Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А. С. Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета

Перечувствовать и пережить написанную Пушкиным трогательную историю жизни и любви молодых людей: Татьяны, Ленского, Ольги; сопереживать и сочувствовать трагическим заблуждениям Онегина – вот главная задача, которую ставишь, начиная изучение романа «Евгений Онегин» в 9 классе. Пушкин – это, прежде всего чувство (…чувства добрые я лирой пробуждал…). Воспитание души на чтении Пушкина – вот цель желаемая. Своеобразной завязкой сюжета вступительных уроков пусть послужит пушкинское «…над вымыслом слез...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

С.Ульяновское Яшалтинского района Респулики Калмыкия





КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 9 КЛАССА НА ТЕМУ:

«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Система образов романа, «онегинская строфа». Особенности сюжета.









УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕЙ Е.Д.











2014 - 2015 учебный год.

ТЕМА УРОКА:


«Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Система образов романа, «онегинская строфа». Особенности сюжета.

Цели урока: Цели: 1) ознакомить учеников с творческой историей романа «Евгений Онегин»; показать, что «Евгений Онегин» - первый реалистический роман; дать понятие об «онегинской строфе»

2) развить художественный вкус учащихся; развить навыки конспектирования;

3) воспитать интерес к творчеству и личности писателя.

Это лучшее моё творение.

А.С.Пушкин

Ход урока.

I. Лекция учителя с элементами беседы:

1. Творческая история романа «Евгений Онегин».

Вопрос: Какие периоды творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?

  1. « Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница!» (Особенности жанра).

Вопросы: 1.Что это значит? Что такое роман?

2. Почему Пушкин назвал «Евгения Онегина» романом?

3. В чём особенности жанра романа в стихах?

2. «Онегинская» строфа: 14 стихов четырёхстопного ямба

I катрен: перекрёстная рифма (абаб)

II катрен: парная рифма (ввгг)
III катрен: кольцевая рифма (деде)
IVдвустишие: (жж)

Вопросы: 1. Что такое «онегинская» строфа?

2. Что побудило Пушкина к её созданию?

3. Сюжет романа.

1 особенность:

СКонспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.южет


Ленский - Ольга

Онегин - Татьяна

служит для развития не развивается ,

основного конфликта помогает Татьяне понять Онегина

… …

Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.2 особенность: главное действующее лицо - повествователь =

Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.Конспект урока по литературе для 9 класса Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин. Система образов, онегинская строфа, особенности сюжета.

спутник Онегина

Антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»

= лирические отступления - составная часть сюжета

3 особенность: образ повествователя раздвигает границы конфликта - в роман входит русская жизнь во всех её проявлениях.

  1. Композиция сюжета:

Глава 1 - развёрнутая экспозиция

Глава 2 - завязка 2-ой сюжетной линии

Глава 3- завязка 1-ой сюжетной линии

Глава 4 -

Глава 5

Глава 6 - кульминация и развязка 2-ой сюжетной линии

Глава 7

Глава 8-развязка 1-ой сюжетной линии

Важная композиционная особенность - открытость романа

Основной принцип организации романа - симметрия (зеркальность) и

параллелизм

II. С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. Работа со статьёй учебника «Реализм».

Домашнее задание: ответить на вопросы 1-3, подобрать материал для характеристики Онегина, Ленского, Татьяны и Ольги.

Задания к урокам по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

К уроку 2: Система образов романа. Онегин и Ленский.

  1. Расскажите об истории создания, жанре, «онегинской» строфе.

  2. Ответьте на вопрос: каковы особенности сюжета и композиции?

  3. Прочитайте 1-3 главы романа и подготовьтесь к ответам на вопросы

по 1 главе:

  1. С чего начинает свой роман Пушкин и в чём своеобразие такого начала?

  2. Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпрепро-вождение Онегина?

  3. Счастлив ли герой? (строфа 36)

  4. Какова причина его хандры?

  5. Пытается ли Онегин чем-то занять себя? Что из этого получается? (строфы 43-44)

  6. Кто виноват, что Онегин стал таким, каким мы его видим?

  7. Зачем автор дал социальную биографию героя и показал среду?

  8. Чему посвящено лирическое отступление в конце 1 главы, какова его роль?

по 2 главе:

  1. Для чего автор вводит героя в иную среду?

  2. Что сблизило Онегина с Ленским и в чём их различие? (Строфы 8-10, 13, 15-17)

  3. Обратите внимание на рассуждение автора о дружбе между людьми. (Строфа 14)

К уроку 3: Татьяна Ларина - нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.

Прочитайте 3-5 главы. Подготовьте ответы на вопросы

по 3 главе:

  1. Как и для чего описывает автор быт Лариных?

  2. Какое впечатление производит Татьяна Ларина? Почему в романе нет портрета героини?

  3. Зачем Пушкин рядом с Татьяной показывает её сестру Ольгу? (строфа 5)

  4. Какое впечатление произвела на Татьяну встреча с Онегиным? Почему? (Строфа 7)

  5. Что даёт для характеристики героини её разговор с няней?

  6. Прочитайте внимательно письмо Татьяны к Онегину. Как передано смятение Татьяны? Каким представляется ей Онегин?

по 4 главе:

  1. Как отнёсся Онегин к письму Татьяны? (Строфа 11).

  2. Прочитайте монолог Онегина. Что это: нравоучение или исповедь? (Строфы 17-18).

  3. Что представляют собой 19-22 строфы? Какова их роль?

  4. Что было после свидания в саду? (Строфы 23-24)

  5. В каких строфах Пушкин «изобразил свою жизнь»?

  6. Как и почему изображена природа? (Строфы 42-44)

По 5 главе:

  1. Почему эпиграфом к этой главе автор взял слова в.А.Жуковского из бал-

лады «Светлана»? Обратите внимание на главы 10-21 (сон Татьяны).

  1. В строфе 4 обозначена одна из самых главных черт Татьяны. Какая?

  2. Для чего автор подробно описывает именины Татьяны? Строфы 10-21).

К уроку 4: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Прочитайте главы 6-8 и ответьте на вопросы:

  1. Как вы оцениваете поведение Онегина в истории дуэли с Ленским?

  2. Как сам Пушкин относится к Ленскому? Какие два варианта возможной судьбы Ленского изображены Пушкиным и какую он считал более вероятной?

  3. Прочитайте лирическое отступление в конце 6 главы. Как связано размышление автора с образом Ленского?

  4. Случайны ли пейзажи в 5 (строфы 1-2) и 7(строфы 1. 29-30) главе?

  5. Как отразилась эволюция образа Онегина в обстановке его кабинета, в подборе книг? (Глава 7, строфы 21-24 и начало 25 строфы).

  6. Поняла ли Татьяна Онегина? Какую роль сыграло для Татьяны посещение дома Онегина?

  7. Как изменился духовный облик Онегина? (глава 8, строфа 8)

  8. В чём изменилась Татьяна? В чём она осталась «прежней Таней»?

  9. Сравните письмо Онегина с письмом Татьяны. Чем они похожи? В чём Онегин прав и в чём ошибается?

  10. Обратитесь к монологу Татьяны. Верит ли она в возможность взаимной любви? В чём она упрекает Онегина и как понимает его отношение к ней?

  11. Как раскрывает Пушкин проблему любви и долга в понимании Татьяны?

К уроку 5: Образ автора в «Евгении Онегине». Лирические отступления в романе.

1) Вспомните, о чём идёт речь в лирических отступлениях?

2) Как они характеризуют самого автора и его отношение к героям романа?

3) Каковы литературные взгляды Пушкина, высказанные в романе? (Глава 3,

строфы 11-12, 13-14; глава 1, строфы 57-59

4) Как мысли о смене поколений (последние строфы 2-ой главы) перекликаются со стихотворениями поэта

«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «Вновь я посетил…»?

5) С чем связано прощание с юностью в конце 6-ой главы?

6) В каких строфах главы 7 выражены патриотические чувства поэта?

К уроку 6: Пушкинская эпоха в романе. Роман А.С.Пушкина - «энциклопедия русской

жизни». Реализм романа.

  1. Сравните петербургское дворянство (глава 8) с поместным (главы 2 и 4) и московским (глава 7).

  2. Составьте тезисы или конспект статей 8 и 9 В.Г.Белинского о романе Пушкина.

  3. Подготовьте выступления на темы: «Белинский о романе», «Белинский об Онегине», «Белинский о Татьяне»

Опирайтесь на вопросы: 1) Почему Белинский называет роман «в выс-

шей степени народным произведением»? «самым задушевным произве-

дением Пушкина?

2. Как определяет критик основные черты образа Онегина, Татьяны?

3. Почему он называет Татьяну существом исключительным?

4. Что сделало Онегина «эгоистом поневоле», «страдающим эгоистом»?


© 2010-2022