного воскресения великого полководца для последующего спасения русского народа. С другой стороны, храм становится образом Вселенной. За внешним покоем скрывается великая могучая сила.
Казанский собор. Внешне спокойный, строгий и величественный. Идут века…
В 20 веке Казанский собор не уходит от восприятия поэтов. И внешняя красота, и внутренняя духовная сила становятся мерилами эстетических и нравственных ценностей для О. Мандельштама и Н.Гумилева, к сожалению, не для нового кровавого века.
Осип Мандельштам об изяществе и силе, сложности и простоте восприятия как храмовой архитектуры, так и его духа:
На площадь выбежав, свободен
Стал колоннады полукруг -
И распластался храм Господень,
Как легкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец,
Но русский в Риме; ну так что ж!
Ты каждый раз как иностранец
Сквозь рощу портиков идешь;
И храма маленькое тело
Одушевленнее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!
1914
Предчувствием очистительной бури проникнуто стихотворение Н.С. Гумилева «Мужик» (1917) , в котором центром духовной стойкости и мерилом нравственности является собор:
Путь этот - светы и мраки,
Посвист разбойный в полях,
Ссоры, кровавые драки
В страшных, как сны, кабаках.
В гордую нашу столицу
Входит он - Боже, спаси! -
Обворожает царицу
Необозримой Руси
Взглядом, улыбкою детской,
Речью такой озорной, -
И на груди молодецкой
Крест просиял золотой.
Как не погнулись - о, горе! -
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?
Над потрясенной столицей
Выстрелы, крики, набат;
Город ощерился львицей,
Обороняющей львят.
Казанский собор. Внешне спокойный, могучий, строгий, величественный. Наступил следующий 21 век. Какие события запомнятся?
Наше поколение пытается разобраться в прошлом, научиться жить в настоящем так, чтобы через века, сталкиваясь с «чужими мирами», осознавать себя наследниками великих дел русских людей, строивших храмы, поднимавших людей на защиту Родины, переживавших за ее настоящее и желавших ее процветания в будущем.