План-конспект урока внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

План-конспект урока внеклассного чтения  по повести А.С.Пушкина  «Станционный смотритель». Урок разработан учителем русского языка и литературы Лисименко О.В.   Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» ( Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель». Цели и задачи урока: 1.    Проанализировать повесть. 2.    Обсудить проблемы, поднимаемые автором. 3.    Дать характеристику героям, их поступкам. 4.    Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне. 5.    Дать толкова...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока внеклассного чтения по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Урок разработан учителем русского языка и литературы Лисименко О.В.

Тема « Почитай отца твоего и мать твою…» ( Нравственная проблематика повести А.С. Пушкина « Станционный смотритель».

Цели и задачи урока:

  1. Проанализировать повесть.

  2. Обсудить проблемы, поднимаемые автором.

  3. Дать характеристику героям, их поступкам.

  4. Сопоставить историю Дуни с притчей о блудном сыне.

  5. Дать толкование понятиям «НРАВСТВЕННОСТЬ», « ПРИТЧА», «МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК», «ДИКТАТОР»?

  6. Обсудить заранее приготовленные обложки к повести.

Оборудование урока:

  1. Текст повести.

  2. Оформление доски.

  3. Карточки для словарной работы ( НРАВСТВЕННОСТЬ,ПРИТЧА,МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК).

  4. Карточки с текстом поучения Святителя Тихона Задонского.

  5. Иллюстрации к « Притче о блудном сыне», портреты главных героев, взятые из кинофильма. ( Репродукции Рубенса, Рембранта).

ХОД УРОКА.

-Сегодня мы завершаем наш разговор по творчеству А.С.Пушкина. А завершим мы его анализом замечательного произведения «Станционный смотритель».

-Откройте тетради и запишите число и тему…

-Давайте обратимся к теме урока. Как вы понимаете смысл слова « ПОЧИТАЙ»? (ученики предлагают свои варианты).

Итог обсуждения запись в тетради определения « почитай-уважай , люби, помогай.

- Как понимаете смысл « нравственный», «нравственная проблематика»? Какие нравственные проблемы можете назвать? (Добро, зло, милосердие,любовь, счастье и др.)

-Т.о, нравственные проблемы- это проблемы , связанные с духовной жизнью человека. Вся наша жизнь подчинена определенным законам. Есть научные законы: математики , физики… А есть законы жизни- нравственные законы: что есть добро, что есть зло ? Кого надо любить, а кого -ненавидеть?

Без знания этих законов человеку будет трудно жить среди людей, разобраться в трудных жизненных ситуациях…

-Ребята, а где мы можем найти ответы на эти вопросы?( обсуждение). Вывод- Библия , художественная литература, сама жизнь.

-одна из очень важных, вечных проблем -это взаимоотношение отцов и детей, отношение детей к своим родителям. Разобраться в этом вопросе нам поможет повесть Пушкина.

-Давайте сначала узнаем историю создания повести.( сообщение ученика).

(Повесть входит в цикл повестей Белкина. Цикл создан в знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткий период : с 9 сентября по 20 октября. Кроме « Станционного смотрителя» сюда вошли повести: « Выстрел», « Метель», « Гробовщик», « Барышня- крестьянка». Цикл предворяет предисловие « От издателя». Роль издателя, вероятно, Пушкин взял на себя, обозначив инициалы «А.П.»; авторство же приписал провинциальному помещику Иван Ивановичу Белкину.

В роли рассказчика выступает И.И. Белкин, потом несколько «особ», будто бы поведавших ему свои истории, герои историй и , наконец, сам Пушкин.

- Итак , давайте обратимся к повести. Прочитаем эпиграф.

- Кто такой « ДИКТАТОР»? ( Обсуждение вариантов).

Вывод записываем в тетради « Правитель, пользующийся неограниченной властью».

- Можем мы назвать Вырина - диктатором? ( Конечно же нет, здесь грустная авторская ирония).

-А кто такой Вырин? ( Станционный смотритель).

-Давайте послушаем сообщение о профессии главного героя .( Сообщение ученика).

… Во времена Пушкина люди делились в соответствии с « Табелем о рангах». Вырин занимает самую низкую строку табеля

-А как зовут главного героя?

- Ничего вас в имени не насторожило? ( Самсон- это библейский богатырь!!!)

- Опять звучит грустная авторская ирония.

- А что узнаем о главном герое? Чтение со слов «… Кто не проклинал… до…следующего по казенной надобности».

- Что мы можем сказать о положении Самсона Вырина в обществе? ( Маленький человек).

_ Удивительно , но Пушкин делает героем своего произведения МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА, обращает внимание на его внутренние переживания, его чувства. К этой проблеме позже обратятся в своем творчестве и другие писатели: Гоголь , Достоевский и др.

- Мы еще вернемся к главному герою, а сейчас давайте обсудим , почему же проблема взаимоотношения отцов и детей важная, вечная, актуальная?

- Как дети должны относиться к своим родителям?( Ученики обсуждают).

- Вот видите, вроде бы все ясно ,просто. Но почему же этот вопрос так волнует писателя? Слова эпиграфа взяты из Библии. Этот вопрос интересует не только писателей , но и служителей церкви. Давайте обратимся к работе одного из служителей церкви Тихона Задонского (Текст у каждого ученика. Читает подготовившийся ученик).

« Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, родившим тебя, да благо тебе будет. Кого тебе и почитать как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели , показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, и буде им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяния тебе показанное, воздать не сможешь. Много они тебе обдолжили, много и ты им должен: являй им сердечную благодарность через все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны.

Почтение сие в том состоит: любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними предстоять, в случае честнейшее место им отдавать, когда говорят- слов их не прерывать…, дела никакого без них не начинать, ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести».

-Давайте переведем на современный язык слова Тихона Задонского. (Почитать родителей- это любить их, говорить о них уважительно, вставать перед ними, стоять перед сидящими,предоставлять лучшее место, не говорить одновременно с ними,не начинать дела без их согласия, не делать того, за что им будет стыдно.

- Мысленно ответьте на вопрос , а вы почитаете родителей так , как написано в поучении?

-Вернемся к нашему герою. От кого мы узнаем историю Вырина?( И.И. Белкина).

-Каким предстает главный герой? Что мы узнаем о его жизни? ( Можно использовать цитаты из текста).

-Почему автор акцентирует внимание на положении Вырина в обществе? По каким законам жили люди? (По тексту. « Чин чина почитай…», т.е. главное не человек , а чин!!!)

-Где живет герой? Что привлекло ваше внимание?(« КАРТИНКИ» на стене, из «Притчи о блудном сыне».)

- Вспомним сюжет притчи. Что такое « притча»? (- поучение , иносказание).

- Что такое «блуд»? Как понимаете?(- уклонение от прямого пути).

-Сообщение ученика ( краткое содержание притчи).

- В чем смысл притчи? ( Возвращение блудного сына - великое счастье отцу).

- В словаре В. И. Даля есть такая пословица « Блудный сын - ранняя могила отцу». Согласны вы с этим утверждением?

Сопоставление « картинок»: 1- Блудный сын просит благословения; 2- Развратная жизнь; 3- Пасет свиней; 4 -Возвращение блудного сына.

-Похожа история Дуни с историей блудного сына?

- В чем самое главное различие? ( Дуня не застала отца в живых- позднее раскаяние).

- Почему Пушкин называет иллюстрации « КРТИНКИ»?( Дуня никогда не задумывалась над их смыслом, для нее -это просто часть декора!!!)

-Каким мы видим Самсона Вырина во второй приезд рассказчика? Легко нам узнать главного героя? Что произошло за это время? ( Беда сломила Самсона Вырина , он пьет, он потерял смысл жизни, любовь, саму жизнь).

-Что добило Самсона Вырина? Что плохого, что его дочь удачно вышла замуж? ( Приезд в город , встреча с Минским . По тексту «…Минский вышел к нему в халате…)

- Что больше всего возмутило вас в поведении Минского ( Деньги).

БЕДНЯК, « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ОСТАЛСЯ «Маленьким человеком»: его оскорбили , растоптали, унизили… Но все же денег не взял!!! Почему?

ДОЧЬ, ЛЮБОВЬ,СЕМЬЮ КУПИТЬ И ПРОДАТЬ НЕЛЬЗЯ!!! НЕ ВСЕ В ЖИЗНИ ПРОДАЕТСЯ И ПОКУПАЕТСЯ! !! МИНСКИЙ ЭТОГО НЕ ПОНИМАЕТ, А « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК» ЗНАЕТ! ДА , ОН БЕДЕН, ДА , ОН ВНИЗУ ТАБЕЛЯ, НО МОРАЛЬНО ОН ВЫШЕ, ОН ЛУЧШЕ РАЗБИРАЕТСЯ В НРАВСТВЕННЫХ ЗАКОНАХ ЖИЗНИ!!!

-Все же , почему главный герой не рад счастью дочери?( История Дуни -это, скорее, исключение их правил. Чаще всего такие истории кончались трагически. Вырин хорошо знает законы , по которым живет общество. Ему тяжело поверить в любовь богатого и бедной).

- Как вы оцениваете поступок Дуни?

-Дуня приносит отца в жертву своему счастью: она богата ,любима, у нее семья… Но счастлива она, по вашему мнению?

-Обратимся к финалу повести. Чтение со слов « ЗНАЛ ЛИ ТЫ ПОКОЙНИКА….»

-Почему историю конца смотрителя рассказывает ребенок? Случайно это , по вашему мнению?( Из рассказа мальчика мы узнаем , как дети любили Самсона Вырина, каким он был добрым, возился с ними… Он мог быть хорошим дедушкой…Но дети Дуни уже не узнают этого…).

-Ребята, в Писании сказано: « Зло , посеянное в детях, умножится во внуках». Как понимаете смысл?

-Кто , по вашему , виноват в трагедии Вырина? Только ли Дуня? ( Обсуждение).

- Наверное, и отец виноват в чем-то. Ведь Дуня его дочь, он ее воспитал такой.

- Один литературовед сказал : « Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а его представление о том

, как сложится судьба его дочери». М. Гершензон

-Согласны вы?

-Попытайтесь дописать счастливый финал. Как бы сложилась судьба героев?

-Давайте подведем итог нашего разговора.

- Какую нравственную проблему поднимает Пушкин?

-О чем заставила задуматься повесть?

- В чем ее актуальность?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Напишите обращение к своим сверстникам о том , как необходимо относиться к родителям.







© 2010-2022