Урок по теме Деепричастие

Итоговый урок по теме: "Деепричастие" в 7-м классе по программе Н.М. Шанского Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии. Форма: урок-путешествие с применением ТСО, компьютерных технологий.  Цели. Образовательные:активизировать знания по теме  “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки... Воспитательные:воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать. Развивающие:работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия. работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения. Межпредметные связи на уроке: с математикой (решение пропорции для нахождения % правильных ответов, выставление самооценки). Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок по теме: "Деепричастие" в 7-м классе

по программе Н.М. Шанского

Тип: повторительно-обобщающий урок по морфологии.

Форма: урок-путешествие с применением ТСО, компьютерных технологий.

Класс: 7Б.

Цели.

  • Образовательные:

    • активизировать знания по теме "Деепричастие";

    • формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

  • Воспитательные:

    • воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

  • Развивающие:

    • работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

    • работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.

Межпредметные связи на уроке: с математикой (решение пропорции для нахождения % правильных ответов, выставление самооценки).

Методическое обеспечение: просмотр презентации с помощью компьютера и проектора, экран, оценочные листы, распечатанные задания для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учащиеся имели предварительное задание повторить теоретический материал по теме "Деепричастие" (контрольные вопросы), схему «Признаки деепричастия», алгоритм «Не с разными частями речи».
Объяснение правильности работы с рабочими листами, оценочными листами.



Оценочный лист

1. Водопад Знаний (тест)

2. Мост Суффиксов (буквенный диктант)

3. Дорога Умений

а) кроссворд;
б) графический диктант "Правописание частицы НЕ"
в) выборочный диктант

4. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

Итоговое количество плюсов:

Оценка:

II. Опрос по теме

На экране появляются слайды:

  1. Водопад Знаний (тест, теоретический диктант).

  2. Мост Суффиксов (буквенный диктант).

  3. Остров Отдыха (сообщение ученика по теме).

  4. Дорога Умений:

а) кроссворд;
б) графический диктант;
в) выборочный диктант.

  1. Дворец Навыков (расстановка знаков препинания)

III. Подведение итогов урока

Самооценка учащихся, выставление итоговой оценки.

IV. Рефлексия урока

Передача из рук в руки талисмана успешности (сердечко), у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

  1. Оргмомент

Слайд 1,2

- Сегодня мы с Вами на уроке отправляемся в виртуальное путешествие по стране Лингвинии. Но это необычная страна. Чтобы по ней путешествовать, надо всё знать о причастии и деепричастии. Вы готовы отправиться в путешествие.

Слайд 3

- У вас на парте лежат у каждого рабочие листы и оценочные листы. На рабочих листах вы будете отвечать, на оценочных расписаны станции, по которым мы будем путешествовать, а рядом - пустые колонки. В них вы будете ставить количество правильных ответов - плюсов (плюс - правильный ответ, минус - неправильный ответ). Кому непонятно? Итак, начинаем наше путешествие.

Слайд 4

II. Опрос по теме

Слайд 5

Тест Водопад Знаний:

Первое задание - теоретический диктант, правильные ответы отмечайте "+".

Слайд 6

1. Деепричастие - это…

а) часть речи, которая имеет признаки глагола и наречия.
б) часть речи, которая имеет признаки прилагательного и глагола.
в) часть речи, которая имеет признаки глагола и причастия.

Слайд 7

2. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) вид,

б) время,

в) лицо.

Слайд 8

3. Какие слова являются деепричастиями?

а) поглядывая;

б) сделав;

в) умевший;

г) начавший.

Слайд 9

4. Какие деепричастия относятся к совершенному виду?

а) узнав;

б) крича;

в) ржавея;

г) принявшись.

Слайд 10

5. От какого глагола нельзя образовать деепричастие несовершенного вида?

а) пролить;

б) опаздывать;

в) проливать;

г) взлететь.

Слайд 11

6. Деепричастный оборот - это…

а) деепричастие с предлогом;
б) деепричастие с главным словом;
в) деепричастие с зависимым словом.

Слайд 12

7. Деепричастным оборотом является…

а) мальчик читающий;
б) читая книгу;
в) читающий книгу.

Слайд 13

8. Укажите предложение (или предложения) с деепричастным оборотом:

а) Девочка смотрела не мигая в окно.

б) Мы шли по тропинке пересекавшей поле.

в) Собака почуяв меня насторожилась.

Слайд 14

9. Какие слова пишутся с не раздельно?

а) (не)уставая;

б) (не)увидев;

в) (не)годуя;

г) (не)выспавшийся.

Слайд 15

10. Не пишется слитно:

а) (не)понимая смысла,

б) (не)освещённый солнцем,

в) (не)взлюбив падчерицу,

г) (не)подготовив доклада.

- Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы.

Слайд 16

- Следующее препятствие - Мост Суффиксов (буквенный диктант), чтобы его пройти, необходимо выполнить следующее задание: выписать суффикс, указать суффиксы деепричастий совершенного вида.

Слайд 17

1. Встретив
2. Любя
3. Делая
4. Выполнив
5. Будучи
6. Засмеявшись
7. Повысив
8. Играючи
9. Улёгшись
10. Услыша

1. -в, С
2. -я
3. -я
4. -в, С
5. -учи
6. -вши, С
7. -в, С
8. -ючи
9. -ши, С
10.-а

- Проверим (проверка на экране). Подсчитайте количество плюсов и поставьте в оценочные листы. Итак, ребята, мы прошли уже 2 станции, устали?

Слайд 18

- Следующая остановка - Остров Отдыха (сообщение). Здесь мы прослушаем подготовленное сообщение по теме.

Слайд 19

Сообщение:

В современной лингвистике несколько точек на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни учёные считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т.п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного - склоняются (изменяются по числам, родам, падежам), Возьмём, к примеру, причастия.
Они образуются от глагола (краснеть - краснеющий), но изменятся, как имена прилагательные - по числам, родам и падежам:

  • Красная щека - краснеющая щека,

  • Красные щёки - краснеющие щёки,

  • Красным щекам - краснеющим щекам.

А деепричастия совсем не изменяются, как наречия (краснеть - краснея).

Эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.

- Что нового вы узнали из этого сообщения? (Некоторые учёные причастия и деепричастия относят к особой форме глагола, а некоторые - к самостоятельной части речи).

- Отправляемся дальше.

Слайд 20

- Вышли мы на Дорогу Умений.

Слайд 21

- Первое задание выполняем в парах - решаем кроссворд, который лежит у вас на партах (по вариантам).

Задание - впишите в клетки деепричастия, образованные от глаголов.

  1. Оглядываться (несов. в.)
    2. Сверкать(несов. в.)
    3. Уметь(несов. в.)
    4. Купить (сов. в.)
    5. Прочитать (сов. в.)
    6. Увидеть (сов. в.)
    7. Назначать (несов. в.)
    8. Оторваться (сов. в.)
    9. Освободить (сов. в.)
    10. Стучать (несов. в.)
    11. Играть (несов. в.)
    12. Ехать (несов. в.)

Урок по теме Деепричастие

Слайд 22

- Проверяем выполнение задания - поставьте "+", если у вас всё верно.

Слайд 23

- Следующее задание графический диктант - вам надо определить слитно или раздельно пишется НЕ деепричастиями и другими частями речи. Вспомните алгоритм, которым мы пользовались на уроке (1. Определить часть речи. 2.Определить слитно или раздельно НЕ пишем).

- У кого возникли вопросы? Приступаем к выполнению задания.

1. (не)брежный
2. (не)покорённый
3. ещё (не)вспаханный
4. (не)застроен
5. (не)виданный
6. (не)навидя
7. (не)спеша
8. (не)просмотренный мною
9. (не)сверкая
10.(не)счастье, а горе

1. слитно +
2. слитно +
3. раздельно -
4. раздельно -
5. слитно +
6. слитно +
7. раздельно -
8. раздельно -
9. раздельно -
10.раздельно -

- Выполнили, проверим (на экране), не забудьте поставить количество "+" в оценочные листы.

Слайд 24

Выборочный диктант - выписать деепричастия.

Диктант читается учителем, учащиеся выписывают деепричастия, слушая внимательно диктант. (отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуяв,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…

Слайд 25

- Проверяем выписанные деепричастия, поставьте "+".

Слайд 26

- Итак, ребята, мы пришли во Дворец Навыков, интересно, какое задание подготовлено нам.

Слайд 27, 28

Задание: правильно ли расставлены знаки препинания?

1. Некоторое время постоял он на крыльце, наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг.
2. Тяжело дыша, отец подошёл к дивану и, не раздеваясь, лёг.
3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём, работая в поле, вечером, возвращаясь к домику лесника.

Слайд 29,30

4. Женька сидел, подняв колени к подбородку и обхватив их, узкие штаны его вздёрнулись, открывая тонкие ноги.
5. Марья Павловна стояла подле него, прислоняясь к берёзе и заложив назад руки.

- Проверьте правильность своих ответов, поставьте "+" в оценочные листы.Вот и закончилось наше путешествие, пора подводить итоги.

III. Подведение итогов

Слайд 31

- Посчитайте итоговое количество плюсов. Максимально их может быть - 42.
Составьте пропорцию, решите её, определите, какой процент правильных ответов вы заработали и в соответствии с критериями выставьте себе оценки за сегодняшний урок в оценочные листы. Подпишите листы и передайте на первую парту.

IV. Рефлексия

- Проведём рефлексию, передаём талисман успешности, у кого он в руках, тот говорит о плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.

(или 2 вариант)

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я теперь могу…

5. я научился…

6. у меня получилось…

7. мне захотелось…

8. я попробую…

9. я смог…

10.урок дал мне для жизни…

Слайд 32

- Спасибо за урок!

Литература:

1. Русский язык. 7 класс. Учебник. Под редакцией Н.М. Шанского. Просвещение. Москва - 2002.

2. С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. Пособие для учащихся. Дрофа. Москва - 2002.
3. А.Т.Арсирий и др. Материалы по занимательной грамматике. Русский язык. ч.1. М., Учпедгиз, 1963.
4. А.С.Хазанова, Л.В.Цвейг. Русский язык. ч.1. Владос. М.1995.
5. В.А.Иванова и др. Занимательно о русском языке. Просвещение.М.1990.



© 2010-2022