Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка и литературы

Методические рекомендации для учителей  по использованию возможностей интерактивного оборудования, конкретно возможности на уроках русского языка и литературы. Представлены варианты и результаты использования информационно-коммуникативных технологий.Цель: добиться сознательного усвоения знаний  учащимися через использование ИКТ.Это стало возможно с 2008 года и на сегодняшний день есть результаты: повышение мотивации, активное восприятие, лучшее запоминание учебного материала.Весь материал систем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окина А. Н.,

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа №6 города Зыряновска

Использование интерактивного оборудования

на уроках русского языка и литературы

Помочь учителю в решении этих непростых задач может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Цель, которую я перед собой поставила: добиться сознательного усвоения знаний учащимися, используя в образовательном процессе элементы информационно-коммуникационных технологий. Это стало возможным в 2008 год, когда поступившее интерактивное оборудование установили в кабинете, где работала я.

Сначала это было использование уже готовых презентаций на электронных носителях мультимедийного обеспечения. Сегодня у меня имеется большое количество таких носителей, которые охватывают практически все разделы русского языка, литературы Очень удобно при изучении нового материала: ярко, готовые схемы, таблицы, видео фрагменты, аудио комментарии. И сразу результат: повышение мотивации, активное восприятие и лучшее запоминание учебного материала учащимися. Однако, быстро выявились и противоречия:

  • мало действий по закреплению;

  • редкий контроль в виде небольших тестов;

  • один материал для учащихся разных классов (разные ступени обучения).

Поэтому начала составлять и использовать свои презентации. Помогают в работе материалы всероссийского Фестиваля педагогических идей, сайта «Про школу», «Коллеги» и др.

С появлением интерактивных средств возможности увеличились. Интерактивные методы обучения обладают способностью "откликаться" на действия участников образовательного процесса, "вступать" с ними в диалог.

Возможности интерактивного оборудования:

Ученик начинает работать активно: Первое время для учащихся - это игра, затем - инструмент для работы, т.к. дети быстро привыкают к "доске". Большой экран позволяет работать всем вместе, группами, индивидуально. Урок становится динамичнее.

У учеников многое получается: Учащиеся могут делать записи маркером, рисовать поверх изображения или текста, передвигать объекты, выделять главные мысли, конструировать, фиксировать свои наблюдения. Развиваются творческие способности учащихся, и растет уверенность в себе.

Различные стили обучения: Использование различных ресурсов. Визуальный и слуховой контакт. Использование моторики: можно двигать, рисовать, писать и т.п. Работа на всех этапах урока: изучение нового материала, закрепление знаний, контроль и коррекция. В программе Drag&drop (тащить и отпустить): соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание.

Внимание всего класса: Хорошая наглядность: большие рисунки и схемы, хорошо читаемый текст. Мобильность учителя: не надо бегать от компьютера к доске или быть обособленным от учащихся; он всегда обращен лицом к классу и всегда на виду. Использование "затемнение экрана" позволяет раскрывать информацию так, как захочется или как надо.

Экономит время: Одну презентацию можно использовать в разных параллелях при изучении одной темы. Одна презентация на блок уроков. Возможность внесения корректив "на месте". Большая коллекция готовых рисунков, схем, формул, видео и т.д. Показ слайдов в любом порядке. Работа на слайде и возможность сохранения изменений (можно вернуться к любому слайду и проанализировать правильность рассуждений или предположений).

Основные возможности программ для работы
с интерактивной доской на уроках русского языка и литературы

Возможности

Пример применения

Работа с разными цветами

Классификация, обобщение, сравнение, выделение "нужного", рефлексия…

Возможность делать записи на экране

Дописать части слов, членов предложения и др. исправление ошибки, найти соответствие…

Управление аудио и видео вложениями

Видеофрагменты по литературе, аудиофрагменты

Управление интерактивными программами

Схемы, цепочки превращений; дополнение и изменение информации…

Drag & drop (тащить и отпустить)

Конструирование предложений , текста,моделирование, классификация, группировка…

Выделение отдельных частей экрана

За шторкой: алгоритм или понятия, скрытые ответы или этапы; контроль знаний…

Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам

Итоговый тест по этапам урока или по теме; анализ ошибок; рефлексия…

Коллекция шаблонов и рисунков

Готовые рисунки, схемы, заливка экрана, динамические пособия…

Используя данную методику провожу:

  • Уроки-презентации по изучению нового материала, закреплению, контролю и коррекции знаний.

  • Анализ поэтического текста, анализ эпизода, морфологические и другие виды разбора предложений слов, текста

  • Интернет уроки (с использованием сайта Интернет-школа, на котором помещены разработки уроков с использованием интерактивного оборудования с разбивкой по этапам уроков. Такая система работы позволяет использовать оборудование не на всех этапах урока (требование САНПИН), а на отдельных его этапах.

Эффективность методики

  • Возможность структурирования обучения.

  • Возможность подачи материала небольшими порциями.

  • Возможность задавать много вопросов.

  • Возможность предусмотреть отступления и исправления.

  • Уровень заинтересованности и участия в работе обучающихся составляет не менее 80%.

  • Возможность предусмотреть постоянное применение знаний на практике.

Результаты использования ИКТ

  • Повысилась мотивация к учению.

  • Повысилась познавательная активность учащихся.

  • Рост объема выполненных на уроке заданий.

  • Интенсификация самостоятельной работы учащихся.

  • Помогает лучше оценить способности и знания ребенка и своевременно их скорректировать.

  • Способствует повышению самообразования учащихся.

  • Учащиеся выполняют свои презентации по изученным темам.

© 2010-2022