- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе в 9 классе
Рабочая программа по литературе в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Репко Л.И. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Манычская средняя общеобразовательная школа»
Принята
Педагогическим советом
МБОУ «Манычская СОШ»
Протокол №___ от______
Утверждено
Директор МБОУ «Манычская СОШ»
_______ /Казначеев С. Г./
Приказ №____от________
Согласовано
Руководитель ШМО
_________ /Репко Л.И. /
Протокол №___от_______
Согласовано
Заместитель директора МБОУ «Манычская СОШ»
_______ /Казначеева Н. А./
«_______» __________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______Литература_______
(наименование учебного предмета (курса)
_______9 класс________
(уровень образования)
_______2014-2015 учебный год_____
(срок реализации программы)
Репко Людмила Ивановна
высшая квалификационная категория.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы
Рабочая программа по литературе в 9 классе на 2014-2015 учебный год.
Разработчик программы
Репко Людмила Ивановна, образование высшее, Ставропольский государственный педагогический институт, историко-филологический факультет, 1976 г, стаж работы 38 лет, высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель Республики Калмыкия.
Нормативно-правовые документы,
базовые государственные программы (по видам), авторские программы и технологии, положенные в основу Рабочей программы педагога.
1.Конституция РФ, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г.
2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .
4.БУП -2004, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.
5.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
6.Программы общеобразовательных учреждений по литературе
5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2012г.
7.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;
9. Учебный план МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Цель программы
Курс литературы направлен на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
-освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведении русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умение выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Задачи курса.
-приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-воспитание культуры речи учащихся.
-формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
-обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
-развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;
-различение художественных произведений в их жанровой и родовой специфике;
-осмысление роли художественной детали, её связи с другими деталями т и текстом в целом;
-видение конкретно-исторического и символического значения литературных образов;
-сопоставление жизненного материала и художественного сюжета произведения;
-выявление конфликта и этапов его развитии в драматическом произведении.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
В результате изучения литературы в 9 классе учащиеся должны знать:
-Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
-Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) - небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
-Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
-Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).
-Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).
-Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
-Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.
-Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
-Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
-Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
-Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
-Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-9 классах.
должны уметь:
-читать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,
-воспроизводить их конкретное содержание,
-давать оценку героям и событиям;
-анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;
-отмечать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;
-определять род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;
-выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;
-обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;
-объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;
-пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
-давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;
-писать изложения на основе литературно-художественных текстов;
-писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;
-писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;
-выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть
-определять идейную и эстетическую позицию автора;
-оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художника;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая приемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них.
Формы контроля: устное сообщение, анализ текста, знание литературоведческих терминов, сочинение, тестирование, пересказ(подробный, выборочный, сжатый), составление простого и сложного плана, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики, творческий зачёт, защита проектов.
На изучение литературы в 9 классе отводится 102 часа, т.е. 3 часа в неделю.
Срок реализации программы
2014 - 2015 учебный год
Возраст детей, на которых рассчитана рабочая программа
9 класс
Диагностические методы и методики
- чтение художественных текстов;
-устное сообщение по предложенной теме;
-анализ текста;
-анализ художественных средств выразительности;
-семинары;
-выразительное чтение и анализ поэтических текстов;
- тест;
- изложение с творческим заданием;
- сочинение;
- работы по развитию речи, практикумы;
- исследовательская и проектная деятельность;
- мониторинги степени обученности учащихся по литературе.
Механизм отслеживания результатов работы ребенка по программе всеми участниками образовательного процесса
- Итоговая оценка продуктивности работы ребенка автором программы;
- оценка результативности программы родителями;
- самооценка результативности программы
самим школьником.
Условия реализации программы
Материально - техническое оснащение кабинета:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран (1 шт.);
- методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение);
- библиотека художественной литературы(500 томов);
- библиотека методической литературы(500 томов);
- комплекты таблиц;
- электронные учебники;
- медиабиблиотека;
- учебник по литературе 9 класса в 2-х частях, автор В.Я. Коровина. М., «Просвещение», 2014г.;
- «Поурочные планы по литературе в 9 классе», авторы-составители Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина.
- Журнал « Литература в школе».
- Литература. Приложение к газете «Первое сентября».
- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2012.
- Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
- Мультимедиа энциклопедия.
- Литература: справочные материалы для школьника. - М., 2012.
- Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. - М., 2013.
- Кондрашов В.Н, Литературные викторины. - М, 1910.
- Козак О.Н. Литературные викторины. - С-Пб., 2011.
Использование ИКТ-технологий при освоении детьми программы
Интернет - источники:
-
Министерство образования и науки РФ mon.gov.ru/
-
Российский образовательный портал edu.ru
-
ФГОУ Федеральный институт развития образования
firo.ru/
-
Федеральное агентство по образованию РФ ed.gov.ru
Презентации с сайта: nsportal.ru
Подпись _________________________
Дата заполнения паспорта программы_____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе:
1.Конституции РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г.
2.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3.ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 .
4.БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.
5.Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089.
6.Программы общеобразовательных учреждений по литературе
5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной М., «Просвещение» 2012г.
7.Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
8.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом МОН и К РФ от 31марта 2014 г. № 253;
11. Учебного плана МБОУ «Манычская СОШ» на 2014-2015 учебный год.
Программа по литературе для 9 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Назначение программы:
- приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы
- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова;
- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
-освоение знаний о русской литературе, её духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведении русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умение выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком
Цель изучения литературы в школе в 9 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Романтизм. Сентиментализм.
- Баллада, роман в стихах.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Реализм в художественной литературе.
- Философско-драматическая поэма.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программой предусмотрены уроки, содержащие НРК. При разработке программы учитывались возможности республики
В 9 классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности на начало учебного года
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования.
В процессе обучения литературе ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие литературоведческих способностей.
В процессе изучения литературы совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
-видение своеобразия нравственных идеалов в произведениях различных литературных жанров;
-различение особенностей сюжета, характеров, композиции, конфликтов, приемов выражения авторской позиции;
-передача динамики чувств в выразительном чтении лирического стихотворения;
-видение в художественных текстах противоречивые оценки героев и событий;
-выделение основного конфликта художественного произведения и прослеживание его развития в пределах произведения;
-сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода.
Обоснование выбора УМК:
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по литературе издательства «Просвещение» М., 2014г. ( автор учебника по литературе в 9 классе В.Я. Коровина), «Поурочные планы по литературе в 9 классе»( автор-составитель С.Б. Шадрина), Программы общеобразовательных учреждений по литературе
5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. М., «Просвещение», 2012г., которые широко используются в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект сохраняет преемственность с учебником литературы 8 класса, в нем усилено внимание к задаче вовлечения детей в учебную деятельность в процессе овладения ими некоторыми приемами работы с текстом.
Комплект позволяет продолжить усвоение теоретико-литературных понятий и использование их в практике чтения художественного произведения
Центральной темой данного комплекса является постижение учащимися авторского отношения к изображаемой действительности.
Описание места предмета в учебном плане:
Предмет «Литература » входит в цикл гуманитарных предметов, наряду с историей, русским языком. На предмет «Литература » в 9 классе отводится 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Педагогические технологии, используемые на уроках:
- личностно ориентированные технологии;
- гуманно-личностные;
-развивающего обучения, проблемного обучение;
-технологии уровневой дифференциации;
-групповые технологии;
-ИКТ;
-технологии свободного воспитания;
-игровые технологии, технологии сотрудничества;
- традиционные технологии.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля:
-пересказ (выборочный, сжатый, подробный);
-выразительное чтение;
-развернутый ответ на вопрос;
-анализ эпизода;
-комментирование художественного текста;
-характеристика литературного героя;
-инсценирование;
- план и конспект критических статей;
-сочинение на литературную тему;
-сообщение на литературную и историко-культкурную темы;
-презентация проектов.
В учебно-тематическом планировании программы материал представлен темами. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, контрольные тестирования, сочинения, компьютерные тестирования, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.
Результаты освоения предмета:
Личностными результатами учащихся 9 класса, формируемыми при изучении содержания курса по литературе, являются:
- знание текста художественного произведения;
-знание событийной стороны (сюжета) и характеристика героев изученных произведений;
-знание основных фактов жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-понимание историко-культурного контекста изучаемых произведений;
-знание основных теоретико-литературных понятий;
-умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявление авторской позиции;
-выражение своего отношение к прочитанному;
-сопоставление литературных произведений;
-умение выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-характеристика особенностей сюжета, композиции, роли изобразительно-выразительных средств;
-выразительное чтение произведения (или фрагменты), в том числе выученных наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-Метапредметными результатами освоения учащимися 9 класса программы по литературе являются:
-воспроизведение сюжета и объяснение связи его элементов;
-выявление нравственной проблематики произведений;
-определение идейной и эстетической позиции автора;
-анализ произведений современной литературы;
-использование в творческих работах учащихся жанровых форм, выработанных литературой, включая в них элементы стилизации.
Предметными результатами учащимися 9 класса программы по литературе являются:
-умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа;
-совершенствование речи учащихся;
-устные и письменные доклады и сообщения.
Перечень учебно-методического
обеспечения.
Материально - техническое оснащение кабинета:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран (1 шт.);
- методическое оснащение программы (научно-методическое обеспечение, дидактическое оснащение);
- библиотека художественной литературы(500 томов);
- библиотека методической литературы(500 томов);
- комплекты таблиц;
- электронные учебники;
- медиабиблиотека;
- учебник по литературе 9 класса в 2-х частях, автор Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. М., «Просвещение» 2014.
- «Поурочные планы по литературе в 9 классе», автор-составитель С.Б. Шадрина
- Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. « Просвещение». 2009
- Н.В.Беляева, О.Е.Еремина. Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2013.
- Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 2010г.
- Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 2011.
- CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008
- «Первое сентября» festival.1 september.ru.
Календарно-тематическое планирование учебного материала в 9 классе
№
Тема уроков
Кол-во час
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или учебной деятельности.
Виды контроля, измерители
Национально-региональный компонент
Использование
ИКТ
Дата
Вводный урок. Знакомство со школьным учебником и программой курса для 9 класса.
1
Изучение нового материала. Комбинированный
Лекция с элементами беседы
План.
Конспект.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Конспектирование сообщения учителя, беседа.
Комментированное чтение (фрагменты).
Ответы на вопросы, стр.34
Калмыцкий героический эпос «Джангар»
Презентация
«Слово о полку Игореве» - памятник русской литературы»
3-4
«Слово о полку Игореве» как высокопатриотическое, высокохудожественное произведение.
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа над текстом.
Эвристическая беседа
Задания к разделу
5
Вечные образы в «Слове о полку Игореве» (внеклассное чтение)
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;
Ответы на вопросы. Анализ текста.
Калмыцкий героический эпос «Джангар»
6
Литература XVIII века. Общий обзор. Гражданский пафос русского классицизма.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Работа с учебником.
Фронтальный опрос класса
7
М.В.Ломоносов - ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Беседа
Анализ слова Ломоносова.
Ответы на вопросы о темах творчества Ломоносова.
Презентация
«М.В. Ломоносов»
8
Ода «На день восшествия на престол государыни императрицы Екатерины» -типичное произведение русского классицизма.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Комментированное
выразительное чтение.
Сообщения учащихся.
Термины.
9
Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р.Державина.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Наблюдение над «высоким» слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения
Оценка выполненных заданий.
10
Стихи Г.Р.Державина «Властителям и судиям», «Памятник». Новаторство Державина-поэта.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция.
Работа над содержанием произведения
Чтение наизусть
11-12
Подвиг А.Н.Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум
Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева
Презентация
«Подвиг Радищева»
13
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры
Выборочная проверка записи тезисов. Сообщения
учащихся.
14
Н.М. Карамзин - писатель и историк.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа над текстом. Комментированное чтение. Работа в группах.
Задания по группам: Анализ описаний.
Презентация
«Н.М. Карамзин - писатель и историк».
15
Итоговый урок по I и II разделам.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Контрольная работа. Тестирование.
Оценка выполненных заданий. Тест.
16-17
«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией
Составить тезисы лекции по плану
18-19
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Баллады поэта. Герои и сюжет баллады «Светлана». Народные обычаи.
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Выразительное чтение и анализ стихов.
Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос
20
А.С.Грибоедов. Личность и судьба.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Лекция. Работа с учебником. Составление плана, конспекта.
Устный рассказ. План. Конспект..
Презентация
«А.С. Грибоедов»
21
Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Инсценирование. Чтение по ролям.
Анализ образов.
.
Оценка выполненных заданий
22
II действие комедии. Обучение анализу монолога.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен
Хронология событий. Анализ афоризмов
(письменно)
23
III действие комедии. Анализ сцены бала. Характеристика персонажей.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Самостоятельная работа: анализ фрагментов Характеристика отдельных образов определение позиции автора.
Сообщения учащихся.
Оценки образов-персонажей.
24
IV действие комедии. «Фамусовское общество» в комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.
Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.
Ответить на вопросы по содержанию
Цитатный план-характеристика
Просмотр отрывков из спектакля
«Горе от ума»
25
«…Картина нравов, и галерея живых типов…и комедия» (по статье А.И. Гончарова «Мильон терзаний
1
Урок закрепления знаний, умений, навыков. Урок развития речи.
Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии»
Пересказ эпизода. Ответить на вопросы о проблематике комедии.
26
Р.р. Обучающее сочинение - рассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
1
Урок развития речи. Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья.
Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова. Сочинение.
27
А.С.Пушкин. Жизнь и судьба. Урок-лекция.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта
Викторина. Сопоставительный анализ композиций стихотворений Пушкина.
Презентация
«А.С. Пушкин -великий русский поэт»
28
«Певец любви, певец своей печали» (любовная лирика А.С. Пушкина).
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение
Составить лексический
словарь стихов по группам.
Презентация
«Адресаты любовной лирики Пушкина»
29
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви
Выразительное чтение наизусть.
Д.Н. Кугультинов «Пушкин»
30
«Хочу воспеть свободу миру». Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений
Анализ лексики стихотворений «Пророк» и «Памятник»,
«К Чаадаеву»
31-32
Обучающее сочинение - рассуждение по лирике А.С. Пушкина.
2
Урок развития речи. Урок контроля
Ответы на вопросы.
План сочинения. Работа с цитатами.
Сочинение.
33
Внеклассное чтение. Поэты XX века о Пушкине. ( Урок - концерт).
1
Урок комплексного применения ЗУН.
Чтение наизусть. Фронтальная беседа.
Анализ лексики стихотворений
34
«Евгений Онегин». История создания романа. Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками. Замысел и композиция романа.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.
Ответить на вопросы.
Устный рассказ учащихся.
35
Система образов в романе «Евгений Онегин». Сюжет.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.
Составить карту-схему «Путешествия Онегина».
36
Итоговый тест по творчеству А.С. Пушкина.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов. Тестирование.
Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков.Тест.
37
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Лекция. Сообщения учащихся. Работа с учебником.
Ответы на вопросы.
Презентация
«М.Ю. Лермонтов».
38
Урок-лекция. Лирический герой в поэзии М.Ю.Лермонтова. Темы лермонтовской лирики.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Работа с текстом. Выразительное чтение стихов.
Ответы на вопросы.
Выразительное чтение.
39
Образ России в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Семинар. Обсуждение проблемных вопросов
Анализ лексики стихотворений.
Чтение наизусть.
Э.Лиджиев. «Родина»
40
Философская лирика М.Ю. Лермонтова. Тема взаимоотношений человека и природы.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Выразительное чтение. Анализ произведений.
Устный рассказ.
А.Кукаев «Моей степи»
41
Судьба поколений 30-х годов в лирике Лермонтова. Подготовка к классному сочинению.
1
Изучение и первичное закрепление знаний. Развитие речи.
Лекция. Беседа по вопросам. Составление плана сочинения.
Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы.
Сочинение.
42-43
Идейная взаимосвязь стихотворений Лермонтова «Дума» и Бородино».
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний.
Урок развития речи
Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений.
Составление плана.
Чтение наизусть.
План.
44
«Герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики. Композиция романа. Обзор содержания.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Лекция. Чтение и анализ предисловия
Тесты на знание содержания романа
45
Век Лермонтова в романе.
Главы «Бэла», «Максим Максимыч»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Работа с текстом.
Анализ композиции и содержания.
Устный рассказ. Анализ содержания.
Просмотр кинофрагментов.
46
Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»).
1
Урок закрепления ЗУН
Беседа. Анализ эпизодов
Определить роль пейзажа
главах.
47
Итоговый урок по творчеству М.Ю.Лермонтова
1
Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.
Аналитическая беседа.
Тестирование.
Тесты на знание творчества М.Ю. Лермонтова.
48
Н.В.Гоголь: Страницы жизни. Первые успехи творчества.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы
План. Таблица. Устный рассказ.
Презентация
«Н.В.
Гоголь»
49
«Мертвые души». История создания, сюжет и композиция поэмы.
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Лекция. Практическая работа. Работа с учебником.
Конспект. Устный рассказ.
50
Художественная деталь как средство создания образов.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Практикум. Анализ эпизодов, образов.
Составление плана.
Работа по определению художественных средств выразительности.
План. Ответы на вопросы.
51
Образ Чичикова (урок с элементами диспута).
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану
Ответы на вопросы
Викторина по произведениям Гоголя
Просмотр кинофрагментов
Фильма «Мёртвые души»
52
А.Н.Островский. Пьеса «Бедность не порок».
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.
Чтение по ролям.
53
Работа с текстом драматического произведения. Основной конфликт комедии.
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Лекция. Самостоятельная работа
Анализ образов. Инсценирование.
54
Любим Торцов - главный герой пьесы.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция, эвристическая беседа. Составление характеристики героев.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете?
55
Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. «Белые ночи».
1
Изучение и первичное закрепление знаний.
Лекция. Аналитическая беседа.
План. Устный рассказ. Ответы на вопросы. Анализ.
Презентация
«Ф.М.
Достоевский»
56
Петербург Достоевского. Тип «петербургского мечтателя». Тема одиночества человека в странном мире ночей.
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.
Сопоставить судьбы и жизни героев.
57
Личность Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Л.Н.Толстого.
1
Комбинированный урок.
Работа с учебником.
Ответы на вопросы. Составление плана.
Устный рассказ. Анализ содержания.
Презентация
«Л.Н. Толстой»
58-59
Подлинные и мнимые ценности жизни. Приемы психологического самоанализа героя (глав «Я проваливаюсь»).
2
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Рассмотрение проблемных вопросов.
Анализ образов.
Сопоставительный анализ.
Ответы на вопросы.
60-61
Как писать сочинение - очерк. Сочинение - очерк «Мой современник».
2
Повторение. Обобщение и систематизация знаний.
Развитие речи.
Беседа. План сочинения.
Сочинение.
62-63
Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.
2
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Пересказ текста. Работа с учебником.
Ответы на вопросы. Характеристика героев.
Презентация
«Чехов-рассказчик»
64
Рассказ А.П. Чехова «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Комментированное чтение фрагментов. Анализ рассказа.
Беседа по вопросам
А.Балакаев «Рассказ седьмой ночи»
65-66
Пути русской литературы XX века. Многообразие жанров.
Урок - лекция.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Работа с текстом;
комментированное чтение, аналитическая беседа
Сообщения учеников. Составление
плана.
Сообщения учеников.
План. Конспект.
67
Обзор творчества И.А.Бунина. Новелла «Темные аллеи».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.
Ответы на вопрос по содержанию новеллы.
68-69
М.А. Булгаков: жизнь и судьба. Художественные особенности повести «Собачье сердце».
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Работа с учебником. Выразительное чтение отрывков повести.
Оценка выполненных заданий.
Просмотр кинофрагментов фильма «Собачье сердце»
70-71
Серебряный век русской поэзии. Своеобразие лирики А.А. Блока.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция.
Беседа. Чтение стихов. Анализ художественных средств выразительности.
Ответы на вопросы. Чтение наизусть.
72-73
Литературно - музыкальная композиция, посвященная С.А. Есенину.
1
Комбинированный урок.
Чтение стихов. Прослушивание романсов на стихи Есенина.
Чтение наизусть.
Анализ стихов.
74-75
Слово о Маяковском, «Громада - любовь» и «громада - ненависть»
1
Комбинированный урок.
Составление таблицы «Основные даты жизни поэта». Словарная работа.
Выразительное чтение стихотворений
Презентация
«В.В. Маяковский»
76-77
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. «Образ мирозданья» в лирике Заболоцкого
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Выразительное чтение. Анализ художественных средств выразительности.
Основные положения лекции
Чтение наизусть. Анализ стихов.
Д.Н. Кугультинов «Матери-степи»
78-79
М. И. Цветаева. «Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Сообщения учащихся. Выразительное чтение.
Ответы на вопросы.
Анализ и чтение стихов.
80-81
Любовь в жизни и творчестве Марины Цветаевой. «Дневник Психеи».
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Лекция. Анализ стихов. Анализ художественных средств выразительности.
Выразительное чтение стихотворений
А. Балакаев. «Прости, любимая…»
82-83
А.А.Ахматова. Жизнь, судьба и творчество. Ранняя лирика
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Сообщения учащихся. Анализ лирики.
Ответы на вопросы.
Анализ и чтение стихов.
Презентация
«Поэзия женской души»
84-85
Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». « Я голос ваш, жар вашего дыханья, я отраженье вашего лица…»
1
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Сообщения учащихся. Лекция учителя. Выразительное чтение текста.
Устный рассказ.
Чтение наизусть.
А.Балакаев. Отрывок из романа «Тринадцать дней, тринадцать лет»
86-87
Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека».
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Чтение рассказа. Анализ образа Андрея Соколова.
Ответы на вопросы по теме. Устный рассказ.
Презентация
«М.А. Шолохов. Жизнь и творчество»
88-89
А.Т. Твардовский. Анализ творчества. Лирика поэта. Военная лирика поэта. Поэма «Василий Теркин»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Роль портретных зарисовок.
Чтение наизусть.
Д.Н. Кугультинов «Я помню прошлое, я помню…»
Презентация
«А.Т. Твардовский. Поэма
«Василий Теркин»
90-91
А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе
1
Комбинированный урок
Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа
Творческое сообщение.
Анализ образа Матрены.
92-93
Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Сообщения учащихся. Лекция.
Выразительное чтение. Литературоведение.
Оценка выполненных заданий
94-95
Классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы
1
Урок развития речи.
Беседа по содержанию темы. Составление плана сочинения.
Сочинение.
96-97
Романсы и песни на слова русских поэтов XIX и XX веков
1
Комбинированный урок.
Урок-концерт.
Слушание романсов и песен в исполнении солистов оперы.
Выразительное чтение.
Анализ исполнения.
98-100
По страницам зарубежной литературы. Обзор творчества зарубежных писателей XIX - XXвеков.
1
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Лекция. Конспектирование.
Работа с учебником.
План. Конспект.
101
Контрольное тестирование по курсу литературы 9 класса.
1
Повторение, обощение и ситематизация полученных знаний.
Беседа. Тестирование.
Ответы на вопросы. Тест.
102
Урок - консультация «Что читать летом».
1
Урок закрепления знаний.
Сообщение учителя.
Список литературы