Пример практической модели - жанр эссе (Из опыта методики написания творческих работ)

Мой Казанский собор (эссе) Основная идея  (цель) работы:    Вспомнить страницы русской истории, посвященные Отечественной войне 1812 года, увидеть связь веков, запечатленную в Казанском соборе, а также обратить внимание на разные точки зрения поэтов 19-20 веков (А.С. Пушкина, О.Э. Мандельштама и Н.С. Гумилева)  на Казанский собор и его значение в жизни народа и  города.    Научиться методике написания творческой работы  в формате эссе. Результаты знаний по истории, МХК, литературе, применимы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Полное наименование учебного заведения:

ГБОУ гимназия № 631 Приморского района Санкт-Петербурга


Название работы: «Мой Казанский собор»

Фамилия и имя автора: Юшкова Регина

Номинация: литературное творчество

Возрастная категория: 1 группа (15 лет)

Фамилия, имя, отчество руководителя:

Грекова Любовь Васильевна

Основная идея (цель) работы:

Вспомнить страницы русской истории, посвященные Отечественной войне 1812 года, увидеть связь веков, запечатленную в Казанском соборе, а также обратить внимание на разные точки зрения поэтов 19-20 веков на Казанский собор и его значение в жизни народа и города.

Год выполнения работы: 2012




Мой Казанский собор

(эссе)

Казанский собор. Прошло более двухсот лет с момента его основания. Внешне спокойный, строгий, величественный, внутри - несущий в себе скрытую могучую вековую силу.

Его колонны, некогда зеленоватые, со временем ставшие серыми, хранят славу русского оружия и согреты чувством горячей любви и преданности воинов 1812 года народу и стране.

Мое сердце замирает при виде святой иконы Казанской Божией матери! Я тоже становлюсь сопричастной событиям войны 1812 года. Как представлю, что 11 августа перед отъездом в Смоленск главнокомандующий армией М.И. Кутузов горячо молился перед чудотворной иконой, а накануне Бородинского сражения он с этим же чувством обращался к выстроенным перед ним полкам. Все воины ответили ему тем же движением сердца, осознавая сакральность и единство общего чувства родства всех людей. Русские воины ценили полководца и защищали интересы страны как глубоко личные. Вера в Бога и ближнего объединяли и объединяют людей сейчас.

А 13 июня 1813 года те же колонны из пудостского камня стали молчаливыми свидетелями торжественного погребения полководца, над могилой которого установили не только икону Смоленской Божией матери, укрепили герб Светлейшего князя Смоленского, 5 штандартов и одно знамя, а также позднее добавили картину художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией матери в Москве». Последняя посвящена освобождению Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией матери. Так два великих исторических события увековечены вместе в одном храме.

Гордость и скорбь. Вечность и тленность. Изящество и простота. Эти чувства наполняют душу человека, задумывающегося над вышеназванными событиями и событиями Польского восстания 1830 года, которые А.С. Пушкин воспринимал как возможное начало новой Отечественной войны:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой…
Все спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столпов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.

Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.

В твоем гробу восторг живет!
Он русский глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал - и спас…

(1831)



Пример практической модели - жанр эссе (Из опыта методики написания творческих работ)

Казанский собор предстает, с одной стороны, как бы образом Гроба Господня, местом возможного воскресения великого полководца для последующего спасения русского народа. С другой стороны, храм становится образом Вселенной. За внешним покоем скрывается великая могучая сила.

Казанский собор. Внешне спокойный, строгий и величественный. Идут века…

В 20 веке Казанский собор не уходит от восприятия поэтов. И внешняя красота, и внутренняя духовная сила становятся мерилами эстетических и нравственных ценностей для О. Мандельштама и Н.Гумилева, к сожалению, не для нового кровавого века.

Осип Мандельштам об изяществе и силе, сложности и простоте восприятия как храмовой архитектуры, так и его духа:

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг -

И распластался храм Господень,

Как легкий крестовик-паук.

А зодчий не был итальянец,

Но русский в Риме; ну так что ж!

Ты каждый раз как иностранец

Сквозь рощу портиков идешь;

И храма маленькое тело

Одушевленнее стократ

Гиганта, что скалою целой

К земле беспомощно прижат!

1914

Предчувствием очистительной бури проникнуто стихотворение Н.С. Гумилева «Мужик» (1917) , в котором центром духовной стойкости и мерилом нравственности является собор:

Путь этот - светы и мраки,
Посвист разбойный в полях,
Ссоры, кровавые драки
В страшных, как сны, кабаках.

В гордую нашу столицу
Входит он - Боже, спаси! -
Обворожает царицу
Необозримой Руси

Взглядом, улыбкою детской,
Речью такой озорной, -
И на груди молодецкой
Крест просиял золотой.

Как не погнулись - о, горе! -
Как не покинули мест
Крест на Казанском соборе
И на Исакии крест?

Над потрясенной столицей
Выстрелы, крики, набат;
Город ощерился львицей,
Обороняющей львят.

Казанский собор. Внешне спокойный, могучий, строгий, величественный. Наступил следующий 21 век. Какие события запомнятся?

Наше поколение пытается разобраться в прошлом, научиться жить в настоящем так, чтобы через века, сталкиваясь с «чужими мирами», осознавать себя наследниками великих дел русских людей, строивших храмы, поднимавших людей на защиту Родины, переживавших за ее настоящее и желавших ее процветания в будущем.



© 2010-2022