- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ учителя русского языка и литературы
Самоанализ учителя русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Костенко М.С. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аттестационные документы
учителя русского языка и литературы
Костенко Марии Сергеевны
МКОУ Воробьевская СОШ
Венгеровского района
Новосибирской области
2015 год
Я, Костенко Мария Сергеевна, учитель русского языка и литературы, в данной школе работаю в течение 8 лет, с марта 2007года.
Образование- высшее, НГПУ , 2009год, присуждена квалификация учитель русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература».
Общий трудовой стаж- 8 лет;
Стаж по специальности-8 лет;
Квалификационной категории на данный момент не имею, но свое профессиональное мастерство повышаю на курсах повышения квалификации (Приложение1), на районных семинарах, являюсь руководителем МО «социально-гуманитарного цикла», посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю методические статьи из журналов «Русский язык в школе», «Литература в школе». Полученные знания успешно применяю на практике, что способствует реализации поставленных целей обучения и воспитания.
Ведущая идея моей деятельности - повышение интереса к урокам русского языка и литературы путем использования сначала опорных конспектов, введения элементов занимательности, проведения нестандартных уроков, а в последнее время - ИКТ.
Своим педагогическим кредо считаю слова Николая Васильевича Гоголя : «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя».
Основная цель - воспитывать и обучать личность, умеющую общаться и реализовывать полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Чтобы достигнуть этой цели, необходимо использовать инновационные педагогические технологии. Они помогут в проведении уроков на качественно новом уровне. Я с удовольствием применяю традиционные методы обучения, проверенные временем, но при этом их модернизирую. Причина очень веская - реализация ФГОС второго поколения, в тандеме с филологом и членами МО изучаем документацию и разрабатываем программы по ФГОС второго поколения для 5-9 класса. Надо, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в современном мире, чтобы могли преобразовывать этот мир: знания, умения, навыки практической, самостоятельной деятельности. При реализации стандарта формируются универсальные учебные действия, сохраняется здоровье учащихся, индивидуализируется процесс обучения.
Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний, но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни
В своей работе я опираюсь на нормативные документы: закон РФ «Об образовании», закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Обучение учащихся ведётся на основе требований Федерального образовательного стандарта.
Я хорошо знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса предметов, ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
На уроках я использую учебники и методические пособия, допущенные Министерством образования и науки РФ в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений. Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений.
В 8-9 классах обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Бабайцевой В.В., в 10-11 классах использую программу под редакцией А.И. Власенкова. Обучение по литературе в 8-9 веду по программе Курдюмовой Т.Ф., а в 10-11 классах веду по программе под редакцией В.Я. Коровиной
В процессе преподавания использую учебники, соответствующие программе:
• Русский язык:
8-9 класс -В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория»- М.: Дрофа 2013г. «Русский язык. Практика»-Пичугов Ю.С.-М.-Дрофа 2013год. Е.И. Никитина «Русская речь»-М. Дрофа 2013год.
10-11 класс - А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык», Москва, «Просвещение» 2014 год
• Литература: 8-9 класс - УМК Т.Ф. Курдюмова «Литература» издательство Дрофа 2010 год; 10-11 класс - В.П. Журавлев «Русская литература XX века», «Просвещение».
В работе применяю и такие средства обучения:
- научно-популярную литературу, которая даёт новейшую информацию по изучаемой теме и расширяет кругозор учащихся (подготовка сообщений, докладов, рефератов, тезисов)
- периодическую печать для реализации процесса воспитания (нравственного, патриотического, физического, экологического);
- художественную литературу;
- технические средства (интернет ресурсы, компьютер, проектор);
- различные словари, тесты.
Я являюсь заведующей кабинетом русского языка и литературы. Учебный кабинет - место для творческой работы учителя и его учеников. За восьмилетний стаж работы в кабинете собрана библиотека по предмету, создана достаточно полная дидактическая база: самостоятельные и контрольные работы, тесты, таблицы, разработки уроков и внеклассных занятий. Кабинет оснащен современной техникой: компьютером, проектором, принтером.
Процесс обучения русскому языку и литературе направляю на то, чтобы у учеников появился интерес к моим предметам, создавался положительный эмоциональный настрой. Уделяю внимание оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Постоянно совершенствуя учебный процесс, в своей работе ищу новые приемы обучения и использую их в сочетании с традиционными. Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:
- практический (выполнение упражнений учебника);
- репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
-объяснительно- иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
- исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
- метод устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, лекция, иллюстрирование);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор);
-метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (выполнение аналитически-синтетических упражнений, преобразование языкового материала);
- метод проверки и оценки знаний учащихся, навыков учащихся (диктант, лабораторная работа, контрольная работа, тестовая работа).
- метод работы по применению знаний на практике;
- метод выработки умений и навыков (трансформация текста, конструирование, моделирование, подбор синонимов, изложения, сочинения, монологическое высказывание);
- наглядные (иллюстрирование, демонстрация);
-проблемное изложение изучаемого материала (создание проблемной ситуации, решение частной лексической, грамматической задачи).
Совокупность этих методов позволяет мне охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации.
В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальную;
-парную;
-групповую;
-коллективную.
Как предметник я владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои образовательные потребности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
Из года в год показываю хорошие результаты качества обучения детей. В период с 2013 по 2015 год качественный показатель обучения находится в пределах 57-100% (Приложение 2). Так же обучающиеся 8 и 10 класса показали хорошие результаты в областном мониторинге в 2015году (Приложение 3).
Расширение и углубление реформы учебно- образовательного процесса оказало огромное воздействие на многие стороны образования. Для меня наиболее важной проблемой стал процесс подготовки к аттестации в 11 и 9 классе. Изучить методику подготовки ребят к ЕГЭ, спланировать работу по обобщению полного курса русского языка, проводить целенаправленную работу(определение особенностей построения типа речи- рассуждение, подбор тезисов к разным темам, обучение аргументированию, анализ примеров, взятых как из жизни, так и из произведений художественной литературы) по обучению школьников выполнению заданий 3(сочинение), использование тестов с сайта ФИПИ и для работы с ними в режиме онлайн, создание учебных проектов и презентаций как по русскому языку, так и по литературе - такие задачи решаются мной в процессе подготовки детей к аттестации с помощью факультативных и элективных курсов, к тому же из-за недостаточности дидактического материала приходится самостоятельно подбирать огромное количество учебных заданий для создания КИМов. Большую помощь в этой работе оказывают материалы различных сайтов.
-
В результате итогом экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ в 2014- 2015 учебном году стало достаточно высокое качество знаний -100 %,успеваемость - 100%. ГИА успеваемость -100% , качество-100% (Приложение 4).
Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и конкурсах, занимают призовые места (Приложение 5). Большинство выпускников поступают в вузы России и успешно там обучаются.
Ежегодно провожу предметную неделю, интеллектуальные игры( «Счастливый случай» , «Занимательный русский» и тд.) викторины.
Принимала участие в районном конкурсе классных руководителей «Самый классный классный», 2012-2013 учебный год (Приложение 6). Так же в 2015 году получила грамоту от управления образования «За добросовестный труд» (Приложение 7).
Являюсь классным руководителем 5 и 6 класса. Основными задачами работы считаю создание условий для всестороннего развития ребят, совершенствования форм работы с учащимися и родителями, воспитание дружелюбного отношения друг у другу и окружающим людям. Совместные дела, взаимовыручка и поддержка способствуют развитию дружбы и взаимопонимания. По способностям дети привлекаются к участию во внеклассных мероприятиях, являются активными участниками спортивных соревнований.
В своей работе мне приходится общаться с родителями обучаемых. С ними веду беседы на родительских собраниях класса и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. Для изучения семьи использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, анкетирование, материалы детского творчества. Вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс с помощью таких форм деятельности, как участие родителей класса в работе Совета школы; в работе родительского комитета и в жизни класса. Довожу до сведения родителей требования, предъявляемые к изучению моих предметов, по проведению ЕГЭ, ГИА.
Четкое планирование всей моей деятельности - основа для эффективного использования времени детей и моего собственного как одного из качественных показателей работы учителя.
Я считаю, что уровень познавательного интереса обучающихся на моих уроках достаточно высок. И объясняется это, прежде всего, объективными причинами:
- русский язык- это не просто учебный предмет, это средство получения ЗУНов по другим учебным дисциплинам.
- обязательность экзамена по русскому языку для поступления в ВУЗы вызывает практический интерес к учебной дисциплине.
- востребованность интеллектуальных людей в нашем современном обществе заставляет уделять наибольшее внимание урокам русского языка и литературы.
Мои отношения с коллегами можно оценить как дружеские, творческие, присутствует здоровая конкуренция, отношения взаимопомощи, взаимовыручки, поддержки, сотрудничества, наличие дискуссии в процессе работы, отсутствие конфликтов.
Я люблю свою профессию, ведь учителем работаю в течение 8 лет, беззаветно предана ей, а преодолевать трудности мне помогают доверчивые и внимательные глаза моих детей, моих учеников. Опыт научил не бояться трудностей, а пытаться преодолеть их, пусть даже не сразу: от неверия в свои силы к обдумыванию последовательных действий, затем обязательно находится выход из создавшегося положения. Самое главное - двигаться вперед. Не останавливаться на достигнутом. Находить что-то новое, по-иному смотреть на давно известное. Постоянно учиться самой.