Урок по литературе Матренин двор

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Л.К.Баранюк





Открытый урок в 9 классе по технологии

«Проблемное обучение»

по теме А.И. Солженицын «Матрёнин двор»




Урок по литературе Матренин двор



















АСИНО-2015


Данная методическая разработка предназначена для преподавателей литературы, она поможет в изучении творчества А.И.Солженицына, чьё имя - совесть современной литературы. Урок изучения нового материала разработан на основе технологии проблемного обучения. Даны основные этапы урока с комментариями преподавателя. Имеется дополнительный материал о жизни и творчестве писателя. Урок сопровождается презентацией о судьбе А.И.Солженицына.


А.И.Солженицын - фигура культовая для реабилитации новейшей русской литературы. Он был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением был завершён период возврата ценностей в литературе. Возвращение Солженицына в новую Россию воспринималось как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Произведения писателя, вобравшие и автобиографическое, и опыт многих людей, и документы - имели мощное публицистическое звучание, становились событием не только в культурной, но и общественной жизни страны.

Рассказ «Матрёнин двор» - о нравственном идеале писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования- не в благоденствии, а в развитии души». Этот рассказ несёт в себе громадный нравственно- духовный заряд, наглядно раскрывает отношения власти и человека. Праведница Матрёна - нравственный идеал писателя.

На уроке звучат сообщения учащихся о жизни писателя, об истоках создания рассказа. Занятие построено с использованием технологии проблемного обучения, которая позволяет включить ученика в поиск решения новых для него проблем, самостоятельно работать с текстом, находить ответы на поставленные вопросы и делать выводы. Основная цель технологии проблемного обучения - самостоятельно добывать знания, способствовать развитию проблемного мышления учащихся, обучать способам поиска информации, развивать коммуникативные способности учащихся, память и внимание, вырабатывать навыки и умения работать в группе, чётко формулировать вопросы и ответы.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


Проблемное обучение - это такая форма организации педагогического процесса, когда ученик систематически включается в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний. Главными признаками, которые лежат в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения, являются:

  • Создание проблемных ситуаций;

  • Обучение учащихся в процессе решения проблем;

  • Сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация - состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассоглосования» информации, по другим методическим особенностям. Ситуации интеллектуального затруднения создаются чаще всего с помощью проблемного вопроса в процессе работы наиболее часто используется проблемный вопрос в форме познавательной (проблемной) задачи.

Обучение учащихся в процессе решения проблем- основная и по времени самая длительная часть учебного занятия. Алгоритм решения проблемной задачи включает в себя 4 этапа:

  1. Происходит осознание проблемы. Учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Находят разрыв в цепочке причинно- следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

  2. Формулирование гипотезы.

  3. Доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требует от учащихся переформулировки задания или вопроса. Находят аргументы, приводят факты, подтверждающие правильность гипотезы.

  4. Вывод, в котором изучаемые причинно- следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления

Усвоение знаний в готовом виде и их применение может быть проверено в конце урока или в качестве домашнего задания различными способами

Варианты тренинга учащихся:

  • Тренинг осуществляется в конце урока, учащиеся выбирают одну из проблемных задач, решённых на уроке, пишут ответ.

  • Учащиеся решают проблемные задачи, устно восстанавливая в памяти алгоритмы решения.

  • В конце урока учитель проводит тренинг по вариантам.

  • В конце урока проверочная работа. Из задач. Решённых на уроке, учащийся выбирает две, повторяет варианты их решения, работая в парах, проговаривает пути их решения.

  • Проверочная работа выполняется дома. Учащимся предлагается выбрать одну из задач, решенных на уроке, записать её решение, затем решить новую проблемную задачу( по выбору).

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - творческое усвоение содержания образования, усвоение опыта творческой деятельности.

При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что учащимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока. Задания для самостоятельной работы должны быть взаимосвязаны по дидактической цели и содержанию учебного материала.

Дидактические цели формируются в соответствии со всеми этапами процесса обучения, следовательно, в систему объединяются задания со следующими дидактическими целями: а).актуализация знаний и умений;

б). осознание и осмысление блока новой учебной информации;

в).закрепление и систематизация знаний;

г).применение знаний в новой учебной ситуации;

д).проверка уровня усвоения знаний и умений.

В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие может проходить в разных формах.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью- создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.









Структура проблемного урока:


  • Постановка учебной проблемы (постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающей к поиску неизвестного)

Проблемная задача помогает учащимся осознать цели учебной деятельности, что, в свою очередь, влияет на формирование её положительных мотивов. Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как не совпадающий с темой вопрос, ответом на которое будет новое знание. К учебной проблеме можно повести учащихся следующим способом: создать проблемную ситуацию или использовать мотивирующие приёмы. Для выхода из проблемной ситуации необходимо вести с учащимися побуждающий диалог- стимулирующие вопросы, позволяющие ученикам осознать противоречие проблемной ситуации и сформировать учебную проблему.


  • Поиск решения (осознание, решение поставленной проблемы)

На этом этапе используются методы, которые являются наиболее оптимальными в решении учебной проблемы. Это проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения позволяет обозначить учащимся проблемную ситуацию, раскрыть пути её решения, показать противоречия и источники их возникновения, аргументировать каждый шаг к решению проблемы.

Эвристическая беседа - это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся. Конечной целью такой беседы является решение целостной проблемы или её части. Вопросы в беседе должны представлять маленькие подзадачи на пути к решению основной проблемы. Важным моментом при ведении эвристической беседы является переход от коллективного обсуждения проблемы к индивидуальному выступлению конкретного учащегося.

Таким образом, эвристическая беседа облегчает процесс творческой деятельности, способствует непроизвольному формированию памяти, то есть ученики способны не только воспроизводить формулировки понятий, но и анализировать их. Эвристическая беседа вызывает желание общаться, быть причастным к решению задачи всего коллектива.

Исследовательский метод - самый высокий уровень познавательной работы учащихся в решении учебной проблемы. Особенно эффективна групповая работа. Она обеспечивает индивидуальное развитие каждого учащегося, развитие коммуникативных способностей, учит кратко и чётко выражать свои мысли, слышать и слушать друг друга.


  • Выражение решения (применение знаний для решения конкретных задач и выражение « новых» знаний)

В ходе решения учебной проблемы учащиеся открывают «новые» знания. Для их выражения используются различные продуктивные задания- формулирование вопросов для взаимопроверки, тестовые задания, связные ответы- обобщения, что способствует развитию внутриличностного интеллекта.


  • Творческое применение «открытых знаний»

Реализация этого этапа возможна в результате составления учащимися опорного сигнала или художественного образа. Опорный сигнал - это образ, выражающий знание в предельно- абстрактном, концентрированном виде. Его можно дать в виде домашнего задания (символ, схема, таблица, опорные слова, кластер)

Создание художественного образа должно передавать основное содержание изученного материала

Тема: А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

Цели: Образовательная:

1.Познакомить учеников с личностью и творчеством А. Солженицына

2.Истрия создания повести «Матрёнин двор» («Не стоит село без

праведника»)

3. Анализ повести «Матрёнин двор»

Воспитательная: 1. Жить «в ладах с совестью своей».

2. «Праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля

наша»

Вид занятия: Урок- исследование по технологии «Проблемное обучение»

Тип занятия: Изучение нового материала

Методы: Информационные (рассказ, доклад)

Репродуктивный (беседа с использованием наглядных пособий )

Исследовательский (анализ текста)

Технология:1. Проблемного обучения

2. Элементы РКМЧП

3.Информационно- коммуникативная технология

Приёмы: Работа в группах

Задания - исследования

Творческие задания

Сопоставление

Создание проблемной ситуации

Межпредметные связи:

Обеспечивающие тему: история России, философия, литературоведение, русский язык,

эстетика, этика.

Обеспечиваемые: история России, философия, литературоведение, русский язык, основы

этики.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия: Выставка книг А.И.Солженицына

Раздаточный материал: алгоритм характеристики героя (Приложение№2)

план связного рассказа по теме Приложение №3)

Технические средства: презентация «А.И.Солженицын. «Жизнь и творчество»


К концу урока ученик

Должен знать

Должен уметь

1.Жизнь советской деревни 50-х годов ХХ века

1.Анализировать художественный текст

2.История создания рассказа «Матрёнин двор»

2.Дать характеристику герою.

3.Гражданская позиция писателя. Взгляды на советскую действительность.

3.Находить художественные средства выражения.

4.Судьба писателя в советской России.

4.Составлять связный рассказ, опираясь на текст произведения. Делать выводы.

Выступать перед аудиторией


I Вводная часть.

  1. Организационная часть

  2. Сообщение - доклад ученика Жизнь и творчество писателя..

  3. Сообщение - доклад ученика Владимирская страница Солженицына. Истоки создания повести.

Слово учителя

Солженицын создал образ простой сельской труженицы Матрёны. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой - жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть.

Так кто же она - Матрёна - жертва или святая?

1.А.И.Солженицын разделил свой рассказ на три части, обозначив тем самым

обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини.

а).Матрёна в восприятии рассказчика;

б).Прошлое героини;

в). После смерти.

2. Создаём три рабочих группы, которые к концу урока должны дать связный рассказ о героине и ответить на поставленный вопрос

3.Основная работа проходит с текстом (Предполагается, что ученики знакомы с содержанием рассказа) Каждая группа по ходу работы подбирает и отмечает необходимый материал, группирует его, составляет связный рассказ.

4.Преподаватель корректирует и направляет работу студентов. Используется форма эвристической беседы, исследовательского метода.

  • Нарисовать словесный портрет Матрёны

Ученики приходят к любопытному текстуальному наблюдению: писатель не даёт подробного конкретного портретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. Тем не мене к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в подборе красок, в построении фраз чувствуется отношение автора к своей героине. От красного морозного солнца чуть розовым залилось окошко сеней - и грел этот отсвет лицо Матрёны» И дальше - прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Запоминается и плавная, певучая, исконно- русская речь Матрёны.

ВЫВОД: Простое, доброе, русское лицо с неловкой словно неумелой улыбкой, мудрыми, спокойными глазами с каким- то удивительным светом, идущим откуда- то из глубины, из души. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей».

  • Каков окружающий мир Матрёны, её быт.

Темноватая изба с большой русской печью- это как бы продолжение её самой, частичка её жизни. Всё здесь органично и естественно.(Шуршащие за стеной тараканы, колченогая кошка, подобранная из жалости, любимые Матрёнины фикусы)

  • История «колотной житёнки» Матрёны.

Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей потеря мужа на войне, адский непосильный труд в деревне, тяжёлая немочь- болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а потом списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

ВЫВОД: В судьбе одной Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины.

  • Каково отношение Матрёны к миру.

Но- удивительное дело!- не обозлилась на этот мир Матрёна, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. По - прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа» За четверть века в колхозе наломала она себе спину изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и брёвна. «И всё это не за деньги, - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Тем не менее пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не на заводе а в колхозе. И на старости лет не знала Матрёна отдыха: то хваталась за лопату, то уходила на болото накосить травы для своей грязно- белой козы, то отправлялась с другими бабами по ночам воровать тайком от колхоза торф для растопки зимой.

Сердилась Матрёна на кого- то невидимого, а на колхоз зла не держала. Мало того- по первому указу шла на помощь, не получая, как и прежде ничего за работу. Да и любой соседке или дальней родственнице не отказывала в помощи.

ВЫВОД: Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрёниным бескорыстием.

  • Какой предстаёт Матрёна в системе других образов. Каково отношение к ней окружающих.

Сёстры, золовка, приёмная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей- вот те, кто наиболее близок Матрёне, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? Жила она бедно, убого, одиноко- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные не появлялись в доме Матрёны, опасаясь, по- видимому, что Матрёна будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрёну, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Правда, после смерти Матрёны тут же слетелись сёстры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук её на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга- «единственная, кто искренне любил Матрёну в этой деревне,- «в слезах прибежавшая с трагическим известием», тем не менее, уходя, не забыла прихватить вязаную кофточку Матрёны, чтоб сёстрам она не досталась. Нещадно все пользовались добротой и простодушием Матрёны - и дружно осуждали её за это.

ВЫВОД: Неуютно и холодно Матрёне в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, - внутри малого - своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших.

Слово учителя

Матрёна близка герою другого рассказа Солженицына - «Один день Ивана Денисовича» Оба они- личности соборные , то есть несущие в себе народные начала., подсознательно чувствующие личностную ответственность перед народом. «Знают они о том или даже не подозревают, осознанно они поступают или подсознательно, но они отвечают на вызов нечеловеческой системы власти. Система поставила их за чертой милосердия, обрекла на уничтожение. Уже не конкретно Ивана Денисовича или Матрёну, а весь народ… Они готовы идти претерпевать неимоверно многое, в том числе и личные унижения- не унижаясь душой при этом»

ВЫВОД: Таким образом, мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. Не результат важен, а дух! Не что сделано, - а как! Не что достигнуто, - а какой ценой», - не устаёт повторять он, и это ставит его в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества.

Какова же основная мысль повести ? (о ложных нравственных основаниях общества бьёт он тревогу)

  • Картина русской деревни 50- х годов

Из отдельных деталей складывается целостный образ русской деревни 50- х годов Постепенно произошла тут подмена интересов живого конкретного человека интересами государственными, казёнными. Уж не пекли хлеба, не торговали ничем съестным- стол стал скуден и беден . Колхозники «до самых белых мух всё в колхоз, всё в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал огороды инвалидам и пенсионерам, и огромные площади земли пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрёна без рубля, а когда её надоумили добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли её с бумагами по канцеляриям несколько месяцев- «то за точкой, то за запятой» А более опытные в жизни соседки подвели итог её пенсионным мытарствам: «Государство- оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет»

ВЫВОД: Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми (Сцена разбора Матрёниной горницы)

Почему А.Твардовский, редактор журнала «Новый мир» предложил год 1956 в рассказе заменить на 1953? (Уж слишком тягостное впечатление оставляет деревня, нарисованная писателем в период хрущёвской оттепели) Это дало возможность напечатать рассказ.

  • Сцена похорон Матрёны, как она характеризует односельчан

Самая страшная фигура в рассказе- Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Но самым страшным для автора является другое: «Перебрав тальновских,- я понял, что Фаддей в деревне был такой не один.

  • Кто виноват в судьбе Матрёны. Смысл названия рассказа «Матрёнин двор»

Смерть Матрёны неизбежна и закономерна. Смерть выбирает лучших. Из жизни уходит именно Матрёна - праведница. Такие всегда виноваты, всегда расплачиваются даже и не за свои грехи. «Разорвалась тоненькая ниточка, ещё соединявшая Матрёну с жителями села. Умерла Матрёна, а вместе с неё её бог, которому она никогда не молилась, но который всегда жил у неё в душе». Умерла Матрёна - и разорили её двор. Смерть героини - это некий рубеж, это обрыв державшихся ещё при Матрёне нравственных связей. Это начало распада нравственных устоев деревни. Рассказ Солженицына отличается суровой и жестокой правдой.

Название рассказа глубоко символично. Матрёнин двор- как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрёна устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По- народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор» Матрёнин двор- это мир добра , духовности и милосердия. Но гибнет Матрёна - и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И Никто не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное, не поддающееся дележу.

ВЫВОД: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

5. Каждая группа представляет связный рассказ, ОПИРАЯСЬ на текст и делает собственный вывод, своё заключение о судьбе героини.

6.Какие качества Матрёны отмечает автор в рассказе? (Матрёна - женщина любящая и страдающая.) Согласны ли вы с такой оценкой героини?

Слово учителя

Солженицынская правда жёсткая, порой безжалостная. Но автор верит, он убеждён, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению- личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!» Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7.Возможно ли жить так праведно в настоящее время?

Мечты не всегда сбываются, счастье может не состояться, успех- может не прийти. Но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он ни был- удачным или неудачным- сохранив в себе и мужество, и благородность, и человечность, не убить то высокое, что заложено в нём природой.

Домашнее задание: (по вариантам)1. «Моё отношение к Матрёне»

2.«Кто виноват в судьбе Матрёны? Сама она, люди

или власть?»

3.Речевая характеристика героев. Народные слова и

выражения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок, проведённый по рассказу А.И.Солженицына не оставляет никого равнодушным. Ученики погружаются в жизнь деревни 50- х годов, сопереживают главной героине, размышляют и делают выводы. «Вечные» вопросы, поставленные писателем в рассказе, заставляют искать на них ответ. Ученики проводят параллель между оценкой автором своей героини и своей собственной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.А.Г.Семеняк, Душа, принесённая в жертву…, Русский язык и литература, №2, 1991

2.Л.А.Симакова, Душа неподвластна, Русский язык и литература, №2, 1991

3. Н.Локтионова, Не стоит село без праведника, Литература в школе, №3, 1994

4. Н. Лалакин, Владимирская страница Солженицына, Литература в школе, №3, 1994

5.Н.В.Егорова, Поурочные разработки по русской литературе, ВАКО, Москва,2004

6.П.Паламарчук, Александр Солженицын: путеводитель, Литература в школе, №5 , 1999

Приложение1

Жизнь и творчество А. И. Солженицына

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске; отец его происходил из крестьянского рода, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын закончил в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступил заочником в Московский институт философии И литературы. Не закончив в нем двух курсов, он ушел на войну, с 1942 по 1945 год командовал на фронте батареей, был награжден орденами и медалями. В феврале 1945 года в звании капитана Солженицын был арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет, из которых почти год провел под следствием и в пересылке, три - в тюремном НИИ и четыре самых трудных - на общих работах в политическом Особлаге. Затем был сослан в Казахстан "навечно", однако в феврале 1957 года был реабилитирован. После выхода из заключения Солженицын работал школьным учителем в Рязани. После появления в 1962 году произведения "Один день Ивана Денисовича" он был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден был отдавать в "самиздат" или печатать за рубежом.' В 1969 году Солженицын был исключен из Союза писателей, а в 1970 году - удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" писатель был насильственно выдворен из России. До 1976 года Солженицын жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природой напоминающий среднюю полосу России. В 1994 году Солженицын и его семья возвратились на Родину.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - "полифоническая с точными приметами времени и места действия", из пяти его крупных вещей, как это ни удивительно, романом в полном смысле является "В круге первом", ибо "Архипелаг ГУЛАГ" согласно подзаголовку - "опыт художественного исследования": эпопея "Красное колесо"- "повествование в отмеренных сроках". "Раковый корпус", по авторской воле.- повесть. "Один день Ивана Денисовича" - рассказ.
Роман "В круге первом" писался тринадцать лет и имел семь редакций. Сюжет состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на "шарашку" - научно-исследовательское учреждение в системе МГБ, в котором заключенные создают методику распознания голосов. Смысл романа разъяснен зэком: "Шарашка - высший, лучший, первый круг ада". Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: "Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы пред рассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества, и разные у всех..."
В повести "Раковый корпус" Солженицын выдвинул свою версию "возбуждения рака": сталинизма, красного террора, репрессий.
В рассказе "Один день Ивана Денисовича" образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте, общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере, где он работал каменщиком.
На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шуховым в барак, санчасть, столовую, штабной барак, кроме БУРа. Мы узнаем жизнь зэка изнутри. Здесь иная шкала ценностей. Восемь лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко всякой мелочи, ибо от этого зависит благополучие, здоровье и сама жизнь лагерника. Вот он, воспользовавшись оплошностью повара, "закосил" две лишние миски каши; вот подобрал по дороге кусок ножовки, чтобы заточить из него сапожный ножичек. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов засыпал "вполне удоволенный", это вызывает у нас чувство сострадания. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных напастей: "не посадили... не выгнали... не попался... не заболел". Время действия обозначено январем 1951 года.
Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисовичем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавторанг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Клевшин, Цезарь Маркович, мальчонка Гопчик... Крестьяне, солдаты, интеллигенты, они думают о многом по-разному.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью (жену и двух девочек). Воевал с честью. После ранения не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения армии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в измене: мол, задание немецкой разведки выполнял. Если бы не подписал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт, который не прошел для Шухова даром: надо соблюдать лагерный режим, поклоняться надзирателю, не препираться с конвоем. Но при этом он мало поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают его житейская мудрость и практическая смекалка, лукавство и знание, что чего стоит.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших материальных элементов жизни: еды, одежды, крыши над головой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большущее пояснение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор описывает подробно. "Не считая сна, лагерник живет для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином". Лишняя пайка хлеба - не просто поддержка для организма, но и средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть для работы - и в голову не придет унижаться и выпрашивать. Шухов всегда рад разжиться хлебом, но сохраняя свое достоинство. Он запомнил слова опытного лагерника Куземина: "В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать".
Автор с уважением говорит о бессребреничестве Ивана Денисовича. Получая для Цезаря посылку, он не выпрашивает у него свою долю и даже не завидует ему.
В Бога Шухов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товарищей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться к конкретной работе.
Пол в надзирательской он вымыл слегка, небрежно. Но на кладке стены он испытывает гордость мастера, вдохновение от работы. Здесь Шухову даже жаль, что время быстро идет и пора кончать работу. Бережно относится он к инструменту. Как был бы нужен Шухов в своей деревне, где после воины мужики наперечет. Получая письма от жены, ШуХов переживает, как там с сенокосом. Осуждает легкие заработки красилей. В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта, отзывчивость. Ему платят тем же.
Второй главный герой повести - бригада. В повести чувствуется гордость за коллективный труд. В 104-й ни ссор, ни вздора. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в надзирательской, тот уверен, что товарищи приберегут ему завтрак. Шухов отдает вторую миску каши кавторангу. Все переживают за кав-торанга, когда его уводят *в БУР.
Этот рассказ Солженицына сохраняет свое познавательное значение и по сей день. Он поражает жестокостью и прямотой своей правды. Публикация рассказа была общественно-политическим событием.
Рассказ "Матренин двор", напечатанный в 1963 году, полностью автобиографичен. Жизнь Матрены Васильевны и обстоятельства ее воспроизведены писателем правдиво и достоверно. Истинное название деревни - Мальцеве Курловского района Владимирской области. Изначальное название рассказа "Не стоит село без праведника" - ключ к пониманию замысла автора и идеи произведения.
Сюжет рассказа прост. Учитель, приехавший в деревню глубинной России после жизненных мытарств, поселился в доме Матрены, который был "с четырьмя оконцами в ряд на холодную, не красную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком". Матрена была одинока, четверть века проработала в колхозе, часто хворала, но инвалидом не считалась. Получив пенсию, она зашила под подкладку своего пальто 20 рублей на похороны, Матрена необыкновенно трудолюбива и бескорыстна. Она помогает всем и безвозмездно, потому и не нажила себе никакого добра, кроме козы, кошки да фикусов. Так, она отдала часть своего дома на вывоз приемной дочери и ее мужу, когда тем надо было построить себе жилье. Она сама помогала разбирать бревна и грузить их на сани. На железнодорожном переезде "сани развалились", и Матрена погибла, придавленная налетевшим паровозом.
Оставшуюся часть дома и "добро" растащили "близкие".
"Непонятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, она не скопила имущества к смерти".
"Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самым праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша".
Творчество Солженицына притягивает мыслящего читателя правдивостью, болью за происходящее и прозорливостью.

© 2010-2022