Урок по литературе Суд над Хлестаковым

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-суд над И.А. Хлестаковым, героем комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

9 класс

Цели:

I. Обучающая, практическая: проанализировать поведение Хлестакова и определить для чего Гоголь вводит в пьесу этого героя. Показать знание текста.

II. Развивающая: развивать мышление, речь, внимание учащихся, используя репродуктивные методы: 1) пересказ прочитанного 2) выполнение заданий с последующим обобщением 3) анализ событий, выявление причинно-следственных мотивов пьесы 4) работа с текстом произведения, переходящая в анализ прочитанного 5) нахождение подобного героя, как Хлестаков, в жизни

III. Воспитывающая: раскрыть отрицательное значение понятия «хлестаковщина»

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя: ребята, сегодня мы проведем урок-суд над героем пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» Иваном Александровичем Хлестаковым. Мы должны определить, какую роль играет Хлестаков в пьесе. Для чего Гоголь вводит этого героя в комедию.

II. Работа со словарями. Запись определения: (на доску) Комедия - драматическое произведение, высмеивающее отрицательные черты и свойства людей или общественные пороки.

III. Значит, опираясь на определение комедии, мы должны выяснить: что и в ком высмеивает Гоголь и какую роль играет Хлестаков в пьесе.

IV. Для ведения суда нам необходимы

1. Обвинители 5.Критики

2. Защитники 6.Судья(учитель)

3. Свидетели

4. Секретари

Слово судье:

-Обвинителям и заступникам прошу занять свои места.

- Суд над литературным героем И.А. Хлестаковым начинает свою работу.

- Слово предоставляется стороне обвинения (выступление обвинителей, которые должны, опираясь на текст пьесы, раскрыть образ Хлестакова по плану: 1) образ жизни героя 2) причина его нахождения в этом городе 3) нравственные качества героя)

- Слово предоставляется стороне защиты (Хлестаков глуп, не догадывается сразу, что его принимают не за того. Деньги плывут ему в руки. Чиновники города сами добровольно дают ему деньги, т.к. считают его за ревизора).

- Вызываются свидетели:

1) городничный города Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Вопросы: 1) Когда вы впервые встретились с Хлестаковым?

2) С какой целью вы пришли к Хлестакову в гостиницу?

3) Расскажите все по делу Хлестакова

4) Какую сумму вы дали Хлестакову в трактире?( 400) А когда Хлестаков уезжает, какую сумму вы даете ему?(400)

2) Вызывается Артемий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений

- С какой целью вы пришли в дом к городничему для встречи с Хлестаковым? Сколько денег вы дали Хлестакову в долг?(400 руб.).

3) ВызываетсяАммос Федерович Ляпкин-Тряпкин - судья города.

- Вы также приняли Хлестакова за ревизора?

- Какую сумму денег вы дали Хлестакову? (300 руб.).

4) В качестве свидетеля вызывается

Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ.

- Почему при встрече с Хлестаковым вы боитесь этого человека?

- Считаете его ревизором?

- Почему даете деньги? Сколько? (300 руб.)

5) Пригласите Ивана Кузьмича Шпекина -почтмейстера города.

- Были ли вы знакомы с Хлестаковым раньше до вашей встречи с ним в доме городничего? (нет)

- А почему же вы даете незнакомому человеку 300 руб.?

6) Пригласите Петра Ивановича Бобчинского и Петра Ивановича Добчинского.

- Почему вы решили, что Хлестаков является ревизором?

- С какой просьбой вы П.И. Добчинский обратились к Хлестакову?

- Давали ли вы деньги, господа? (Бобчинский - 40 руб., Добчинский - 25 руб.)

- А сколько просил Хлестаков? (1000 руб.)

Судья:

Итак, из показаний свидетелей, чиновников города, мы узнаем, что Хлестаков Иван Александрович получил от чиновников 2165 рублей. Чиновники признали, что Хлестакову они давали деньги в виде взятки, так как считали его ревизором.

Объявляется перерыв на перемену.

2 урок.

Слово судьи:

- Заседание суда продолжается

1) Слово предоставляется обвинению:

- Скажите, уважаемые господа-обвинители, в чем вы можете обвинить Хлестакова? (в обмане простых граждан города: купцов, унтер-офицерши, слесарши)

2) Заслушивание показаний купцов:

- С какой просьбой вы пришли к Хлестакову?

- Помог ли он вам?

- Давали ли вы ему деньги? (500 руб.)

3) Заслушивание унтер-офицерши и слесарши.

- О чем просили вы, госпожа унтер-офицерша, Хлестакова?

- В чем заключалась ваша просьба, госпожа слесарша?

4) Слово защите.

5) Обращение судьи к присутствующим в зале:

- Имеется ли у присутствующих какие-либо показания по делу Хлестакова?

6) Выступление Анны Андреевны (жены городничего) и Марьи Антоновны (дочери городничего)

- Что вы можете сказать по делу Хлестакова? (Хлестаков посмеялся над нашими чувствами. Сначала он признался в любви Марье Антоновне, а потом и Анне Андреевне.Обещал жениться на Марье Антоновне).

7) Слово обвинению:

- Как вы оцениваете поступок Хлестакова? (он плут, легкомысленный человек, врун. Знает , что уедет, что не женится, но продолжает врать, называя жену городничего «маменькой», обещает им вернуться завтра или послезавтра.)

8) Слово защите:

- Жена городничего не против пофлиртовать с Хлестаковым. Она легкомысленна. Дочь тоже глупа, вся в маму. Они обе трещотки, постоянно соперничают .

9) Слово судьи:

- Сегодня на суде у нас присутствует ещё один важный свидетель - это критик Виссарион Григорьевич Белинский, который выскажет свою точку зрения на поступки Хлестакова.

10) Выступление критика (Хлестаков нужен был Гоголю для того, чтобы высмеять общественные пороки чиновничьей России. Хлестаков - человек с недостатками)

11) Слово судьи:

- Имеются ли в пьесе честные герои? (Да, есть. Это СМЕХ.Смех помогает нам понять содержание пьесы и разобраться в поступках и мотивах героев комедии.)

На доске записаны слова Н.В. Гоголя: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым». Значит каждый человек в определенные моменты своей жизни лжет или хвастается. Эти недостатки можно включить в понятие «хлестаковщина».

«Хлестаковщина» - это пустозвонство, вранье, плутовство, мошенничество, желание пожить за чужой счет. Хлестаковы не умирают, они будут живы и будут жить, пока существует человечество. Нужно бороться с проявлением «хлестаковщины» в себе. Поэтому на месте обвиняемого нет никого, потому что здесь может оказаться каждый из нас.

12) Задание на дом:

1. Написать сочинение: а) Хлестаковы в нашей жизни; б) Пороки Хлестакова; в) Чиновники города; г) «Честное благородное лицо» комедии.

2. Найти в произведениях художественной литературы героев, подобных Хлестакову.

13) Проверка заданий, данных секретарям суда в начале урока:

1. Записать кто обращался к Хлестакову за помощью и какой?

2. Записать суммы денег, полученных Хлестаковым от чиновников и жителей города.

3. Составить характеристику Хлестакова.

Рекомендации и подготовительная работа к уроку:

1. Деление класса на группы: а) обвинители; б) защитники; г) свидетели; д) секретари; е) критики.

2. Судьей должен быть учитель или хорошо подготовленный ученик.

3. Обвиняемый отсутствует.

4. Каждый готовит реквизит для своей роли, за что будет оценен дополнительной оценкой.

5. Артистизм учащихся нужно оценить отдельно.

6. При хорошей подготовленности к уроку ученик может получить три оценки за урок (кроме секретаря).

7. Роль секретарей исполняют слабые учащиеся класса, плохо знающие текст пьесы



© 2010-2022