Урок по теме «Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». »

Данный конспект урока может быть использован на уроках литературы в 5 классе. Соответствует требованиям ФГОС. Представлен в виде технологической карты. Добавлен самоанализ урока. Данный урок изучается в тесной связи с предыдущим уроком по изучению стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» о тяжёлой доле бурлаков, а также с последующим уроком по изучению стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», рассказывающем о том, как жили дети из крестьянских семей. Таким образом, в сознании учащихся рождается целостный образ – жизнь целого поколения крестьянства: и взрослых, и детей, как мужчин, так и женщин.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Урок по теме

«Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова.

«Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете»







Слушателя курсов:

Котловой Л.В., учителя русского языка

и литературы МБУ СОШ № 55,








Предмет Литература

Класс 5

Тема «Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете»

Тип урока Урок изучения нового материала

Форма проведения диспут

Технологии: исследование, синквейн.

Цели:

Образовательные:

1) Познакомить с жанровыми особенностями стихотворения; учить анализировать стихотворный текст по плану; учить выявлять изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

Работая в кабинете-музее, посвященном жизнь и творчеству Н.А. Некрасова, окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству, используя ресурсы кабинета.

2) провести анализ портретных зарисовок главной героини поэмы; проследить главные особенности характера главной героини; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение героиней поэмы.

Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить характер и поведение героини - обобщать, делать выводы.

3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.

4) учить анализировать стихотворный текст.

5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

6) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качеств личности на примере качеств главной героини поэмы;

2) учить умению работать в микрогруппе (паре): уметь планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Рефлексия

Предметные результаты

УУД

I.Мотивационный

Оргмомент

1-2 мин

Приветствие класса учителем


- Я готов к плодотворной работе на уроке.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

Личностные:

смыслообразование (Я должен посмотреть...)

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез

5-7 минут

- Мы уже знаем, как тяжёло жилось крестьянам на Руси во времена Н.А. Некрасова из стихотворения «На Волге», знаем о невыносимой жизни бурлаков.

- Как вы думаете, а легка ли была жизнь женщины-крестьянки? Докажите примерами из прочитанных ранее произведений, из истории России.

- Однако в отрывке из поэмы «Мороз, Красный Нос» Н.А.Некрасов изображает совсем иную картину из жизни женщины-крестьянки, находя в ней привлекательные черты.

- Как вы считаете, какова будет цель сегодняшнего урока? Что мы должны будем выяснить для себя?


А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Ответ на проблемный вопрос, приведение примеров из истории и литературы.





Учащиеся высказывают предположения о том, что они должны будут найти в произведении Некрасова доказательства того, что героиня поэмы - счастливая и довольная жизнью женщина.

- Я задумаюсь о судьбе русской женщины в прошлом, о светлых и тёмных сторонах её жизни, попытаюсь проникнуться судьбой героини поэмы.

Умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, мораль.

Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

II.Ориентировочный

Актуализация знаний.

Выдвижение гипотез.

5-7 минут

- Послушаем отрывок из поэмы (в исполнении подготовленных учащихся или с использованием фонохрестоматии).

- Какой образ рождается у вас в воображении по прочтении этих строк?

- Сравните свои воображаемые портреты с иллюстрациями к произведению (А.Пластов и др.).

Чтение и слушание текста.



Высказывания учащихся, рисование словесного портрета героини.

Сравнение словесных портретов и графических изображений героини поэмы.

Что произвело на вас самое сильное впечатление в прочтённом тексте?

Умение выразительно читать произведение; анализировать образ героини; составлять словесный портрет героя.

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

III.Исполнительский

Поиск решения проблемы.

Представление результатов.

20-25 минут

Работа в группах.

1 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что работа доставляет крестьянке радость.

2 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что крестьянка умеет и отдыхать вместе с семьёй.

3 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что крестьянка вызывает восхищение автора.

4 группа: - Проанализируйте, какие эпитеты помогают автору создать образ гордой, полной достоинства женщины из народа.

Работа учащихся с текстом в группах.

Ответы с использованием текста.

Отработка учащимися понятия об эпитетах.

Учащиеся делятся собственными впечатлениями о героине стихотворения, говорят, что вызвало в них подобные чувства к ней.

Умение анализировать образ героини, понимать авторскую позицию и находить подтверждение этому в самом тексте произведения.

Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

IV.Рефлексивный

Применение новых знаний.

5 минут

Составление синквейна по данному отрывку.

- Ребята, можем ли мы предположить, как сложилась судьба этой прекрасной женщины, героини поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».

- Почему мы не можем однозначно сказать, что судьба этой женщины сложится так же «радужно», как описал автор в данном отрывке?

Работа по составлению синквейна на доске и в тетрадях.

- Возникло ли у вас желание прочитать произведение целиком и узнать о дальнейшей судьбе героини? Есть ли у вас ощущение того, что её жизнь останется такой же «радужной», как в этом отрывке? Почему?

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня почувствовал…

Уметь анализировать произведение и высказывать предположения о содержании всего произведения по отрывку.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование,

прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

V. Подведение итогов

Определение домашнего задания, оценивание работы учащихся.

3-5 минут.

- Дома ещё раз перечитайте этот отрывок, ответьте на вопросы учебника (стр. 195-196) (всем)

- Выучите отрывок наизусть (по желанию).

Или:

- Проиллюстрируйте любой понравившийся отрывок стихотворения.

- На следующем уроке мы создадим выставку ваших работ и послушаем выразительное чтение стихотворения теми, кто выучит его наизусть.

- Оценки за урок…

Учащиеся записывают домашнее задание, делая предварительный выбор того, что они хотят сделать.

Кем вы хотите себя ощутить: чтецами художественного текста или художниками-иллюстраторами? Почему?

.

Регулятивные:

волевая саморегуляция

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Познавательные:

умение структурировать знания

оценка процессов и результатов деятельности

Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.





Самоанализ урока

Данный урок может быть проведён в пятом классе любого состава учащихся, так как подбор заданий соответствует любому уровню подготовленности учащихся.

Данный урок изучается в тесной связи с предыдущим уроком по изучению стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» о тяжёлой доле бурлаков, а также с последующим уроком по изучению стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», рассказывающем о том, как жили дети из крестьянских семей. Таким образом, в сознании учащихся рождается целостный образ - жизнь целого поколения крестьянства: и взрослых, и детей, как мужчин, так и женщин.

Содержание учебного материала соответствует поставленным целям (образовательным, развивающим и воспитывающим).

На уроке используются различные методы, формы и приёмы работы, направленные на формирование УУД в соответствии с ФГОС.

Каждый этап урока направлен на достижение планируемых результатов и соответствует возможностям учащихся данного возраста и различной степени подготовленности.

В результате проведения данного урока прогнозируется формирование положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, заинтересованность в углублении полученных знаний и стремление к планированию дальнейшей деятельности на уроках литературы.

В ходе урока неоценимое значение имеет психологический аспект в подаче материала, вызывающий отклик у учащихся, желание сопереживать героине изучаемого произведения.

Формы работы (коллективная, групповая, инивидуальная), их чередование позволяют избежать быстрой утомляемости учащихся, поддерживают их работоспособность и заинтересованность в течение всего урока.

Задействованность практически всех учащихся в различных видах и формах деятельности на уроке позволяет поставить большое количество оценок по итогам урока.

Домашнее задание на следующий урок имеет творческую направленность и даёт учащимся возможность выбора, что несёт в себе положительную психологическую мотивацию на дальнейшее сотрудничество и сотворчество как в рамках урока, так и вне его.



© 2010-2022