Программа самореализации личности (система заданий)

"Описание материала: "Программа самореализации личности включает в себя систему заданий по русской литературе (в частности по теме - «Современность формулы «Горе от ума», вынесенной А.С. Грибоедовым в заглавие своей бессмертной пьесы»). В методической разработке представлены разные виды заданий. Учащимся предлагается выполнить их и выразить свое отношение к ним. Виды заданий: - Наблюдаем за развитием образа главного героя.- Учимся сравнивать,- Учимся анализировать произведение,- Работаем с лит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа самореализации личности

(система заданий по русской литературе)


Современность формулы «Горе от ума», вынесенной А. С. Грибоедовым

в заглавие своей бессмертной комедии



Комедия «Горе от ума»

держится каким-то особняком

в литературе и отличается

моложавостью, свежестью

и более крепкой живучестью от

других произведений слова.

И. А. Гончаров

Уважаемые учащиеся!

В русской литературе комедия А. С. Грибоедова занимает особое место. Ни до, ни после - никто не смог с такой блестящей иронией, часто переходящей в сатиру, изобразить нравы, быт России начала ХIХ века. В представлении современников, потрясенных трагической гибелью писателя, это название наложилось на судьбу самого Грибоедова. Давайте рассмотрим некоторые ключевые моменты этой пьесы, выполним разные виды заданий и выразим свое отношение к ним.

Виды заданий

Мое отношение

1.

Наблюдаем за развитием образа главного героя

2.

Учимся сравнивать

3.

Учимся анализировать произведение

4.

Работаем с литературоведческим термином

5.

Сравниваем литературно-критические статьи

6.

Ищем связи между видами искусств

7.

Устанавливаем межпредметные связи

8.

Учимся делать выводы, сравнивая разные точки зрения

9.

Учимся объяснять замысел автора

Условные обозначения: ! - интересно, ? - трудно, * - неинтересно


  1. Наблюдаем за развитием образа главного героя.

Чацкий врывается стремительно с первых же минут действия, но в течение пьесы постепенно остывает, прозревает, понимая, что за время его отсутствия многое изменилось.

- Назовите реплики Чацкого в 7 явлении 1 действия (все седьмое явление ритмически распадается на несколько стихотворных периодов, границами которых служат строки, исчерпывающие ту или иную реплику. Таких ритмических «код» в сцене пять) и в 3, 10, 13, 14 явлениях 4 действия.

2. Учимся сравнивать.

Сопоставьте комедии «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова и подготовьте сообщения: что общего у Стародума и Чацкого? Чем отличаются они друг от друга? В чем сходство и в чем различие Фамусова и Скотинина?

3. Учимся анализировать произведение.

Представьте, что вы режиссер-постановщик спектакля по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Какие задачи вы поставите перед собой и актерами?

- проанализируете систему образов в пьесе?

- определите роль Чацкого по отношению к другим персонажам? (Его появление, реплики, монологи, прощание).

- обратите внимание на композицию пьесы?

- подчеркнете противопоставление «века нынешнего с веком минувшим»?

- выделите любовную линию и дадите ей характеристику как структурологической составляющей?

Добавьте, если вам это нужно, свои задачи или расставьте предложенные в нужном вам порядке.

  1. Работаем с литературоведческим термином.

Вспомните определение классицизма. Пользуясь литературоведческим словарем, назовите основные черты драматургии классицизма. Соблюдены ли они в комедии «Горе от ума»?


  1. Сравниваем литературно-критические статьи.

Даем характеристику Софье на основе анализа отрывка из статьи И. А. Гончарова и современного литературоведа В. Соловьева.

И. А. Гончаров «Мильон терзаний»

В. Соловьев

«Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».

«Софья своими молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова - карьера Молчалина кажется ей перспективнее банальной карьеры Скалозуба».

Какая точка зрения вам ближе? Почему?


  1. Ищем связи между видами искусств.

Посмотрите отрывок из комедии «Горе от ума» в постановке Малого театра (реж. М. Царев). Сравните трактовку образа Чацкого в исполнении В. Соломина с мнением режиссера Г. Товстоногова (БДТ, г. Санкт-Петербург). «…Никто не умирает, Чацкий уезжает в собственной карете, есть все основания думать, что он найдет в себе силы жить и бороться дальше. Но это будет другой Чацкий…»

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли с ними?

Программа самореализации личности (система заданий)

Программа самореализации личности (система заданий)


  1. Устанавливаем межпредметные связи.

Историческая справка. Вехи карьерного роста военного министра Аракчеева.

В 1817 году В. Ф. Раевский, которого впоследствии называли «первым декабристом», ушел с военной службы. Свой поступок он объяснял так: «Железные кровавые когти Аракчеева сделались уже чувствительны повсюду… Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности…». В 1818 году в отставку вышел и К. Ф. Рылеев, сказав: «для нынешней службы нужны подлецы». Что роднит Чацкого с этими людьми?


  1. Учимся делать выводы, сравнивая разные точки зрения.

Пушкин

Якушкин

Катенин

Чацкий

«Все, что говорит он (Чацкий), - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подоб.»

Декабрист, из воспоминаний: «Члены Союза Благоденствия стремились при всех случаях греметь против диких учреждений, какова палка, крепостное состояние и проч."

Поэт, член тайного общества, из письма другу: «Обязанность теперь стоять за себя и за правое дело, говорить истину не заикаясь, смело хвалить хорошее и обличать дурное… повторять непременно, чтобы плуты не могли притворяться, будто их слыхали, заставить их сбросить личину, выйти на поединок и, как выйдут, забить их до полусмерти».

Внимательно прочитайте мнение Пушкина о Чацком. Пушкин, безусловно, прав в том, что Фамусов, Скалозуб, гости Фамусова - это люди, враждебные Чацкому. Но разве не понимал этого Чацкий? Почему же он все-таки обращался к этим людям, спорил с ними?

Заполните таблицу словами Чацкого. Готовясь к ответу, используйте высказывания современников Грибоедова - поэта Катенина и декабриста Якушкина.


  1. Учимся объяснять замысел автора.

Смысл названия комедии заключен в названии. Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии - «Горе уму»?

Программа самореализации личности (система заданий)

Декабрист Ф. Глинка писал об уме своих единомышленников:

И молодые офицеры,

Давая обществу примеры,

Являлись скромно в блеске зал.

Их не манил летучий бал

Бессмысленным кружевным шумом:

У них чело яснелось думой,

Из-за которой ум сиял…

Влюбившись от души в науки

И сбросив шпагу, спать в ножнах,

Они в их дружеских семьях

Перо и книгу брали в руки,

Сбираясь, по служебном дне,

На поле мысли, в тишине.

Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл?

Подумайте и составьте опорную схему, добавьте свое понятие «ума».

«Ум» в комедии - это…







«ум» - нравственная категория

«ум» - учение, знание, воспитание и т.д.

«ум» - «уменье жить»

«ум» -

«ум» -



© 2010-2022