- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по литературе на тем А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке. (5 класс)
Конспект по литературе на тем А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке. (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванюк В.Н. |
Дата | 27.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Подробный конспект урока
-
Название - А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
(Соответствует теме календарно-тематического планирования по программе
В. Я. Коровиной 2010 г.)
-
литература
-
5-ый
-
Иванюк Валентина Николаевна, учитель
-
БОУ «Ермаковская СОШ»
-
Россия
-
Омская область
-
Тарский район
-
с. Ермаковка
Рисунок из Интернета
Тема урока:
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Тип урока: Изучение нового материала
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях", иллюстрации к сказке, рисунки учащихся, слайды, интерактивный тест, портрет А.С.Пушкина. компьютеры, мультимедийный проектор
Межпредметные связи: изобразительное искусство, русский язык,
мировая художественная культура
Цели урока:
-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина (ответить на вопрос, чему учит нас сказка?) рассмотреть категории добра и зла на примере героев данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению пересказывать, формулировать вопросы по тексту, сравнивать, обобщать;
- способствовать формированию прочной нравственной позиции, положительного отношения к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.
Используемые источники:
1. А. С. Пушкин. Сборник сказок
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс
3. Коровина, Коровин, Журавлев: Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал по литературе.
4. А. В. Ильясова festival.1september.ru/articles/607044/
5. Р. В. Руденко festival.1september.ru/articles/501339/
6.google.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0+%D0%BE+%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B9+%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5&hl=ru&newwindow=1&tbo=d&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=VgrCUIWjK8n04QT0nYDgCg&sqi=2&ved=0CAQQ_AUoAA&biw=1280&bih=866 (иллюстрации к сказке)
7. skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey.mp4 (видео-файл)
Этапы урока | Деятельность ученика | Деятельность учителя |
I этап Целеполагание (3 мин) | Здороваются, присаживаются
Отвечают: положительные и отрицательные герои сказки, добрые и злые) отвечают: мы будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, сравнивать их)
| Экспозиция: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ушли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался? Прямо к солнцу поднимался/ 1 - 5 слайды (затем идёт презентация сказка, я сама переключаю) Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: …пожди,… Сказка ждет нас впереди. -Ребята, Вы, как внимательные зрители, конечно же, заметили, какие герои оказались на слайдах вместе? -Так о чём же пойдёт речь на уроке? СЛАЙД № 6 -Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы - раскрыть значение терминов "добро" и "зло" на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. Обратите внимание на эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живёт,- сказал грузинский поэт Шота Руставели, Предлагаю проверить данное высказывание, анализируя сказку А. С. Пушкина
|
II этап Проверка ДЗ (работа с тетрадью) (3 мин) | Открывают тетради и записывают число и тему урока Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря. Читают определения из словаря В. И. Даля ВЫВОД Все эти определения похожи: добро - это правильно, хорошо и полезно зло - вредно, плохо
| Откройте тетради, запишите число и тему урока + эпиграф (переключаю на 2-ую презентацию) Нам всем хорошо знакомо выражение "В сказках всегда ДОБРО побеждает ЗЛО " Что же это такое - Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради. СЛАЙД № 7,8 -Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов) Вот какие определения даёт знаменитый толковый словарь В. И. Даля
|
III этап Работа с героями и текстом (10 мин) | Перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным Добрых! - По его поступкам! Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый. - Царевна и Царица
| -На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). Значит, как и в (народных) сказках, в сказке Пушкина мы можем выделить положительных и отрицательных героев. - Заполните таблицу, распределив по колонкам + и - героев (распечатанная) (царица, царевна, королевич Елисей, Чернавка, семь богатырей, явления природы: солнце, месяц, ветер) СЛАЙД № 9 - таблица героев (дети называют, таблица открывается) - Каких сил больше? - Скажите, ребята, а как мы можем определить, злой человек или добрый?
-Какие герои в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся? Давайте найдём и зачитаем словесный портрет, где автор описывает ЦАРИЦУ СЛАЙД № 10 (СТР 92) Строки, где автор описывает ЦАРЕВНУ СЛАЙД № 11 ( СТР. 92 - 93)
|
V этап Работа с текстом (12 мин)
| -Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем, значит душа у нее черная. -А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают. | СЛАЙД № 12 -Ребята, посмотрите на составленную таблицу сравнения героинь: и царица, и царевна - внешне красивы. Но про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? СЛАЙД № 13 (работа со словарными словами: нрав, кроткий, гордлива, ревнива, ломлива, своенравная ) , № 14 (пословицы)
|
Отдых Физминутка для мышц (2 мин) |
| -Все встаньте. ФИЗМИНУТКА (повторяется 2 раза) Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише. Деревцо всё выше, выше |
IV этап (продолжаем работу над текстом)
Вопросы детей | - Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, и волшебное зеркало сообщает, что падчерица "милее и белее", чем она. -Ненависть, зависть Её не устраивает, что она не самая красивая - Почему богатыри построили свой терем в лесной глуши? - Промышляли охотой -Почему царевна решила, что в тереме "люди добрые живут"? - Есть иконы, в горнице чисто, светло. -Что сделала героиня в доме? Как это характеризует героиню? - Зажгла свечу, затопила печь. Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
-Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркальце смотрится, любуется своей красотой. -Она наряжается черницей и дарит царевне наливное яблочко отравленное - Пёс Соколко -стр. (100 - 103) пересказ эпизода -Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. (сюжет) (стр. 104 - 106 ) Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала Тут ее тоска взяла, И царица умерла"
| -Ребята, почему царица решила погубить царевну? СЛАЙД № 15 - Давайте найдём этот эпизод в тексте и прочитаем по ролям (СТР 93 - 94)
- как вы думаете, Какие чувства испытывает царица к царевне? -Ребята, чего не хватает царице, почему она злится? СЛАЙД № 16 Итак, царевна не погибла, а оказалась в тереме у богатырей. Найдите эпизод в тексте, соответствующий иллюстрациям на слайде.( СТР. 96) (вопросы по этому эпизоду придумывают сами ребята) Слайд 16 «Царевна в тереме у богатырей» - Задайте вопросы по иллюстрации -Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
-Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
-Что предпринимает царица, чтобы в очередной раз избавиться от соперницы? -Кто мешает царевне общаться с незнакомкой? СЛАЙД № 17 -Удалось ли псу Соколко предотвратить зло? ( Стр. 100 - 103 ) пересказывают эпизод -Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это? Представьте, ребята, что сказка на этом закончится? Может такое быть? СЛАЙД № 18 -В сказках у добра всегда много помощников, а зло - одиноко. -В "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту. СЛАЙД № 19 -Что же происходит со злой царицей-мачехой? -Найдите строки, в которых говорится о победе добра над злом. (Стр. 108) Царицу злость съела изнутри . -Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. СЛАЙД № 20 |
VI этап 10 мин
|
| Я вам предлагаю выполнить проверочный интерактивный тест в программе «My Test» .Т.к. у нас 4 компьютера, то ( 4 учащихся работают за компьютерами. 2 учащихся выполняют тест на листочках) Выполнили тест. Запомните свои оценки. Даша и Артем, тесты проверим в конце урока
|
VII этап Итоги 5 мин
Д/З Оценочный лист
| -Нельзя быть злыми, эгоистичными, жестокими. Открывают дневники и записывают ДЗ | -Ребята, все мы помним слова из сказки Пушкина "Сказка о золотом петушке": Сказка - ложь, да в ней намёк! -Какой урок мы извлекли из "Сказки о мёртвой царевне"? Какими нельзя быть? Какие чувства вызвала у вас изучаемая тема? - Чему учились на уроке? Выучить наизусть (отрывки) понравившиеся эпизоды из сказки В оценочном листе определите свою активность на уроке и поставьте оценки
Выскажите своё мнение
Таким образом, оценки за урок следующие Вадим - 5 Артём - 4 Виктор - 5 Виктория - 5 Полина - 5 Дарья - 5 Урок окончен. Всем спасибо! |
Иванюк В.Н. Открытый урок по литературе в 5 кл.