- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Представление педагогического опыта Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Представление педагогического опыта Формирование ключевых компетенций обучающихся в процессе применения технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Батерякова Н.Ш. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Формирование ключевых компетенций обучающихся
в процессе применения технологии интенсификации обучения
на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»
1. Актуальность и перспективность опыта
(степень соответствия современным тенденциям развития образования,
его практическая значимость).
Известно, конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, языковая и речевая компетенция учащихся. Каждый педагог заинтересован в позитивных результатах своей деятельности. И здесь на помощь приходят образовательные технологии, которые нацелены на личность, отсюда - рост мотивации к предмету и в итоге - хорошие результаты.
На протяжении нескольких лет использую технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, предложенную педагогом-новатором В.Ф.Шаталовым.
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон - внимания, памяти, воображения и т.д., а как общее развитие личности. А это значит развитие наблюдательности, мышления и практических действий во всех сферах деятельности и жизни, а не только в учебной. В этом и актуальность темы, и необходимость организации уроков, помогающих раскрывать собственное «я» учащегося. Сейчас стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод заучивания, текстуального запоминания становится неприемлемым. Это ведет к снижению успеваемости, порождает отрицательное отношение к учению.
Перспективность данного опыта - это путь к развитию познавательной активности учащихся. Это значит, что ученик может получить нужную ему информацию по любому разделу учебного предмета за несколько минут, играючи, просмотрев все изученное за учебную четверть в опорных конспектах. Подача теоретического материала осуществляется крупными блоками. Это позволяет увеличить объём изучаемого раздела без перегрузки учащихся. Такой подход соответствует современным психологическим рекомендациям. Несмотря на многое положительное, что содержится в методической системе В.Ф. Шаталова, она по своей сути является традиционной и не решает ряд принципиально важных в настоящее время проблем, прежде всего, проблемы развития творческих способностей учащихся. Но построение системы использования опорных конспектов в системе развивающего обучения устраняет эти недостатки. Деятельность базируется на следующих основных принципах: привлечение учащихся к активной работе по составлению опорных конспектов, осуществляемое в различных формах; постепенное повышение степени самостоятельности учащихся при разработке опорных конспектов; учет индивидуальных особенностей учащихся.
Данный педагогический опыт считаю соответствующим современным тенденциям развития образования.
2. Концептуальность
(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Практика убеждает в том, что отказываться от воспроизводящего обучения нельзя. Вместе с тем необходимо устранение его негативных последствий. Это возможно при модернизации традиционного обучения, а также при сочетании и интеграции способов обучения, обеспечивающих и усвоение знаний, умений, и развитие обучающихся.
Становлением опыта является применение данной технологии в учебном процессе, где данная методика позволила учить не только быстрее, но и лучше. И это «лучше» касается не только глубины и прочности знаний, но и их качества, а самое главное мотивации учения, отношения детей к самой учебной деятельности как к увлекательному труду, доставляющему удовольствие и радость развития ума, всех внутренних сил. Обучение всех детей, с любыми индивидуальными данными, формирование УУД - таковы целевые ориентации этой технологии.
Своеобразие опыта. Если применять данную технологию в учебном процессе, то результатом работы станет раскрепощённость, создающаяся при свободном выборе задач, системы опорных сигналов, способствующих быстрому восстановлению в памяти изученного материала, осознанию его структурно-логических связей и одновременно развитию ассоциативно образного мышления, а также восприятия, внимания, воображения, устной и письменной речи, - все это подчинено одной цели. Цели создания условий, при которых ученик мог бы учиться победно.
Новизна. На всех этапах я выступаю как организатор и руководитель процесса, а ученики выполняют роль самостоятельного исследователя проблем, разрешение которых приводит к определенной структуре знаний, умений и навыков.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Обоснования для введения опорных сигналов и их использования в учебном процессе.
В практике обучения русскому языку стало традицией дробить разделы на мелкие части. Однако, на пути достижения положительных результатов перед учителем и учениками (основными участниками учебного процесса) возникают многочисленные трудности. Учащиеся пропускают по болезни и другим причинам, нет условий и возможностей вести дополнительную индивидуальную работу, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях, мало времени на тренировочные упражнения по отработке практических навыков и умений, на закрепление и т.д. введение в учебный процесс опорных сигналов позволяет устранить эти трудности.
Наличие теоретической базы опыта. Ведущая педагогическая идея.
Одна из концепций, отвечающих новым условиям, - концепция развивающего обучения. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Пестолоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.Г. Разумовского, Н.А. Менчинской, И.С. Якиманской, Г.К. Селевко и др.
Развивающее обучение направлено на формирование личности ученика, его цель - развитие школьника, его интеллекта, а в основе процесса обучения самостоятельная познавательная активность.
Организация развивающего обучения предполагает освоение определенной системы знаний, создание условий для овладения приемами умственной деятельности, т.е. условий для максимальной реализации способностей.
В 70-ые годы В.Ф. Шаталовым была разработана система крупноблочного введения теоретических знаний, которая обеспечивала ускоренное обучение всех учащихся, формирование прочных знаний, успешное обучение. Основу его методики составляет использование опорных конспектов в процессе обучения. Данная идея получила широкое распространение среди преподавателей разных дисциплин в школах.
Педагогическая система В.Ф. Шаталова составляет основу технологии интенсификации обучения при помощи схемных и знаковых моделей учебного процесса. Идеи данной педагогической системы были реализованы в предметных технологиях В.М. Шейманом, Ю.С. Меженко, Д. Шевченко, Б.В. Фурманом, Г.Д. Лупповым, А.И. Пастуховым и др. Каждый из них брал на вооружение основные идеи из опыта В.Ф. Шаталова, вносил что-то свое и совершенствовал методику использования учебных опор в обучении.
Теоретическая база моего педагогического опыта - это работы Лернера И. Я., Менчинской Н. А., Лысенковой С.Н., Шаталова В. Ф., Гильбух Ю. З., Занкова Л. В. по формированию и развитию творческих способностей школьников, работе с одаренными детьми.
В основе педагогической технологии, по которой работаю, - ведущая педагогическая идея В.Ф.Шаталова «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала». Последователь этой методики Ю.С.Меженко скорректировал организационно - методическую систему интенсивного обучения применительно к русскому языку и литературе.
Данная технология обучения является настолько гибкой, что позволяет использовать любые современные технологии и методики, предоставляя учителю простор для творчества.
Оптимальность и эффективность средств.
В методической копилке каждого педагога есть немало эффективных средств обучения.
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, , Adobe Photoshop CS2, использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), локальную сеть, выход в Интернет, интерактивную доску, мультимедийный проектор, использую инновационные образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР НП), с помощью этих программ и оборудования создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.
- Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, групповые технологии, индивидуальные, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания.
- Большое внимание уделяю применению ИКТ в преподавании и управлении учебным процессом.
Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности.
Компьютерная (информационная) технология, основанная на эффективности организации и управления процессом обучения, тесно взаимосвязана с технологией обучения на основе конспектов и опорных сигналов В.Ф.Шаталова, способствующей активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Уроки с компьютерной поддержкой вызывают живой интерес у детей, активизируют их практическую деятельность. ИКТ дают возможность в большей степени индивидуализировать процесс обучения, уменьшая фронтальные виды работы и увеличивая долю индивидуально-групповых методов обучения.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).
Данная методика и имеет ряд достоинств:
-
позитивная динамика степени обученности;
-
увеличение количества творческих работ;
-
повышается интерес к изученной теме;
-
способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
-
повышается уровень мотивации.
Я считаю, если применять данную технологию в учебном процессе, то это дает эффективные и воспитательные результаты:
• каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие и воля;
• возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях, формируется честность, ответственность.
Для ученика опорный конспект является «репетитором». Ребенок не зависит от учителя. Он в любое время может обратиться к конспекту. Детям работа с опорными конспектами интересна. Им хочется добиться лучших результатов. Это показывает 100% успеваемость, хорошее качество знаний.
Возможность тиражирования.
Возможность внедрения опыта «технология обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» представляет интересную область поиска для любого творчески работающего учителя. Главное - желание учителя, достаточное количество дополнительной литературы, делают возможным освоение данного опыта.
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися (критерий обязателен для аттестующихся на высшую категорию).
/Приложения размещены на диске, а также на персональном сайте slovo.sosh.ru/ /
В своей педагогической практике для стимулирования и мотивации учения использую разные формы и приёмы работы с учащимися.
1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.
2) Опорные конспекты, схемы, таблицы. Повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.
8) Творческие опорные конспекты учащихся по русскому языку и литературе.
3) Использую проблемно-поисковые методы на разных этапах урока. Но здесь необходимо учесть, чтобы проблемные ситуации находились в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. были доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.
4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.
5) Игровые приёмы.
6) Внеклассная работа по предмету. Выпускаем с ребятами школьную газету «На школьной волне». Ребята с удовольствием пишут небольшие заметки, берут интервью у сверстников, учителей, родителей.
7) На личном сайте размещены тесты и контрольные работы по разным разделам и темам русского языка. Учащиеся имеют возможность самостоятельно решать их. Это и самоконтроль, и самопроверка, и самообразование. Практикую выполнение контрольных на дому.
9) Уроки русского языка и литературы с применением ИКТ.
На сегодняшний день учитель владеет целым арсеналом методов и приёмов работы с учащимися. Главное, считаю, чтобы ребёнку было психологически комфортно. Мне близка позиция В.А.Сухомлинского: «Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудового. Вчера не понимал - сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел - сегодня научился. Вот в чём счастье! Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они … хорошо учились».
4