С. А. Есенин Я растил себя поэтом

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Я растил себя поэтом"

Поэтическая концепция С. Есенина

Урок русской литературы 11 класс

И. В. Фролова,

учитель русского языка и литературы

КГУ ОСШ № 4, г. Балхаш

Цели:

образовательные: формировать умение интерпретировать стихотворение, понимать философские размышления на "вечные темы"; познакомиться с произведениями о Родине, гармонии человека и природы, любовной лирикой.

развивающие: через понимание концепции поэта подвести учащихся к постижению смысла художественного мира поэта; развивать активное, творческое, ассоциативное мышление,

воспитательные: воспитывать эстетическое чувство учащихся, чувство сопереживания судьбе лирического героя.

Тип урока: урок - исследование

Формы и методы: презентация, групповая, проектная работа, кластер, синквейн

Оборудование урока:

сборник стихотворений С.А. Есенина;

презентация (образная система С. А, Есенина);

запись песни С.Есенина;

литературоведческий словарь:

мини - проекты групп по темам.

Ход урока

Организационный момент

Эпиграф

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

Кошечкин

Вступительное слово учителя

(Чтение стихотворения наизусть «Не бродить, не мять в кустах багряных»

Звучит романс. Презентация )

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Анализ стихотворения

- О чем это стихотворение?

О родине, о природе, о любви.

- Каким настроением оно овеяно?

Легкой грустью. Это грусть прощания то ли с родной стороной, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди рязанских полей.

- Какие образы предстают перед нами?

Кусты лебеды, сноп волос, ягоды, розовый закат, зерна глаз, запах меда, котенок моет рот, поющий ветер, синий вечер, уста, незримый образ женщины, складки мягкой шали.

- Почему это стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда?

Изобилие изобразительных средств: оно полно звуков, цвета, неповторимой свежести, музыкальности, напевности.

- Какие ассоциации возникают после прослушивания стихотворения?

Девушка - природа, девушка - закат, зерна - глаза, имя - звук, поющий ветер юности, девушка - песня и мечта.

- Что есенинского в этом стихотворении?

Переплетение и слияние тем, проникновение одной темы в другую.

Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть «есенинское ощущение родной земли».

Цель нашего урока - понять, в чём заключается живая сила строк Есенина.

Сегодня мы исследуем художественный мир поэта через темы его творчества.

С. А. Есенин Я растил себя поэтом

Групповая работа

(защита мини - проектов)

1 группа «Тебе, о Родина, сложил я песню эту» (Тема Родины, России в творчестве поэта).

2 группа «Страна березового ситца». (Стихотворения о природе).

3 группа «Для зверей приятель я хороший» (Поэзия С.Есенина о природе - это и любовь ко всему живому).

4 группа «На закат ты розовый похожа, и, как снег, лучиста и светла» (Любовная лирика С.Есенина).

Задания для всех учащихся: на основе анализа стихотворений сформулировать концепцию мира и человека в поэзии Есенина.

1 группа «Тебе, о Родина, сложил я песню эту»

Просмотр видеофильм «Сергей Есенин»

(в главной роли С. Безруков)

- Что значит для поэта Родина?

Приводится пример неполного выступления учащихся

Защита кластера

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

"Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве", - писал поэт Сергей Александрович Есенин. И действительно, слова "Россия", "Русь" чаще всего встречаются в стихах Есенина, и почти в каждом из них - тихое признание в любви Родине. И эта любовь у Есенина естественна, как дыхание.

2 группа «Страна березового ситца».

Защита эссе и презентации

- Как представлены образы природы в творчестве Есенина?

«…Что для человека самое дорогое в жизни? Я бы ответила: "Родина". И разве не счастье воспевать ее красоту! Нельзя жить на земле и не иметь дома, матери, родины. И нельзя ее не любить.

На траву упала роса. Растаяли в небе звезды-насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, а оно полетит через всю-землю. Где-то далеко занялась песня. На нее звонко откликнулись лес, озеро, солнце. А Есенину захотелось к людям. Он выбежал на луг, поглядел на родные, знакомые до боли поля и замер. Теперь он твердо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землей, ни с березкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь…»

Вывод: В своих стихотворениях поэт воспевает рязанскую землю, широту ее полей, неповторимый "сердцу милый уголок"

3 группа

Презентация

«Для зверей приятель я хороший»

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

Поэзия Есенина о природе дополняется еще одной весьма заметной особенностью.

Поэзия Есенина о природе - это любовь ко всему живому: «Для зверей приятель я хороший». Он наделяет их (зверей, птиц, домашних животных) человеческими чувствами, рассказывает о них с неизменной нежностью.

«И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове»,

«Каждый стих мой душу зверя лечит».

«Звери, звери, придите ко мне в чашки рук моих злобу выплакать».

Стихотворение «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица», «Табун».

Есть у Есенина прекрасное Стихотворение «Собаке Качалова» (звучит история создания этого стихотворения.

4 группа «На закат ты розовый похожа, и, как снег, лучиста и светла»

Инсценировка из поэмы «Анна Снегина»

Он: Я помню-

Она говорила:

Она: «Простите… Была не права…

Я мужа безумно любила.

Как вспомню …болит голова»

Он: Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: "Нет! "

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас...

Она: « Смотрите…

Уже светает.

Заря как пожар на снегу..

Мне что-то напоминает…

Но что?

Я понять не могу…

Ах! .. Да!...

Это было в детстве…

Другой … Не осенний рассвет…

Мы с вами сидели вместе…

Нам по шестнадцати лет…»

Он: Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас.

Сколько в стихах самого сокровенного, есенинского, лично пережитого поэтом, и одновременно, сколько общечеловеческой доброты и сердечного тепла.

Глубочайшим лиризмом пронизаны его стихи о любви к женщине. Любовь пылкая, безоглядная, любовь, помогающая познать всю полноту и прелесть жизни, нашла в Есенине певца страстного и вдохновенного. Многие его стихи охвачены «голубым пожаром», в котором не только живая горячая боль, но и очищающий душу огонь, «светлая тайна». О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах

Ты поила коня из горстей в поводу

Отражаясь, березы ломались в пруду,

Я смотрел из окошка на синий платок

Кудри черные змейно трепал ветерок

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй

Но с лукавой улыбкой. Брызнув на меня.

Унеслася ты вскачь, уделами звеня.


О любви пишет С.Есенин уже в самых ранних своих стихах, истоки которых - в песенном русском фольклоре. В этих стихах любовь к женщине сливается с любовью ко всему земному, любимая часто представляется в образе природы, которая олицетворена.

Стихотворение «Зеленая прическа, девическая грудь, О тонкая березка, что загляделась в пруд?»

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихах поэта.

Земная «девушка-природа» стала воспоминанием, мечтой:

Стихотворение «Зеленая прическа», «Вот оно, глупое счастье»

Закрепление

Учитель: Своими выступлениями вы доказали, что система ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину «родины любимой» во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.

Есенин был плоть от плоти русским поэтом, певцом рязанских полей, неяркого русского неба, осенней грусти и весеннего разлива рек. У поэта было свое собственное мироощущение, и поэтому его чуткое сердце так неповторимо ведет поэтический диалог с природой, родной землей, любимой женщиной, матерью, человеческой душой.

Составление кластера по группам

С. А. Есенин Я растил себя поэтом


Учитель:

Завершить наш кластер могли бы слова: многомерность, многоликость, многозвучность.

- Как вы думаете почему?

Ответить на этот вопрос мне бы хотелось словами Кошечкина: «Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу».

Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.

- К каким философским выводам приходит поэт в последнем стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу", мы сейчас попытаемся определить.

Звучит запись романса

«Не жалею, не зову, не плачу»

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

1922

Анализ стихотворения

1. Определите тему и идею стихотворения.

Тема стихотворения - прощание с юностью.

Идея - философские раздумья поэта о жизни и смерти, о тленности всего живущего.

- От чьего имени оно написано?

Это стихотворение - монолог поэта, который делится своими самыми сокровенными думами и чувствами. Основная интонация стихотворения исповедальная, доверительная, грустная, прощальная и в то же время благодарная за счастье жить на этой земле.

2. Каждая группа рассмотрит образы элегии, составит синквейн по творчеству С. Есенина.

- О чем сожалеет поэт?

1 группа: Поэт сожалеет об уходящей юности и необратимости этого процесса. Хотя в начале стихотворения Есенин говорит: «Не жалею, не зову, не плачу…»,

чувствуется иное настроение. Это светлая печаль, желание вернуть утраченную молодость. Метафора Есенина «Увяданья золотом охваченный, // Я не буду больше молодым» - в этих строках размышление о невозможности повернуть время вспять, прощание поэта с молодостью, отрицание будущего. (Целых три отрицания!). Белые яблони - это символ весны, новой жизни.

2. группа: Молодость поэта, которая безвозвратно ушла - это «страна березового ситца». Но и она исчезает во времени, как и юность поэта. Он еже не будет «шляться босиком», как делал это в детстве.

3 группа: Есенин говорит о «бродяжем духе», олицетворяя себя с богомольцами и странниками Древней Руси.

- Как понимаете последнюю строку этого катрена?

4 группа: Жизнь для поэта - это бег «розового коня», какое-то мимолетное видение. Поэт спрашивает сам себя: «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?». Но конец известен - это смерть. Все, что живет на земле, рано или поздно умирает: «Все мы, все мы в этом в этом мире тленны,…». Это вечный закон природы. Поэтому поэт сравнивает себя со скитальцем, бродягой, который пришел в эту жизнь лишь на короткий промежуток времени и вскоре покинет его. Образ розового коня - это несбывшиеся мечты поэта о счастливой жизни, символ своей жизни - дороги, уходящей в даль.

Учитель: Чувство печали лирического героя перед лицом всепоглощающего времени и вечной природы прослеживается в последней строфе: «Все мы, все мы в этом мире тленны, // Тихо льется с кленов листьев медь... // Будь же ты вовек благословенно, // Что пришло процвесть и умереть».

Есенин понимает, что юность не вернуть, это происходит с каждым человеком. За осенью придет зима, за зимой - весна, и этот процесс длится вечно. Так же и молодость необратимо «стекает с листьев». Она не уйдет внезапно, а тихо убежит ручейком. Золотые листья деревьев, словно годы жизни, улетают и исчезают в пространстве. Так было всегда.

Обобщение

Чувствуя себя неотделимым от природы, от этого великого вечного движения, связанным с рождением, расцветом и увяданием, с вечным обновлением, поэт обретал мудрое, философское отношение к жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

В этом и заключается тайна силы строк Сергея Есенина.

Составление синквейна

(варианты, которые предложили ученики)

Родина

Христианская, многоликая

Дышит, смеется, плачет

Есенин и Земля - одна судьба

Творца

Природа

Стозвонная,яркая

Синеет и золотом льется

С березки и клена легкий напев

……….. Рефлексия

"Лёгкой походкой" прошел Есенин по русской поэтической стране, по "стране берёзового ситца", и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское "буйство глаз и половодье чувств", его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

- Какой новый опыт приобрели и чему научились?

- Ответили ли мы на вопрос темы? Добились ли цели? Вывод?

Песня «Отговорила роща золотая»

(Презентация)

Домашнее задание: подготовиться к сочинению, выучить наизусть и проанализировать понравившееся стихотворение С. Есенина.

© 2010-2022