Рабочая программа по русскому языку для 8 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеафанасовская средняя общеобразовательная школа» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

______/ Э.Р. Тимофеева

Протокол № 1 от

« 31 » августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

МБОУ«БольшеафанасовскаяСОШ»

______В.П.Семенова

« 31 » августа 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ

«Большеафанасовская СОШ

____________Е.М. Гараева

Приказ № _______ от

« 31 » августа 2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку, 8 класс

Тимофеевой Эльзы Раисовны,

учителя русского языка и литературы




Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению на заседании

педагогического совета

МБОУ «Большеафанасовская СОШ»

протокол № 1

от «31» августа 2015 г.

2015-2016 учебный год





Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 8 класса:

1. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеафанасовская средняя общеобразовательная школа» на 2014-2015уч.г., рассмотренного на педагогическом совете (протокол № 10 от 12 августа 2014 года) и утвержденного приказом № 49 от 12 августа 2014 года;

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Большеафанасовская средняя общеобразовательная школа» НМР РТ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.42.2821-10).

Программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:

  1. Стандарта основного общего образования по русскому языку;

  2. Примерной программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, откорректированной по содержанию в соответствии с требованиями стандарта;

  3. Программы общеобразовательных учреждений "Русский язык 5-9 классы" под ред.М.Т.Баранова, Л.А.Ладыженской, М.: "Просвещение" 2011 г.

2. Цели учебного курса:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно - ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о русском языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка, овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

3. Задачи учебного курса:

В современной школе русский язык имеет познавательно - практическую направленность, т.е. он даёт обучающимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Язык выполняет общепредметные задачи:

  • воспитание обучающихся средствами данного предмета;

  • развитие их логического мышления;

  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • формирование общеучебных умений.

4. Место предмета в учебном плане МБОУ «Большеафанасовская СОШ»:

Рабочая программа рассчитана на 105 учебных часов в год, 3 часа в неделю.

5. Уровень обучения: базовый

6. Формы организации учебного процесса, формы организации деятельности учащихся:

а) Фронтальная - формирование и укрепление классного коллектива. Обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Сочетается с индивидуальной формой.

б) Индивидуальная - самостоятельная работа учащегося:

- работа с карточками;

- работа у доски;

- выполнение упражнений.

в) Групповая - применяется для закрепления и повторения, изучения нового материала. Класс делится на группы, имеющие примерно одинаковую успеваемость и темп работы.

г) Парная - взаимопроверка.

7. Формы контроля:

- устная (беседа, опрос, контрольные вопросы);

- письменная (вопросники, тестирование, сочинение, изложение, словарный диктант, письмо по памяти, контрольный диктант);

-практическая (упражнения, грамматические задания, индивидуальные карточки-задания).

8. Формы промежуточной аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде тестирования.

9. Типы уроков, формы и методы проведения занятий:

Урок - сообщение новых знаний, где используются уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему. Учащиеся получают навыки публичного выступления, учатся отбирать материал, отстаивать свои взгляды, слушать друг друга.

Урок изучения нового материала.

Традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний.

Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний.

Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Объединенный (комбинированный) урок.

На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний.

10. Содержание программы:

Роль языка в жизни человека и общества. Функция русского языка в современном мире.

Повторение изученного в 5-7 классах. Фонетика. Связь фонетики с графикой и орфографией. Соблюдение основных орфографических норм. Безударные гласные в корне слова. Буквы ъ и ь знаки. Состав слова и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология и орфография.

Развитие речи. Строение текста. Стили речи. Сочинение - описание картины В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии».

Словосочетание как основная единица синтаксиса. Словосочетание, его строение и грамматическое значение. Синтаксические связи слов в словосочетании.

Предложение как основная единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения и способы их выражения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Знаки препинания и их функции. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Дополнение. Определение. Приложение. Основные виды обстоятельств.

Развитие речи. Сочинение по теме «Характеристика человека». Сжатое изложение с элементами сочинения. Изложение с элементами сочинения - рассуждения. Изложение «Прощание с Пушкиным».

Односоставные и неполные предложения. Основные виды односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Понятие о неполных предложениях.

Развитие речи. Изложение с элементами сочинения

Однородные члены предложения. Понятие об однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания и их функции. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Развитие речи. Сочинение по теме «Одна из достопримечательностей нашего края (города)».

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений. Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

Развитие речи. Сочинение - рассуждение на морально-этическую тему

Предложения с обособленными обстоятельствами. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Предложения с уточняющими обособленными членами. Обособление уточняющих членов предложения.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. Обращение и знаки препинания при нем. Вводные слова и предложения и знаки препинания при них. Вставные конструкции.

Развитие речи. Сочинение - рассуждение публицистического характера о пользе чтения

Соблюдение основных орфографических норм Повторим орфографию. Падежные окончания прилагательных, причастий и суффиксы причастий и деепричастий

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них. Способы передачи чужой речи. Предложения с косвенной речью. Цитаты и знаки препинания при них.

Развитие речи. Сочинение по картине К.Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых»

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. Словосочетание и предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания и их функции в предложениях с однородными членами. Обособленные члены предложения. Вводные слова, обращения, междометия.

Развитие речи. Стили русского литературного языка.

Учебно-тематическое планирование:

Наименование раздела

Кол-во часов


Провероч.работы

Форма

Роль языка в жизни человека и общества. Функция русского языка в современном мире.

1

-

-

Повторение изученного в 5-7 классах

10

1

Конт.диктант

Словосочетание как основная единица синтаксиса.

2

-

-

Предложение как основная единица синтаксиса

5

1

Тест

Двусоставное предложение. Главные члены предложения и способы их выражения

9

1

Тест

Второстепенные члены предложения и способы их выражения

8

1

Конт.диктант

Односоставные и неполные предложения

13

1

Тест

Однородные члены предложения

14

2

Тест, конт.диктант

Предложения с обособленными членами

20

3

Конт.диктант, тест, конт.работа

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

9

1

Конт.диктант

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь

6

-

-

Повторение изученного в 8 классе

8

2

Тест, конт.работа

Итого:

105

13


11. Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- слова с непроверяемыми орфограммами;

- виды словосочетаний, типы связи слов в словосочетаниях;

- группы односоставных предложений;

- структуру простого осложнённого предложения;

уметь:

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать словарные слова и слова с изученными орфограммами;

-находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами;

-ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных членах, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении; выделять вводные слова и вводные предложения;

-ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым;

-производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

-составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (предложениями), обращениями;

-пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

-определять тип и стиль текста;

-подробно, кратко и выборочно излагать тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников;

-писать сочинения - описания (сравнительная характеристика знакомых лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения - рассуждения на морально - этическую и на определённую темы;

-совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью, стилем; находить и исправлять речевые ошибки;

-создавать тексты публицистического стиля;

-уметь просто и доступно выступать перед слушателями по общественно важным темам;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально - культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

12. Оценка качества знаний обучающихся:

1. Оценивание устных ответов учащихся (учитывается полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, языковое оформление ответа).


Оценка

Требования по основным критериям

Полнота и правильность ответа

Степень осознанности, понимания

Языковое оформление ответа


«5»

Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.

Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.

Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.


«4»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.


«3»

Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.

Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.


«2»

Если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценивание диктантов (учитывается орфографическая и пунктуационная грамотность).

2.1. Оценивание контрольного словарного диктанта.

«5» - ошибки отсутствуют.

«4» - 1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

«2» - 5 и более ошибок.

2.2. Оценивание других видов диктантов.

При оценке диктантов важно учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубымотносятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни;

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще, колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды). Первые три однотипных ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено несколько ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной оценкой.

Нормы оценки за диктант.

Отметка. Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4, 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6.

3. Оценивание комплексной контрольной работы, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания. Выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).

Оценивание выполнения дополнительных заданий:

«5» - ученик выполнил все задания верно,

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий,

«3» - выполнено не менее половины заданий,

«2» - выполнено менее половины заданий.

4. Оценивание изложений и сочинений (учитывается умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; соблюдение языковых норм и правил правописания).

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

  1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли;

  2. полнота раскрытия темы;

  3. правильность фактического материала;

  4. последовательность и логичность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  1. разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  2. стилевое единство и выразительность речи;

  3. число речевых недочётов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта

Допускается:

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и остаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

2/2, или 1/3, или 0/4, а также две грамматические

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

4/4, или 3/5, или 0/7

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов

Допускаются ошибки:

7/7, или 6/8, или 5/9, или 8/6, а также 7 грамматических

При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

Если объём сочинения в полтора-два раза больше указанного выше, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы (повышение количество допустимых оценок на указанное число единиц). При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

13. Учебно-методическое и программное обеспечение:

Учебники:

Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2010г.

Дополнительная литература:

  1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. Универсальное издание. 8 класс. М.: «Вако», 2014 г.

  2. Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 8 классе. М.: «Просвещение», 2009 г.

  3. В.В.Бабайцева. Русский язык. Теория 5-9 кл. углубл.изуч.. - М.: Дрофа , 2012.; В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение. М: Дрофа, 2012 г.

  4. ГИА - 2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 40 вариантов /под редакцией И.П. Цыбулько - М.: Национальное образование, 2013 г.

  5. Конрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егораева. - М.: ВАКО, 2011 г.

Интернет ресурсы:

  1. edu.ru/ - "Российское образование" Федеральный портал.

  2. school.edu.ru/default.asp - "Российский общеобразовательный портал".

  3. it-n.ru/ - Сеть творческих учителей.


  1. festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

5. interneturok.ru/ru - Коллекция видеоуроков по основным школьным предметам.

  1. stranatalantov.com - Всероссийские конкурсы и олимпиады «Страна талантов».

  2. [email protected] - Центр развития «Литтерус».

  3. prostozdorovo.ru - Всероссийский информационно-развивающий портал «Просто здорово!».

  4. [email protected] - Образовательный портал «Кладезь знаний».

  5. farosta.ru - Всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады по школьным предметам «Фактор роста».

  6. rusoved.ru - Сообщество учителей русского языка и литературы «Русовед» и др.

  7. forumodar.ru - Форум содействия одаренной молодежи.

  8. центр-зит.рф - Центр знаний и технологий.

  9. olimpus.org.ru - Общероссийская предметная олимпиада «Олимпус».

  10. centrtalant.ru - Центр поддержки талантливой молодежи.

  11. infourok.ru - Материалы для учителей «Инфоурок».

  12. uchportal.ru - Учительский портал.

  13. erudit-rossii.ru - Всероссийский интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России».

  14. ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

  15. repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  16. gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.

  17. gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

  18. vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия

  19. som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

  20. ug.ru/ -«Учительская газета»

  21. pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

  22. schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  23. all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  24. mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  25. Навигатор. Грамота. ру navigator.gramota.ru/

  26. Русский филологический портал philology.ru/default.htm

  27. Русский язык и культура речи sibupk.nsk.su

  28. Толковый словарь В.И. Даля slova.ru/

  29. Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/

  30. Репетитор repetitor.h1.ru/programms.html

  31. Словесник slovesnik-oka.narod.ru/

  32. Тесты по русскому языку likbez.spb.ru/tests/

  33. Культура письменной речи likbez.h1.ru/


Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе


№ п/п

Тема урока


Кол-во

часов

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт


Роль языка в жизни человека и общества (1).

Функция русского языка в современном мире.

1

Знать роль русского языка как национального языка русского народа, функции языка в современном мире; уметь определять стили речи, признаки текста, пересказывать текст

02.09.14


Повторение изученного

в 5-7 классах (8+2).

Фонетика. Связь фонетики с графикой и орфографией.

1

Знать фонетический состав языка, порядок фонетического разбора, характеристику звуков; уметь производить фонетический разбор

03.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Безударные гласные в корне слова.

1

Знать основные орфографические нормы русского литературного языка; уметь находить орфограммы в тексте (безударные гласные в корне слова), соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

04.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Буквы ъ и ь знаки.

1

Знать основные орфографические нормы русского литературного языка; уметь находить орфограммы в тексте (разделительные ъ и ь знаки), соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

09.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Состав слова и словообразование.

1

Знать способы словообразования; владеть навыком словообразовательного и морфемного разбора слов; уметь строить словообразовательные цепочки

10.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Лексика и фразеология.

1

Знать основные лексические нормы русского литературного языка; уметь определять группы слов по значению, употреблению и происхождению; уметь объяснить значение фразеологических оборотов

11.09.14


Строение текста. Стили речи.

Р/Р. Подготовка к сочинению по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»

1

Знать признаки текста и особенности основных стилей речи;

Уметь собирать материал, систематизировать его, составлять план, отбирать языковые средства, редактировать написанное

16.09.14


Р/Р. Сочинение - описание картины В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии».

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

17.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Морфология и орфография.

1

Знать признаки различных частей речи; уметь определять часть речи по характерным для нее признакам, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

18.09.14


Соблюдение основных орфографических норм. Морфология и орфография.

1

Знать признаки различных частей речи; уметь определять часть речи по характерным для нее признакам, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

23.09.14


Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

1

Знать основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5-7 классах; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

24.09.14


Анализ контрольного диктанта.

Словосочетание как основная единица синтаксиса (2)

Словосочетание, его строение и грамматическое значение.

1

Знать основные признаки словосочетаний; Уметь вычленять словосочетания из предложения, владеть навыком определения главного слова в словосочетании, разбора словосочетания

25.09.14


Синтаксические связи слов в словосочетании


1

Знать виды связи в словосочетании;

Уметь определять виды связи слов в словосочетании, владеть навыком разбора словосочетания

30.09.14


Предложение как основная единица синтаксиса (4+1)

Строение и грамматическое значение предложений

1

Знать о строении и грамматическом значении предложения;

Уметь находить грамматическую основу предложения

01.10.14


Соблюдение основных орфографических норм. Повторим орфографию

( написание НЕ с разными частями речи)

1

Знать принципы слитного - раздельного написания НЕ с разными частями речи; соблюдать в практике письма основные правила орфографии

02.10.14


Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения.

Тест на тему: «Типы связи в словосочетаниях».

1

Знать о предложении, как основной единице синтаксиса, о грамматическом значении предложения, интонации;

Уметь определять виды предложений

07.10.14


Р/Р. Подготовка к сочинению по теме «Характеристика человека» (по упр. 95)

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

08.10.14


Простое предложение. Порядок слов в предложении. Логическое ударение.

1

Знать виды порядка слов в предложении;

Уметь с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; уметь выразительно читать текст

09.10.14


Двусоставные предложения (7+2)

Главные члены предложения и способы их выражения. Подлежащее.

1

Знать определение двусоставного предложения, главных членов предложения; Уметь выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения, правильно согласовывать подлежащее со сказуемым, составлять схемы предложений

14.10.14


Главные члены предложения и способы их выражения. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Знать определение сказуемого/простого глагольного сказуемого, его лексическое и грамматическое значение;

Уметь находить простое глагольное сказуемое, определять его форму и использовать её в разных стилях речи

15.10.14


Соблюдение основных орфографических норм. Повторим орфографию (правописание глаголов)

1

Уметь правильно писать суффиксы и личные окончания глаголов

16.10.14


Главные члены предложения и способы их выражения.

1

Знать лексическое и грамматическое значение составного глагольного сказуемого;

Уметь отличать простое глагольное сказуемое от составного сказуемого

21.10.14


Р/Р. Сжатое изложение с элементами сочинения.

1

Уметь составлять план, отбирать языковые средства, пересказывать исходный текст

22.10.14


Главные члены предложения и способы их выражения. Составное именное сказуемое.

1

Знать лексическое и грамматическое значение составного именного сказуемого;

Уметь различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способ выражения именной части, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов

23.10.14


Знаки препинания и их функции. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

Уметь расставлять тире между подлежащим и сказуемым, составлять предложения, в которых необходимо тире

28.10.14


Знаки препинания и их функции. Тире между подлежащим и сказуемым.

Тест на тему: «Типы сказуемых».

1

29.10.14


Р/Р. Изложение с элементами сочинения - рассуждения (по упр. 178)

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к услышанному

30.10.14


Второстепенные члены предложения и способы их выражения (6+2)

Дополнение.

1

Знать сведения о дополнении;

Уметь находить в тексте дополнения, определять способ выражения, роль в предложении

11.11.14


Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Определение.

1

Уметь находить в тексте определения; различать согласованные определения, определять способы их выражения, использовать в речи для характеристики предмета, явления, определения - эпитета как средства выразительной речи

12.11.14


Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Приложение.

1

Знать понятие о приложении как разновидности определения;

Уметь видеть в тексте приложения, отличать их от определений, использовать их как средство выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении

13.11.14


Р/Р. Подготовка к изложению.

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к услышанному

18.11.14


Р/Р. Изложение «Прощание с Пушкиным»

1

19.11.14


Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Основные виды обстоятельств.

1

Знать основные группы обстоятельств, определять способы их выражения;

Уметь использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности

20.11.14


Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Основные виды обстоятельств.

1

25.11.14


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

1

Знать основные понятия темы «Главные и второстепенные члены предложения»;

Уметь выделять в предложении главные и второстепенные члены, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

26.11.14


Анализ контрольного диктанта.

Односоставные предложения (11+2)

Основные виды односоставных предложений



1

Знать основные виды односоставных предложений;

Уметь определять грамматическую основу предложения

27.11.14


Односоставные предложения.

Определенно-личные предложения.

1

Знать определение определённо-личных предложений;

Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо-личные предложения

02.12.14


Односоставные предложения.

Неопределенно-личные предложения.

1

Знать определение неопределенно-личных предложений;

Уметь находить неопределённо-личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать неопределённо-личные предложения в разных стилях речи, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

03.11.14


Односоставные предложения.

Безличные предложения.

1

Знать способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

Уметь находить безличные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека и т.д., использовать синонимичную замену односоставных предложений двусоставными, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях

04.12.14


Односоставные предложения.

Безличные предложения.

1

09.12.14


Односоставные предложения.

Назывные предложения.

1

Знать определение назывных предложений; уметь определять роль назывных предложений в литературе, публицистике, составлять схемы предложений

10.12.14


Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

Знать материал по изученной теме;

Уметь производить синтаксический разбор

11.12.14


Обобщение по теме «Односоставные предложения»

1

16.12.14


Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

1

Знать изученный материал по теме «Односоставные предложения»;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

17.12.14


Анализ контрольной работы. Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях.

1

Знать определение неполных предложений; уметь определять роль неполных предложений, расставлять правильно знаки препинания в сложных предложениях, в составе которых есть неполные

18.12.14


Неполные предложения.

1

23.12.14


Р/Р. Подготовка к изложению с элементами сочинения

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к услышанному

24.12.14


Р/Р. Изложение с элементами сочинения

1

25.12.14


Однородные члены предложения (12+2)

Понятие об однородных членах предложения.


1

Знать особенности однородных членов предложения;

Уметь опознавать однородные члены, ряды однородных членов, правильно ставить знаки препинания, соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами

13.01.15


Однородные члены предложения.

Однородные и неоднородные определения.

1

Знать особенности однородных и неоднородных определений;

Уметь различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

14.01.15


Однородные члены предложения.

Однородные и неоднородные определения

1

12.01.15


Знаки препинания и их функции. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;

Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом

15.01.15


Знаки препинания и их функции. Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

20.01.15


Знаки препинания и их функции Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1

21.01.15


Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

1

Знать правила постановки знаков препинания при обобщающих словах;

Уметь находить обобщающее слово при однородных членах, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, составлять схемы предложений

22.01.15


Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1

27.01.15


Соблюдение основных орфографических норм. Повторим орфографию (Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях)

1

Знать условия выбора Н и НН в прилагательных, причастиях и наречиях;

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии

28.01.15


Р/Р. Сочинение по теме «Одна из достопримечательностей нашего края (города)».

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

29.01.15


Р/Р. Сочинение по теме «Одна из достопримечательностей нашего края (города)».

1

03.02.15


Обобщение по теме «Однородные члены предложения».

Тест на тему: «Обобщающие слова при однородных членах».

1

Знать изученный материал по теме «Однородные члены предложения»;

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

04.02.15


Обобщение по теме «Однородные члены предложения»

1

05.02.15


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами».

1

Знать изученный материал по теме «Однородные члены предложения»;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

10.02.15


Анализ контрольного диктанта.

Предложения с обособленными членами предложения (18+2). Обособленные определения и приложения.

1

Знать об обособлении как одном из способов смыслового выделения части предложения; Уметь проводить синонимическую замену обособленных членов, правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях и приложениях

11.02.15


Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

1

Знать общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений;

Уметь находить грамматические условия обособления определения, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, распространёнными приложениями, двумя (тремя) согласованными одиночными определениями, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах

12.02.15


Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений.

1

17.02.15


Обособленнее определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

1

Знать грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации при обособленных членах, интонационно правильно читать предложения с обособлениями

18.02.15


Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

Знать грамматические условия обособления определений и приложений, относящихся к личному местоимению;

Уметь правильно ставить знаки препинания при обособленных членах, интонационно правильно читать предложения с обособлениями, графически объяснять условия обособления

19.02.15


Обособление согласованных приложений.

1

Знать правила постановки знаков препинания при выделении обособленных согласованных приложений;

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами

24.02.15


Обособление согласованных приложений.

1

25.02.15


Знаки препинания и их функции. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1

Знать о постановке знаков препинания при союзе как;

Уметь правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как

26.02.15


Р/Р. Сочинение - рассуждение на морально-этическую тему

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

03.03.15


Р/Р. Сочинение - рассуждение на морально-этическую тему

1

04.03.15


Обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами предложения».

1

Знать материал по теме «Предложения с обособленными членами предложения»;

Уметь находить обособленные члены в предложении, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

05.03.15


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения

с обособленными определениями и приложениями».

1

Знать материал по теме «Предложения с обособленными членами предложения»;

Уметь находить обособленные члены в предложении, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

10.03.15


Анализ контрольного диктанта.

Предложения

с обособленными обстоятельствами.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

1

Уметь находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимичными конструкциями, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

11.03.15


Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами.

1

12.03.15


Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

Знать правила постановки знаков препинания при обстоятельствах, выраженных существительными с предлогами;

Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно ставить знаки препинания при них

17.03.15


Обобщение изученного по теме «Обособление обстоятельств».

Тест на тему: «Обособленные обстоятельства».

1

Знать материал по изученной теме;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

18.03.15


Предложения с уточняющими обособленными членами. Обособление уточняющих членов предложения.

1

Знать определение уточняющих членов, их особенности;

Уметь находить уточняющие члены предложения, выразительно читать предложения и правильно ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения

19.03.15


Предложения с уточняющими обособленными членами. Обособление уточняющих членов предложения.

1

31.03.15


Обобщение по теме «Предложения с обособленными членами предложения»

1

Знать теоретический материал по теме;

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, использовать конструкции в связной речи

30.03.15


Контрольная работа по теме «Предложения

с обособленными членами предложения».

1

Знать материал по изученной теме;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

01.04.15


Анализ контрольной работы.

Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями (7+2)

Обращение и знаки препинания при нем.

1

Знать особенности обращения;

Уметь находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, правильно ставить знаки препинания при обращении, выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию

02.04.15


Обращение и знаки препинания при нем.

1

07.04.15


Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

1

Знать понятие о вводных словах и вводных предложениях как средстве выражения субъективной оценки высказывания;

Уметь видеть и различать вводные слова по их значению, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, соблюдать интонацию при чтении таких предложений

09.04.15


Вводные слова и предложения и знаки препинания при них.

1

14.04.15


Р/Р. Подготовка к сочинению - рассуждению публицистического характера о пользе чтения

1





Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

15.04.15


Р/Р. Сочинение - рассуждение

публицистического характера о пользе чтения

1

16.04.15


Соблюдение основных орфографических норм. Повторим орфографию. Падежные окончания прилагательных, причастий и суффиксы причастий и деепричастий

1

Знать орфограммы; соблюдать в практике письма основные правила орфографии;

Уметь правильно писать падежные окончания прилагательных, причастий и суффиксы деепричастий

21.04.15


Вставные конструкции.

1

Знать определение вставных конструкций; Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

22.04.15


Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения

с обращениями,

вводными словами и междометиями».

1

Знать материал по изученной теме;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

23.04.15


Анализ контрольного диктанта.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (5+1)

Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

1

Знать понятие чужая речь и способы её передачи;

Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

28.04.15


Способы передачи чужой речи. Предложения с косвенной речью.

Контрольный словарный диктант.

1

Знать понятие косвенная речь;

Уметь различать прямую и косвенную речь, производить взаимозамену прямой и косвенной речи, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

29.04.15


Р/Р. Сочинение по картине К.Брюллова «Портрет сестер А.А. и О.А. Шишмаревых»

1

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

30.04.15


Цитаты и знаки препинания при них.

1

Знать понятие цитаты как разновидности прямой речи;

Уметь вводить в речь цитаты, соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

05.05.15


Цитаты и знаки препинания при них.

1

Знать понятие цитаты как разновидности прямой речи;

Уметь вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки препинания при цитировании

06.05.15


Повторение изученного по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь».

1

Знать материал по изученной теме;

Уметь правильно ставить знаки препинания

07.05.15


Повторение и систематизация изученного в 8 классе (7+1) Словосочетание и предложение.

1

Знать основные признаки словосочетаний и предложений

12.05.15


Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Знать понятия главных и второстепенных членов;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

13.05.15


Р/Р. Стили русского литературного языка. Русский речевой этикет.

1

Знать особенности стилей русского литературного языка;

Уметь соблюдать нормы русского речевого этикета

14.05.15


Знаки препинания и их функции в предложениях с однородными членами.

1

Знать изученный материал по теме «Однородные члены предложения»;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

19.05.15


Обособленные члены предложения.

Тест на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».

1

Знать изученный материал по теме «Обособленные члены предложения»;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации

20.05.15


Вводные слова, обращения, междометия

1

Знать изученный материал по теме «Вводные слова, обращения, междометия»;

Уметь применять правила постановки знаков препинания, правила правописания

21.05.15


Итоговая контрольная работа. Промежуточная аттестация.

1

Знать теоретический материал, изученный в течение года;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

26.05.15



Итоговый урок. Анализ итоговой контрольной работы.

1

Знать теоретический материал, изученный в течение года;

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

27.05.15

ИТОГО

105ч.


© 2010-2022