- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по русскому языку по теме
Открытый урок по русскому языку по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ишанова А.Т. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Правописание сложных имен прилагательных
Цели:
Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;
Развивающая: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;
Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, иллюстративный, частично-поисковый
Формы работы: групповая, индивидуальная
Приемы: путевой лист, разноуровневые задания
Оборудование: компьютер, проектор, карточки
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация прежних знаний.
Урок - повторение. На улице январь, белым-бело, а мне бы сегодня хотелось вам подарить немного солнца, весеннего настроения и море позитива. До наступления весны ещё месяц, но у нас распускаются цветы. И урок-повторение «Правописание сложных имен прилагательных» мы проведем в окружении цветов.
Каждый из вас получит путевой лист . Сегодня вы станете участниками мини-проектов по данной теме. Письменные самостоятельные и творческие задания выполняйте в этих листах. (см. приложение)
Обратите внимание на эпиграф к уроку
«Кружатся в вальсе цветочном
Красно-бордовые розы,
В платьицах желто-молочных
Рядом танцуют мимозы»
Вот и первое задание: Найдите в этом эпиграфе прилагательные, определите способ их образования.
-
Цветочном - суффиксальный
-
Красно-бордовые - дефисное написание
-
Желто-молочные - дефисное написание
Давайте сформулируем цель урока. Запишите каждый свою цель в путевой лист
-
Повторить способы образования сложных имен прилагательных и правила их написания.
3. Работа по таблице в путевых листах.
-
Правописание сложных имен прилагательных. Сформулировать правило слитного и раздельного написания прилагательных по данным примерам:
-
Слитно
Через дефис
Сложные прилагательные могут писаться через дефис.
-
Ярко-красный, бледно-розовый.
-
Машинно-тракторный (машина и трактор); русско-немецкий (русский и немецкий).
-
Юго-восточный (юго-восток), санкт-петербургский (Санкт-Петербург).
-
Белый-белый теплоход.
Слитно
Широкоэкранный - широкий экран
Дальневосточный - Дальний Восток
4. Самостоятельная работа по уровням
А) Задание 1-го уровня (на «3»)
-
Выпиши «третье лишнее».
1. (Немецко) французский , (садово)огородный, (железно) дорожный.
2. (Кисло) молочный, (сельско) хозяйственный, (ярко) желтый.
3. (Северо) восточный, (литературно) музыкальный, (судо) строительный.
-
Проверь себя!
1) железнодорожный;
2) ярко-желтый;
3) судостроительный.
Б) Задания 2-го уровня (на «4»)
Подберите к выделенным словам сложные прилагательные,
устно объясните их написание
Наступила весна. Из-под снега появились подснежники. Их стебельки потянулись к солнцу.
И трава проснулась, весело приветствуя нас своими листочками.
В) Задание 3-го уровня (на «5»)
Сочинение-миниатюра. Напишите словами маленькие портреты цветов
(Проигрывается музыка)
5. Отдохнем и поиграем!
Прочитайте и отгадайте загадки.
Есть на речках лесо-рубы
В серебристобурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Бежит, гудит,
В два глаза глядит,
А станет -
Ярко-красный глазок глянет.
3) В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А за ней синеет гвоздь -
Кислосладких ягод гроздь.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Прогулялся валко,
Шаткоровной сделалась площадка.
Все ли сложные имена существительные и имена прилагательные написаны правильно? Исправьте ошибки.
Пиши правильно!!!
Лесорубы - сложение с помощью соединительной гласной;
Серебристо-бурых - имя прилагательное обозначает оттенки цветов;
Кисло-сладких - может быть заменено равноправными словами с союзом и: кислый и сладкий;
Шатко-ровной - шаткой и ровной.
6. Итоги, выводы
В каких случаях сложное прилагательное пишется через дефис, в каких - слитно?
С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.
Тяжела ты, шапка Мономаха.
Повторение - мать учения.
Если день ничему не научился, зря прожил день.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Д/З Повторить тему «Сложные имена прилагательные»
Выписать из учебника «Русская словесность» 5 примеров слитного и дефисного написания прилагательных
Алматинская область, Енбекшиказахский район,
КГУ «сш. Им. Х. Бижанова с ДМЦ»
План-конспект урока
по русскому языку в 6 А классе
«Правописание сложных имен прилагательных»
Учитель Ишанова А. Т.
С. Шелек, 2014