Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В. Я. Коровиной)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я.Коровиной)

Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я.Коровиной)

Рабочая программа по литературе 9 класс (по программе В.Я.Коровиной)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа»

Михайловского района Алтайского края

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____/Бейм Л.Г./

Протокол №_______от

«___»_________2015г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________/Е.И.Смирнова/

«___» ________ 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ________/В.В. Тимофеева/

Приказ №_________

от «___» _________ 2015г.




Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для 9 класса

основного общего образования

на 2015-2016 учебный год





Составитель: Нургалиева Алма Игнатьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









2015г.

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе для 9 класса


Нормативно-правовая база

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004г. № 1089,- М.:2004;

  • авторской программы по литературе для 5-11 классов под ред. Коровиной В.Я. - М., «Просвещение», 2009 г.

  • основной образовательной программы основного общего образования школы;

  • учебника «Литература». 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред. Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г.,

входящего в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;

  • учебного плана школы на 2015/2016учебный год;

  • календарного учебного графика на 2015/2016учебный год

Цели и задачи изучаемого предмета

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • -освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • -овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- познакомиться с такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

-развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Изменения, внесенные в программу:

Авторская программа рассчитана на 102 часа. Данная рабочая программа соответствует авторской программе, составлена согласно учебному плану школы (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание курса литературы в 9 классе

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы ХVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов

Жизнь и творчество.(Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев

Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. - 1ч.

Василий Андреевич Жуковский

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин

Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи - значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь

Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский

Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский

Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века-1ч.

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин

Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков

Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов

Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын

Слово о писателе.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок

Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин

Слово о поэте.

«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский

Слово о поэте

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева

Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий

Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова

Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак

Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский

Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл

Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах - знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери

Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

Теория литературы. Философски - драматическая поэма.

Количество учебных часов

Раздел

Кол.

часов

Внеклассное чтение

Сочинение

Контр. и зачетные работы


Введение




1

-




Из древнерусской литературы


2

-




Из литературы 18 века

10


1



Из литературы 19 века


54

4

5

2


Из литературы 20 века

10


1


Из русской поэзии 20 века


17

2




Из зарубежной литературы


8

1




Итого

102

7

6

3

Учебно-методическое обеспечение


Литература

для учителя:

основная

  1. Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

  2. Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004

  3. Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

дополнительная:


  1. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. - Москва: «Просвещение», 1990.

  2. Обучение сочинениям на свободную тему. Ю.С.Пичугов. Москва, «Просвещение», 1986.

  3. Русская литература. Справочные материалы. Л.А.Смирнова. Москва, «Просвещение», 1989.

для учащихся:

основная

1.Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

дополнительная:

2.CD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008

3.«Первое сентября» festival.1 september.ru.

Материально- техническое обеспечение

Данный компонент прописан в паспорте кабинета №10



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения литературы обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х - ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Оценка достижения планируемых образовательных результатов учащихся

Критерии оценивания предметных знаний, умений, навыков прописаны в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся школы.


Формы оценивания образовательных результатов учащихся

Вид контроля

Тема работы

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности

урока из тематического поурочного

плана

Дата

проведения

урока

1

1

Р.Р. Подготовка к

сочинению

«Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

Учебники Коровина В.Я.,

Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

13

сентябрь

2

2

Р.Р. И. А. Гончаров.

«Мильон терзаний».

Подготовка к домашнему сочинению по комедии

«Горе от ума».

И.А.Гончаров «Мильон

терзаний»

24

октябрь

3

3

Контрольная работа

по романтической

лирике начала XIX века,

комедии «Горе от ума»,

лирике А.С.Пушкина

Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.

Уроки литературы в 9 классе.

Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

29

ноябрь


4

Р.Р. Пушкинский

роман в зеркале

критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев,

Ф.М.Достоевский,

философская критика

начала ХХ века. Роман А.С.

Пушкина и опера

П.И.Чайковского.

Подготовка к сочинению

по роману А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.

Уроки литературы в 9 классе.

Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

37

ноябрь


5

Р.Р.Споры о

романтизме и реализме

романа «Герой нашего

времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман

«Герой нашего времени»

в оценке В.Г.Белинского.

Подготовка к сочинению

В.Г.Белинский «Герой нашего времени"

49

декабрь


6

Контрольная работа по

лирике М.Ю.Лермонтова,

роману

«Герой нашего времени»

Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.

Уроки литературы в 9 классе.

Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009

50

декабрь


7

Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души».

Обучение анализу эпизода.

Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.

Уроки литературы в 9 классе.

Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

52,53

декабрь


8

Р.Р. Подготовка к

сочинению-ответу на

проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев

русской литературы

XIX века?» (На примере произведений

А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского,

Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)

(По выбору учащихся.)

Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.

Уроки литературы в 9 классе.

Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.

66

февраль


9

Контрольная работа

( зачетное занятие) по произведениям второй

половины XIX и ХХ века

Учебники Коровина В.Я.,

Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2009.

77

март










Тематический поурочный план

п/п

Тема урока


Тип урока

Виды деятельности учащихся

Планируемые образовательные результаты

Формы и методы обучения

Оборудование

Дата

Примечание


план

факт




Введение 1ч



1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Урок-лекция

Самостоятельная работа. Составление тезисов лекции

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

объяснительно-иллюстративный






Из древнерусской литературы 2ч

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный

характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Урок изучения нового материала

поисковая

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер. Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Исследовательский метод

Групповая работа


festival.1 september.ru.

Презентация «Литература древней Руси»




3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

Урок контроля и проверки знаний

Поисковая

Знать: жанр и композицию произведения, художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Чтение текста. Анализ текста

Художественный текст произведения





Из литературы 18 века 9ч+1ч р.р.


4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции.

работа с книгой

festival.1 september.ru.

Презентация «Классицизм и его основные черты»




5

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов - реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа я учебником

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Сообщения учащихся

Индивидуальная работа

Видеофильм «М.В.Ломоносов»




6

М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Прославление родины, мира, науки и просвещения.

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины, мира, жизни и просвещения в оде.

Словесный и наглядный методы Чтение и анализ текста

Выразительное чтение

Памятка «Анализ стихотворения»




7

Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.

festival.1 september.ru.

Презентация «Г.Р.Державин»




8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

Комбинированный урок

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: «забавный русский слог» Державина и его особенности.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Выразительное чтение наизусть

festival.1 september.ru.

Презентация «Мастерство поэта Г.Р.Державина»




9

А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение

русской действительнос

ти. Критика крепостничества.

Урок изучения нового материала

частично-поисковая

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

рассказ, беседа

festival.1 september.ru.

Презентация «А.Н.Радищев»




10

Особенности повествования в «Путешествии…».

Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Практикум

исследовательская

Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею прлоизведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

Чтение и анализ текста

Памятка «Анализ эпизода»




11

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа, работа с учебником

Знать: понятие сентиментализм и его особенности. Утверждение общечеловеческих ценностей.

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Частично-поисковый метод, работа с книгой

сообщения учащихся

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество Н.М.Карамзина»




12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Урок изучения нового материала

Работа с текстом

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию

Чтение и анализ текста





13

Р.Р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

Урок развития речи

Самостоятельная работа. Работа с памяткой

Знать: основные темы, поднимаемые писателями ХVIII века.

Составление плана сочинения, отбор материала, анализ текстов

festival.1 september.ru.

Памятка «Как писать сочинение»





Шедевры русской литературы 19 века 47ч +7ч р.р.


14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература

Урок-практикум

Работа с ИКТ

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос. Направлений

Лекция, беседа

festival.1 september.ru.

Презентация «Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века» .




15

Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.

Урок изучения нового материала

Поисковая

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений. Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Презентация учащихся о В.А.Жуковском

festival.1 september.ru.

Презентация «В.А.Жуковский»




16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения. Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Жанр баллада

Чтение и анализ текста

festival.1 september.ru.

Памятка «Анализ стихотворения»




17

А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать: жизненный путь и творчество писателя. нать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Индивидуальная работа

Сообщение учащегося

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»




18

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: сюжет и композицию пьесы

Групповая работа

Чтение текста





19

20

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

Урок контроля и проверки знаний

Исследовательская

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии. Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Групповая работа

Афоризмы из комедии (работа с текстом)

festival.1 september.ru.

Презентация «Москва 19 века»




21

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: роль личности автора.

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлятьвнешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Составление характеристики героя

Художественный текст произведения




23

Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: черты классицизма и реализма в комедии.Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Составление плана анализа эпизода.

Анализ эпизода

festival.1 september.ru.

Презентация «Анализ эпизода»




24

Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Урок-практикум

Конспектирование, работа с учебником

Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным.

Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Работа с критической статьёй: составление тезисов статьи «Мильон терзаний»

Критическая статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»




25

А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

Урок изучения нового материала

Беседа , рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Сообщения учащихся

festival.1 september.ru.

Презентация «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество»




26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Знать: смыслообразующие изобразительно-выразительные средства

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.

Чтение и анализ лирического произведения, составление плана анализа

Памятка «Анализ стихотворения»




27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

Уметь выразительно читать стихотворения, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

festival.1 september.ru.

Презентация «Адресаты любовной лирики поэта».




28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

festival.1 september.ru.

Памятка «Анализ стихотворения»




29

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Методы контроля и самоконтроля: тестирование, письменный ответ на вопрос

festival.1 september.ru.

Тесты по творчеству А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина




30

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

Урок внеклассного чтения

Исследовательская

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Чтение и анализ произведения

Фрагмент видеофильма «Цыганы»




31

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа. Уметь выделять смысловые части текста

Чтение текста

Ответ на заданный вопрос

festival.1 september.ru.

Презентация «Роман «Евгений Онегин»




32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

Урок-практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт.Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

Составление сравнительной характеристики героев

festival.1 september.ru.

Презентация «Онегин и Ленский»




33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольг

Урок-практикум

Проектно-исследовательская

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев).Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Работа с критической статьёй (составление тезисов статьи В.Г.Белинского)

festival.1 september.ru.Презентация «Татьяна-милый идеал»




34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

Урок-практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: сюжет романа.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Анализ эпизода.

Создание проблемной ситуации

festival.1 september.ru.

Презентация «Татьяна и Ольга»




35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Поисковый метод

(лирические отступления в романе, их роль в произведении

Раздаточный материал. Лирические отступления в тексте. Анализ текста




36

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

Урок изучения нового материала

Составление конспекта

Знать: реализм романа; художественные особенности романа. Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Сообщения учащихся

Материал учебника




37

Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»


Урок развития речи

Конспектирование, работа с учебником

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков.

Уметь составлять тезисы критической статьи.Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст с учетом норм русского литературного языка..

Работа с критической статьями

Критическая статья




38

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

Внеклассное чтение

Самостоятельное чтение и анализ

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты.Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение

Уметь рассуждать по поднятым в произведении проблемам

Самостоятельное чтение и анализ текста

festival.1 september.ru.

Презентация «А.С.Пушкин. Моцарт и сальери»




39

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений.

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выразительное чтение

festival.1 september.ru.

Презентация «Музей- усадьба в Тарханах»




40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии.Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

Памятка «Анализ стихотворения»




41

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

Урок-презентация


Проектно-исследовательская

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка.Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на. Лексическом уровне

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

festival.1 september.ru.

Презентация «Адресаты М.Ю. Лермонтова»




42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: основной пафос стихов Лермонтова.Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

Памятка «Анализ стихотворения»




43

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать: особенности композиции романа. Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Чтение и анализ произведения

festival.1 september.ru.

Презентация «Герой нашего времени»




44

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Урок контроля и проверки знаний

Исследовательская

Знать: концепция личности. Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Групповая работа

сравнительная характеристика героев

festival.1 september.ru.

Презентация «Печорин в системе образов»




45

46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Урок-практикум

Исследовательская

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Создание проблемной ситуации

festival.1 september.ru.

Презентация «Образ Печорина»




47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов

Анализ эпизода

Раздаточный материал




48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: композиционная функция женских образов.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов

Анализ эпизода

Презентация «Анализ эпизода»




49

Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями.

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

Отбор материала, составление плана

Памятка «Как правильно писать сочинение»»




50

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

Тестирование, сочинение

festival.1 september.ru.

Тесты по лирике и роману М.Ю.Лермонтова




51

Н.В. Гоголь:. Слово о писателе. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы .Знать страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Беседа, рассказ

festival.1 september.ru.

Презентация «Н.В. Гоголь»




52

53

Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках.Знать содержание поэмы, представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Анализ эпизода

Памятка «Анализ эпизода текста»




54

Образ города в поэме «Мертвые души»

Практикум

Проектно-исследовательская

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.

Выборочное чтение, анализ эпизода

festival.1 september.ru.

Презентация «Помещики в поэме»




55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

Урок изучения нового материала

Самостоятельная работа

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое. Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов

Составление характеристики героя

festival.1 september.ru.

Презентация «Образ Чичикова в поэме «Мертвые души»




56

57

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: единство комического и лирического начал.

Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов

Составление и отбор материала к теме сочинения

Критическая статья В.Г.Белинского




58

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок».Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Чтение и анализ пьесы

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество А.Н.Островского»




59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

Работа со словарем и книгой

Памятка «Анализ эпизода текста»




60

61

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: традиции изображения «маленького» человека

Чтение и анализ произведения

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество М. Ф.М.Достоевского»




62

Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

Практикум

Самостоятельная работа

Знать: проблемы повести; психологизм повести . Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Анализ эпизода

Памятка «Анализ эпизода текста»




63

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого: психологизм, роль внутреннего моно-

лога в раскрытии души героя

Урок внеклассного чтения

Самостоятельная работа

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции. Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения, о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Чтение и анализ произведения. Анализ эпизода

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого»




64

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа. Уметь выявляь индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Исследовательский метод. Роль детали в рассказах Чехова.

festival.1 september.ru.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»




65

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

Практикум

Самостоятельная работа

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказа.Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Поисково-исследовательский метод

Памятка «Анализ эпизода текста»




66

Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

Урок развития речи

Самостоятельная работа

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы. Уметь составлять связное высказывание на тему

Проблемный вопрос, ответ на проблемный вопрос

Памятка «Как правильно написать сочинение- рассуждение»




67

Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

Урок внеклассного чтения

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Уметь анализировать поэтические произведения

Чтение и анализ стихотворения

festival.1 september.ru.

Презентация «Лирика поэтов 19 века»





Из русской литературы 20 века 10ч








68

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

Урок-лекция

Конспектирование, работа с учебником

Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений. Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Словесный

наглядный

презентация

festival.1 september.ru.

Презентация «Жанры и направления литературы 20 века»




69

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

Урок изучения нового материала

Проектно-исследовательская

Знать: биография писателя,

текст произведения.

Уметь анализировать произведение


Презентация учащихся

«И.А.Бунин»




70

Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

Практикум

Исследовательская

Знать: композиция рассказа. Знать содержание рассказа «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

Анализ эпизода

Памятка «Анализ эпизода текста»




71

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником, сообщения учащихся

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика. Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести


Видеофильм «Собачье сердце»

Презентация «М.А.Булгаков»




72

Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Знать: проблематика повести. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Исследовательский метод. Работа с текстом.

Памятка «Анализ эпизода текста»




73

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

Уметь анализировать произведение

Анализ текста.

festival.1 september.ru.

Презентация учащихся

«М.А.Шолохов»




74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя.

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Анализ эпизода.

Памятка «Анализ эпизода текста»




75

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя. Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа


festival.1 september.ru.

Презентация «А.И.Солженицын. Жизнь и творчество»




76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

Практикум

Самостоятельная работа

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи. Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Анализ текста.

Ответ на проблемный вопрос

Памятка «Анализ эпизода текста»




77

Контрольная работа

( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века

Урок контроля и проверки знаний

Самостоятельная работа

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения

Методы контроля и самоконтроля

festival.1 september.ru.

Тест по произведениям литературы второй половины 19 века и 20 века




Из русской поэзии 20 века 17ч




78

Русская поэзия «серебряного века».

Урок-лекция

Конспектирование, работа с учебником

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале

Уметь конспектировать лекцию.

Лекция

беседа





79

А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта. Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Выразительное чтение наизусть

festival.1 september.ru.

Презентация «А.А.Блок. Жизнь и творчество»




80

С.А. Есенин. Слово о поэте. . Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: тематика стихотворений. Есенинский стиль. Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение. Анализ стихотворения

festival.1 september.ru.

Презентация

«С.Есенин. Жизнь и творчество»




81

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

Практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: сквозные образы в лирике поэта. Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Репродуктивный

Исследовательский метод

festival.1 september.ru.

Презентация «Цветовая гамма в лирике С. Есенина»




82

83

В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии. Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.


festival.1 september.ru.

Презентация

«В.Маяковский. Жизнь и творчество»




84

М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Чтение и анализ стихотворений

festival.1 september.ru.

Презентация

«М.Цветаева. Жизнь и творчество»




85

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период

Практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: особенности поэзии Цветаевой. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии

Памятка «Анализ стихотворного текста»




86

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого, тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение. Наглядный метод


festival.1 september.ru.

Презентация

«Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество»




87

А.А Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Урок изучения нового материала

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: А.Ахматова - представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы, особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы, чтение и анализ стихотворений


festival.1 september.ru.

Презентация

«А.Ахматова. Жизнь и творчество»




88

Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

Практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать: судьбу поэта и стихи. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выразительное чтение и анализ стихотворений

Памятка «Анализ стихотворного текста»




89

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: философская глубина лирики поэта. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи

festival.1 september.ru.

Презентация

«Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество»




90


А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» .

Урок изучения нового материала

Конспектирование, работа с учебником

Знать: основные мотивы творчества. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Лекция с элементами беседы

festival.1 september.ru.

Презентация

«А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество»




91

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом…».

Проблемы и интонации стихов о войне

Практикум

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта. Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…»

Памятка «Анализ стихотворного текста»




92-93

Внеклассное чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков

Урок внеклассного чтения

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов

Аудиозапись «Русские романсы»




94

Зачетное занятие по русской лирике 20 века

Урок-зачет

сообщения учеников, выразительное чтение, анализ поэтического текста

Знать содержание стихотворений поэтов 20 века. Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему.

Тест по лирике 20 века






Из зарубежной литературы 6ч

95

Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

Урок внеклассного чтения

Самостоятельная работа

Знать: тематика и особенности произведений. Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.


Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.

festival.1 september.ru.

Презентация «Античная лирика»




96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

Урок изучения нового материала

Исследовательская

Иметь представление о творчестве Данте, о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.Знать: множественность смыслов поэмы

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы

festival.1 september.ru.

Презентация «Данте Алигьери»




97

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

Урок изучения нового материала

Сообщения учащихся

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии.

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).

festival.1 september.ru.

Презентация «У.Шекспир»




98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы

Практикум

Самостоятельная работа

Знать: трагедия как драматический жанр.Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Работа с текстом, рассказ учащихся по вопросам

festival.1 september.ru.

Презентация Гамлет как вечный образ мировой литературы




99

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

Урок изучения нового материала

Сообщения учащихся

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения. Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (Обзор содержания

festival.1 september.ru.

Презентация «И.В.Гёте»




100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

Урок -практикум

Самостоятельная работа

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература. Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

Выразительное чтение отрывков

festival.1 september.ru.

Презентация «Фауст- вечный образ мировой литературы»





Повторение изученного в 9 классе 2ч



101-102

Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Урок-зачёт

Самостоятель

ная работа

Ответы на вопросы (по уровням)

Рекомендации для летнего чтения



























© 2010-2022