- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа самореализации личности (система заданий)
Программа самореализации личности (система заданий)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сабадаш С.Л. |
Дата | 15.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Программа самореализации личности
(система заданий по русской литературе)
Современность формулы «Горе от ума», вынесенной А. С. Грибоедовым
в заглавие своей бессмертной комедии
Комедия «Горе от ума»
держится каким-то особняком
в литературе и отличается
моложавостью, свежестью
и более крепкой живучестью от
других произведений слова.
И. А. Гончаров
Уважаемые учащиеся!
В русской литературе комедия А. С. Грибоедова занимает особое место. Ни до, ни после - никто не смог с такой блестящей иронией, часто переходящей в сатиру, изобразить нравы, быт России начала ХIХ века. В представлении современников, потрясенных трагической гибелью писателя, это название наложилось на судьбу самого Грибоедова. Давайте рассмотрим некоторые ключевые моменты этой пьесы, выполним разные виды заданий и выразим свое отношение к ним.
№
Виды заданий
Мое отношение
1.
Наблюдаем за развитием образа главного героя
2.
Учимся сравнивать
3.
Учимся анализировать произведение
4.
Работаем с литературоведческим термином
5.
Сравниваем литературно-критические статьи
6.
Ищем связи между видами искусств
7.
Устанавливаем межпредметные связи
8.
Учимся делать выводы, сравнивая разные точки зрения
9.
Учимся объяснять замысел автора
Условные обозначения: ! - интересно, ? - трудно, * - неинтересно
-
Наблюдаем за развитием образа главного героя.
Чацкий врывается стремительно с первых же минут действия, но в течение пьесы постепенно остывает, прозревает, понимая, что за время его отсутствия многое изменилось.
- Назовите реплики Чацкого в 7 явлении 1 действия (все седьмое явление ритмически распадается на несколько стихотворных периодов, границами которых служат строки, исчерпывающие ту или иную реплику. Таких ритмических «код» в сцене пять) и в 3, 10, 13, 14 явлениях 4 действия.
2. Учимся сравнивать.
Сопоставьте комедии «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова и подготовьте сообщения: что общего у Стародума и Чацкого? Чем отличаются они друг от друга? В чем сходство и в чем различие Фамусова и Скотинина?
3. Учимся анализировать произведение.
Представьте, что вы режиссер-постановщик спектакля по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Какие задачи вы поставите перед собой и актерами?
- проанализируете систему образов в пьесе?
- определите роль Чацкого по отношению к другим персонажам? (Его появление, реплики, монологи, прощание).
- обратите внимание на композицию пьесы?
- подчеркнете противопоставление «века нынешнего с веком минувшим»?
- выделите любовную линию и дадите ей характеристику как структурологической составляющей?
Добавьте, если вам это нужно, свои задачи или расставьте предложенные в нужном вам порядке.
-
Работаем с литературоведческим термином.
Вспомните определение классицизма. Пользуясь литературоведческим словарем, назовите основные черты драматургии классицизма. Соблюдены ли они в комедии «Горе от ума»?
-
Сравниваем литературно-критические статьи.
Даем характеристику Софье на основе анализа отрывка из статьи И. А. Гончарова и современного литературоведа В. Соловьева.
И. А. Гончаров «Мильон терзаний»
В. Соловьев
«Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
«Софья своими молодыми и зоркими глазами видит лучше и дальше Фамусова - карьера Молчалина кажется ей перспективнее банальной карьеры Скалозуба».
Какая точка зрения вам ближе? Почему?
-
Ищем связи между видами искусств.
Посмотрите отрывок из комедии «Горе от ума» в постановке Малого театра (реж. М. Царев). Сравните трактовку образа Чацкого в исполнении В. Соломина с мнением режиссера Г. Товстоногова (БДТ, г. Санкт-Петербург). «…Никто не умирает, Чацкий уезжает в собственной карете, есть все основания думать, что он найдет в себе силы жить и бороться дальше. Но это будет другой Чацкий…»
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли с ними?
-
Устанавливаем межпредметные связи.
Историческая справка. Вехи карьерного роста военного министра Аракчеева.
В 1817 году В. Ф. Раевский, которого впоследствии называли «первым декабристом», ушел с военной службы. Свой поступок он объяснял так: «Железные кровавые когти Аракчеева сделались уже чувствительны повсюду… Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности…». В 1818 году в отставку вышел и К. Ф. Рылеев, сказав: «для нынешней службы нужны подлецы». Что роднит Чацкого с этими людьми?
-
Учимся делать выводы, сравнивая разные точки зрения.
Пушкин
Якушкин
Катенин
Чацкий
«Все, что говорит он (Чацкий), - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подоб.»
Декабрист, из воспоминаний: «Члены Союза Благоденствия стремились при всех случаях греметь против диких учреждений, какова палка, крепостное состояние и проч."
Поэт, член тайного общества, из письма другу: «Обязанность теперь стоять за себя и за правое дело, говорить истину не заикаясь, смело хвалить хорошее и обличать дурное… повторять непременно, чтобы плуты не могли притворяться, будто их слыхали, заставить их сбросить личину, выйти на поединок и, как выйдут, забить их до полусмерти».
Внимательно прочитайте мнение Пушкина о Чацком. Пушкин, безусловно, прав в том, что Фамусов, Скалозуб, гости Фамусова - это люди, враждебные Чацкому. Но разве не понимал этого Чацкий? Почему же он все-таки обращался к этим людям, спорил с ними?
Заполните таблицу словами Чацкого. Готовясь к ответу, используйте высказывания современников Грибоедова - поэта Катенина и декабриста Якушкина.
-
Учимся объяснять замысел автора.
Смысл названия комедии заключен в названии. Как вы думаете, почему Грибоедов отказался от первоначального названия комедии - «Горе уму»?
Декабрист Ф. Глинка писал об уме своих единомышленников:
И молодые офицеры,
Давая обществу примеры,
Являлись скромно в блеске зал.
Их не манил летучий бал
Бессмысленным кружевным шумом:
У них чело яснелось думой,
Из-за которой ум сиял…
Влюбившись от души в науки
И сбросив шпагу, спать в ножнах,
Они в их дружеских семьях
Перо и книгу брали в руки,
Сбираясь, по служебном дне,
На поле мысли, в тишине.
Можно ли утверждать, что автор «Горя от ума» и Ф. Глинка вкладывали в понятие «ум» один и тот же смысл?
Подумайте и составьте опорную схему, добавьте свое понятие «ума».
«Ум» в комедии - это…
«ум» - нравственная категория
«ум» - учение, знание, воспитание и т.д.
«ум» - «уменье жить»
«ум» -
«ум» -