Рабочая программа по литературе в 9 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Манычская средняя общеобразовательная школа»



Принята

Педагогическим советом

МБОУ «Манычская СОШ»

Протокол №___ от______


Утверждено

Директор МБОУ «Манычская СОШ»

_______ /Казначеев С. Г./

Приказ №____от________

Согласовано

Руководитель ШМО

_________ /Репко Л.И. /

Протокол №___от_______


Согласовано

Заместитель директора МБОУ «Манычская СОШ»

_______ /Казначеева Н. А./

«_______» __________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_______Литература_______

(наименование учебного предмета (курса)


_______9 класс________

(уровень образования)

_______2014-2015 учебный год_____

(срок реализации программы)




Репко Людмила Ивановна

высшая квалификационная категория.



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы

Рабочая программа по литературе в 9 классе на 2014-2015 учебный год.

Разработчик программы

Репко Людмила Ивановна, образование высшее, Ставропольский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет, 1976 г, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель Республики Калмыкия.

Нормативно-правовые документы,

базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога.

1.Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

4.БУП -2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

5.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

6.Программы общеобразовательных учреждений по литературе

5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2012г.

7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;

9. Учебный план МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Цель программы

Курс литературы направлен на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

-освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведении русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умение выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком

Задачи курса.

-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

-воспитание культуры речи учащихся.

-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

-обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

-различение художественных произведений в их жанровой и родовой специфике;

-осмысление роли художественной детали, её связи с другими деталями т и текстом в целом;

-видение конкретно-исторического и символического значения литературных образов;

-сопоставление жизненного материала и художественного сюжета произведения;

-выявление конфликта и этапов его развитии в драматическом произведении.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате изучения литературы в 9 классе учащиеся должны знать:

-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художест­венных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

-Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных осо­бенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характе­ристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллю­страцию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литератур­ную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

-Свободное владение монологической и диалогической речью в объе­ме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литера­турных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), ка­талогов.

-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изу­чаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочине­ние на литературную и свободную тему небольшого объема в соответст­вии с изученным.

-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная ха­рактеристика).

-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочи­танную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

-Создание письменного оригинального произведения (поучения, на­ставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.

должны уметь:

-читать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

-воспроизводить их конкретное содержание,

-давать оценку героям и событиям;

-анализировать и оценивать произ­ведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи сле­дующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

-отмечать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

-определять род и жанр произведе­ния; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

-выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведе­нию личностную оценку;

-обнаруживать понимание связи изученного про­изведения со временем его написания;

-объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писа­телей;

-пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

-давать устный и письменный развернутый (аргументированный) от­вет о произведении;

-писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

-писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нрав­ственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотиви­ровкой собственного отношения к героям и событиям;

-выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть

-определять идейную и эстетическую позицию автора;

-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художника;

-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая приемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них.

Формы контроля: устное сообщение, анализ текста, знание литературоведческих терминов, сочинение, тестирование, пересказ(подробный, выборочный, сжатый), составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики, творческий зачёт, защита проектов.

На изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа, т.е. 3 часа в неделю.

Срок реализации программы

2014 - 2015 учебный год

Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа

9 класс

Диагностические методы и методики

- чтение художественных текстов;

-устное сообщение по предложенной теме;

-анализ текста;

-анализ художественных средств выразительности;

-семинары;

-выразительное чтение и анализ поэтических текстов;

- тест;

- изложение с творческим заданием;

- сочинение;

- работы по развитию речи, практикумы;

- исследовательская и проектная деятельность;

- мониторинги степени обученности учащихся по литературе.

Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса

- Итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы;

- оценка результативности программы родителями;

- самооценка результативности программы

самим школьником.

Условия реализации программы

Материально - техническое оснащение кабинета:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран (1 шт.);

- методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение);

- библиотека художественной литературы(500 томов);

- библиотека методической литературы(500 томов);

- комплекты таблиц;

- электронные учебники;

- медиабиблиотека;

- учебник по литературе 9 класса в 2-х частях, автор В.Я. Коровина. М., «Просвещение», 2014г.;

- «Поурочные планы по литературе в 9 классе», авторы-составители Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина.

- Журнал « Литература в школе».

- Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2012.

- Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

- Мультимедиа энциклопедия.

- Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2012.

- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2013.

- Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 1910.

- Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб., 2011.

Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы

Интернет - источники:

  1. Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/

  2. Российский образовательный портал edu.ru

  3. ФГОУ Федеральный институт развития образования

firo.ru/

  1. Федеральное агентство по образованию РФ ed.gov.ru

Презентации с сайта: nsportal.ru

Подпись _________________________

Дата заполнения паспорта программы_____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:

1.Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.

2.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3.ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .

4.БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.

5.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.

6.Программы общеобразовательных учреждений по литературе

5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной М., «Просвещение» 2012г.

7.Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным на­полнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательно­го стандарта;

8.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в об­разовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;

11. Учебного плана МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.

Программа по литературе для 9 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Назначение программы:

- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

-освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведении русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умение выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком

Цель изучения литературы в школе в 9 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программой предусмотрены уроки, содержащие НРК. При разработке программы учитывались возможности республики

В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности на начало учебного года

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования.

В процессе обучения литературе ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие литературоведческих способностей.

В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

-видение своеобразия нравственных идеалов в произведениях различных литературных жанров;

-различение особенностей сюжета, характеров, композиции, конфликтов, приемов выражения авторской позиции;

-передача динамики чувств в выразительном чтении лирического стихотворения;

-видение в художественных текстах противоречивые оценки героев и событий;

-выделение основного конфликта художественного произведения и прослеживание его развития в пределах произведения;

-сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода.

Обоснование выбора УМК:

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по литературе издательства «Просвещение» М., 2014г. ( автор учебника по литературе в 9 классе В.Я. Коровина), «Поурочные планы по литературе в 9 классе»( автор-составитель С.Б. Шадрина), Программы общеобразовательных учреждений по литературе

5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2012г., которые широко используются в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект сохраняет преемственность с учебником литературы 8 класса, в нем усилено внимание к задаче вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения ими некоторыми приемами работы с текстом.

Комплект позволяет продолжить усвоение теоретико-литературных понятий и использование их в практике чтения художественного произведения

Центральной темой данного комплекса является постижение учащимися авторского отношения к изображаемой действительности.

Описание места предмета в учебном плане:

Предмет «Литература » входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с историей, русским языком. На предмет «Литература » в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Педагогические технологии, используемые на уроках:

- личностно ориентированные технологии;

- гуманно-личностные;

-развивающего обучения, проблемного обучение;

-технологии уровневой дифференциации;

-групповые технологии;

-ИКТ;

-технологии свободного воспитания;

-игровые технологии, технологии сотрудничества;

- традиционные технологии.

Виды и формы промежуточного, итогового контроля:

-пересказ (выборочный, сжатый, подробный);

-выразительное чтение;

-развернутый ответ на вопрос;

-анализ эпизода;

-комментирование художественного текста;

-характеристика литературного героя;

-инсценирование;

- план и конспект критических статей;

-сочинение на литературную тему;

-сообщение на литературную и историко-культкурную темы;

-презентация проектов.

В учебно-тематическом планировании программы материал представлен темами. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, контрольные тестирования, сочинения, компьютерные тестирования, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

Результаты освоения предмета:

Личностными результатами учащихся 9 класса, формируемыми при изучении содержания курса по литературе, являются:

- знание текста художественного произведения;

-знание событийной стороны (сюжета) и характеристика героев изученных произведений;

-знание основных фактов жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-понимание историко-культурного контекста изучаемых произведений;

-знание основных теоретико-литературных понятий;

-умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявление авторской позиции;

-выражение своего отношение к прочитанному;

-сопоставление литературных произведений;

-умение выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-характеристика особенностей сюжета, композиции, роли изобразительно-выразительных средств;

-выразительное чтение произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-Метапредметными результатами освоения учащимися 9 класса программы по литературе являются:

-воспроизведение сюжета и объяснение связи его элементов;

-выявление нравственной проблематики произведений;

-определение идейной и эстетической позиции автора;

-анализ произведений современной литературы;

-использование в творческих работах учащихся жанровых форм, выработанных литературой, включая в них элементы стилизации.

Предметными результатами учащимися 9 класса программы по литературе являются:

-умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа;

-совершенствование речи учащихся;

-устные и письменные доклады и сообщения.

Перечень учебно-методического

обеспечения.

Материально - техническое оснащение кабинета:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- экран (1 шт.);

- методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение);

- библиотека художественной литературы(500 томов);

- библиотека методической литературы(500 томов);

- комплекты таблиц;

- электронные учебники;

- медиабиблиотека;

- учебник по литературе 9 класса в 2-х частях, автор Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. М., «Просвещение» 2014.

- «Поурочные планы по литературе в 9 классе», автор-составитель С.Б. Шадрина

- Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. « Просвещение». 2009

- Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2013.

- Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 2010г.

- Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2011.

- CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

- «Первое сентября» festival.1 september.ru.




Календарно-тематическое планирование учебного материала в 9 классе


Тема уроков

Кол-во час

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности.


Виды контроля, измерители


Национально-региональный компонент



Использование

ИКТ

Дата



Вводный урок. Знакомство со школьным учебником и программой курса для 9 класса.

1

Изучение нового материала. Комбинированный

Лекция с элементами беседы

План.

Конспект.


«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение (фрагменты).

Ответы на вопросы, стр.34

Калмыцкий героический эпос «Джангар»

Презентация

«Слово о полку Игореве» - памятник русской литературы»

3-4

«Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое, высокохудожественное произведение.

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом.

Эвристическая беседа

Задания к разделу


5

Вечные образы в «Слове о полку Игореве» (внеклассное чтение)

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;

Ответы на вопросы. Анализ текста.

Калмыцкий героический эпос «Джангар»

6

Литература XVIII века. Общий обзор. Гражданский пафос русского классицизма.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Работа с учебником.

Фронтальный опрос класса


7

М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Беседа

Анализ слова Ломоносова.

Ответы на вопросы о темах творчества Ломоносова.

Презентация

«М.В. Ломоносов»

8

Ода «На день восшествия на престол государыни императрицы Екатерины» -типичное произведение русского классицизма.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Комментированное

выразительное чтение.

Сообщения учащихся.

Термины.


9

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Наблюдение над «высоким» слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения

Оценка выполненных заданий.


10

Стихи Г.Р.Державина «Властителям и судиям», «Памятник». Новаторство Державина-поэта.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция.

Работа над содержанием произведения

Чтение наизусть


11-12

Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

Презентация

«Подвиг Радищева»

13

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщения

учащихся.


14

Н.М. Карамзин - писатель и историк.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа над текстом. Комментированное чтение. Работа в группах.

Задания по группам: Анализ описаний.

Презентация

«Н.М. Карамзин - писатель и историк».

15

Итоговый урок по I и II разделам.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Контрольная работа. Тестирование.

Оценка выполненных заданий. Тест.


16-17

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией

Составить тезисы лекции по плану


18-19

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Баллады поэта. Герои и сюжет баллады «Светлана». Народные обычаи.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Выразительное чтение и анализ стихов.

Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос


20

А.С.Грибоедов. Личность и судьба.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лекция. Работа с учебником. Составление плана, конспекта.

Устный рассказ. План. Конспект..

Презентация

«А.С. Грибоедов»

21

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Инсценирование. Чтение по ролям.

Анализ образов.

.

Оценка выполненных заданий


22

II действие комедии. Обучение анализу монолога.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен

Хронология событий. Анализ афоризмов

(письменно)


23

III действие комедии. Анализ сцены бала. Характеристика персонажей.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Самостоятельная работа: анализ фрагментов Характеристика отдельных образов определение позиции автора.

Сообщения учащихся.

Оценки образов-персонажей.


24

IV действие комедии. «Фамусовское общество» в комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.

Ответить на вопросы по содержанию

Цитатный план-характеристика

Просмотр отрывков из спектакля

«Горе от ума»

25

«…Картина нравов, и галерея живых типов…и комедия» (по статье А.И. Гончарова «Мильон терзаний

1

Урок закрепления знаний, умений, навыков. Урок развития речи.

Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии»

Пересказ эпизода. Ответить на вопросы о проблематике комедии.


26

Р.р. Обучающее сочинение - рассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Урок развития речи. Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья.

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова. Сочинение.


27

А.С.Пушкин. Жизнь и судьба. Урок-лекция.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта

Викторина. Сопоставительный анализ композиций стихотворений Пушкина.

Презентация

«А.С. Пушкин -великий русский поэт»

28

«Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А.С. Пушкина).

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение

Составить лексический

словарь стихов по группам.

Презентация

«Адресаты любовной лирики Пушкина»

29

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви

Выразительное чтение наизусть.

Д.Н. Кугультинов «Пушкин»

30

«Хочу воспеть свободу миру». Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений

Анализ лексики стихотворений «Пророк» и «Памятник»,

«К Чаадаеву»


31-32

Обучающее сочинение - рассуждение по лирике А.С. Пушкина.

2

Урок развития речи. Урок контроля

Ответы на вопросы.

План сочинения. Работа с цитатами.

Сочинение.


33

Внеклассное чтение. Поэты XX века о Пушкине. ( Урок - концерт).

1

Урок комплексного применения ЗУН.

Чтение наизусть. Фронтальная беседа.

Анализ лексики стихотворений


34

«Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.

Ответить на вопросы.

Устный рассказ учащихся.


35

Система образов в романе «Евгений Онегин». Сюжет.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.

Составить карту-схему «Путешествия Онегина».


36

Итоговый тест по творчеству А.С. Пушкина.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. Тестирование.

Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков.Тест.


37

М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).

1

Изучение и первичное закрепление знаний.

Лекция. Сообщения учащихся. Работа с учебником.

Ответы на вопросы.

Презентация

«М.Ю. Лермонтов».

38

Урок-лекция. Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение стихов.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.


39

Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов

Анализ лексики стихотворений.

Чтение наизусть.

Э.Лиджиев. «Родина»

40

Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Выразительное чтение. Анализ произведений.

Устный рассказ.

А.Кукаев «Моей степи»

41

Судьба поколений 30-х годов в лирике Лермонтова. Подготовка к классному сочинению.

1

Изучение и первичное закрепление знаний. Развитие речи.

Лекция. Беседа по вопросам. Составление плана сочинения.

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы.

Сочинение.


42-43

Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «Дума» и Бородино».

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний.

Урок развития речи

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений.

Составление плана.

Чтение наизусть.

План.


44

«Герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики. Композиция романа. Обзор содержания.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лекция. Чтение и анализ предисловия

Тесты на знание содержания романа


45

Век Лермонтова в романе.

Главы «Бэла», «Максим Максимыч»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Работа с текстом.

Анализ композиции и содержания.

Устный рассказ. Анализ содержания.

Просмотр кинофрагментов.

46

Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).

1

Урок закрепления ЗУН

Беседа. Анализ эпизодов

Определить роль пейзажа

главах.


47

Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Аналитическая беседа.

Тестирование.

Тесты на знание творчества М.Ю. Лермонтова.


48

Н.В.Гоголь: Страницы жизни. Первые успехи творчества.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы

План. Таблица. Устный рассказ.

Презентация

«Н.В.

Гоголь»

49

«Мертвые души». История создания, сюжет и композиция поэмы.

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лекция. Практическая работа. Работа с учебником.

Конспект. Устный рассказ.


50

Художественная деталь как средство создания образов.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Практикум. Анализ эпизодов, образов.

Составление плана.

Работа по определению художественных средств выразительности.

План. Ответы на вопросы.




51

Образ Чичикова (урок с элементами диспута).

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Ответы на вопросы

Викторина по произведениям Гоголя

Просмотр кинофрагментов

Фильма «Мёртвые души»

52

А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.

Чтение по ролям.


53

Работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии.

1

Изучение и первичное закрепление знаний.

Лекция. Самостоятельная работа

Анализ образов. Инсценирование.


54

Любим Торцов - главный герой пьесы.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция, эвристическая беседа. Составление характеристики героев.

Самостоятельная работа.

Ответы на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете?


55

Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи».

1

Изучение и первичное закрепление знаний.

Лекция. Аналитическая беседа.

План. Устный рассказ. Ответы на вопросы. Анализ.

Презентация

«Ф.М.

Достоевский»

56

Петербург Достоевского. Тип «петербургского мечтателя». Тема одиночества человека в странном мире ночей.

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.

Сопоставить судьбы и жизни героев.


57

Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Л.Н.Толстого.

1

Комбинированный урок.

Работа с учебником.

Ответы на вопросы. Составление плана.

Устный рассказ. Анализ содержания.

Презентация

«Л.Н. Толстой»

58-59

Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя (глав «Я проваливаюсь»).

2

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Рассмотрение проблемных вопросов.

Анализ образов.

Сопоставительный анализ.

Ответы на вопросы.


60-61

Как писать сочинение - очерк. Сочинение - очерк «Мой современник».

2

Повторение. Обобщение и систематизация знаний.

Развитие речи.

Беседа. План сочинения.

Сочинение.


62-63

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

2

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Пересказ текста. Работа с учебником.

Ответы на вопросы. Характеристика героев.

Презентация

«Чехов-рассказчик»

64

Рассказ А.П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Комментированное чтение фрагментов. Анализ рассказа.

Беседа по вопросам

А.Балакаев «Рассказ седьмой ночи»

65-66

Пути русской литературы XX века. Многообразие жанров.

Урок - лекция.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление

плана.

Сообщения учеников.

План. Конспект.


67

Обзор творчества И.А.Бунина. Новелла «Темные аллеи».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.

Ответы на вопрос по содержанию новеллы.


68-69

М.А. Булгаков: жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце».


Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Работа с учебником. Выразительное чтение отрывков повести.

Оценка выполненных заданий.

Просмотр кинофрагментов фильма «Собачье сердце»

70-71

Серебряный век русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция.

Беседа. Чтение стихов. Анализ художественных средств выразительности.

Ответы на вопросы. Чтение наизусть.


72-73

Литературно - музыкальная композиция, посвященная С.А. Есенину.

1

Комбинированный урок.

Чтение стихов. Прослушивание романсов на стихи Есенина.

Чтение наизусть.

Анализ стихов.


74-75

Слово о Маяковском, «Громада - любовь» и «громада - ненависть»

1

Комбинированный урок.

Составление таблицы «Основные даты жизни поэта». Словарная работа.

Выразительное чтение стихотворений

Презентация

«В.В. Маяковский»

76-77

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Выразительное чтение. Анализ художественных средств выразительности.

Основные положения лекции

Чтение наизусть. Анализ стихов.

Д.Н. Кугультинов «Матери-степи»

78-79

М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Сообщения учащихся. Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Анализ и чтение стихов.


80-81

Любовь в жизни и творчестве Марины Цветаевой. «Дневник Психеи».

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Лекция. Анализ стихов. Анализ художественных средств выразительности.

Выразительное чтение стихотворений

А. Балакаев. «Прости, любимая…»

82-83

А.А.Ахматова. Жизнь, судьба и творчество. Ранняя лирика

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Сообщения учащихся. Анализ лирики.

Ответы на вопросы.

Анализ и чтение стихов.

Презентация

«Поэзия женской души»

84-85

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». « Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»

1

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Сообщения учащихся. Лекция учителя. Выразительное чтение текста.

Устный рассказ.

Чтение наизусть.

А.Балакаев. Отрывок из романа «Тринадцать дней, тринадцать лет»

86-87

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Чтение рассказа. Анализ образа Андрея Соколова.

Ответы на вопросы по теме. Устный рассказ.

Презентация

«М.А. Шолохов. Жизнь и творчество»

88-89

А.Т. Твардовский. Анализ творчества. Лирика поэта. Военная лирика поэта. Поэма «Василий Теркин»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Роль портретных зарисовок.

Чтение наизусть.

Д.Н. Кугультинов «Я помню прошлое, я помню…»

Презентация

«А.Т. Твардовский. Поэма

«Василий Теркин»

90-91

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе

1

Комбинированный урок

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа

Творческое сообщение.

Анализ образа Матрены.


92-93

Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Сообщения учащихся. Лекция.

Выразительное чтение. Литературоведение.

Оценка выполненных заданий


94-95

Классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы

1

Урок развития речи.

Беседа по содержанию темы. Составление плана сочинения.

Сочинение.


96-97

Романсы и песни на слова русских поэтов XIX и XX веков

1

Комбинированный урок.

Урок-концерт.

Слушание романсов и песен в исполнении солистов оперы.

Выразительное чтение.

Анализ исполнения.


98-100

По страницам зарубежной литературы. Обзор творчества зарубежных писателей XIX - XXвеков.

1

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Лекция. Конспектирование.

Работа с учебником.

План. Конспект.


101

Контрольное тестирование по курсу литературы 9 класса.

1

Повторение, обощение и ситематизация полученных знаний.

Беседа. Тестирование.

Ответы на вопросы. Тест.


102

Урок - консультация «Что читать летом».

1

Урок закрепления знаний.

Сообщение учителя.

Список литературы



© 2010-2022